Синопсис Д.Н. Дарби

Народ требует царя; Саул — человек по плоти

Но вера не передается по наследству. Самуил не мог сделать пророков из своих сыновей. Как судьи они были не лучше, чем сыновья Илия как священники, а народ сам не имел никакой веры, чтобы полагаться непосредственно на Бога. Он просит уподобить его прочим народам.

«Дай нам царя», — говорит народ Самуилу. Где был Сущий? Для Израиля нигде. Самуил чувствует нечестивость просьбы, и он обращается к Сущему. Признавая, что народ, как обычно, отверг Его, Бог повелевает Самуилу послушаться их голоса. Самуил предостерегает народ в соответствии со свидетельством Бога и показывает ему всю неразумность и все негативные последствия такого шага, но народ не хочет прислушаться к нему.

Бог посылает к пророку, направляя обстоятельства провидением, того, кого он избрал, чтобы удовлетворить плотские желания народа. Во всем этом он судит народ и его царя («Я дал тебе царя во гневе Моем и отнял в негодовании Моем» [Ос. 13,11]). Но Он помнит о своем народе, Он не покидает его. Он действует через Саула во благо народа, показывая им в то же время их неверность и впоследствии отсекая непослушного царя. Красота, высокий рост отличали сына Киса. Но в знамениях, которые Самуил дал ему, когда помазал его, заключался смысл, который должен был направить его помыслы на нечто другое, а не на самого себя.

Как часто бывает, что значение, язык совершенно понятны для того, у кого есть уши, чтобы слышать, и которые ускользают от нас, потому что наше отучневшее и очерствевшее сердце не обладает духовным разумением и проницательностью [Лук. 24,25]! Тем не менее, все наше будущее зависит от того, что тут сказано. Бог показал нашу неспособность к благословению, которое зависело от того, что было сказано. Однако недостатка в средствах не было.

Хотя значение этого обстоятельства было менее очевидным, чем значение других знамений, гроб Рахили должен был напомнить Саулу, сыну и наследнику по плоти того, кто родился там, что дитя страданий матери являлось сыном правой руки отца (Быт. 35,18).

Данные Богом знамения

Итак, Бог не покинул Израиль, вера там еще была, люди восходили к Богу. В Израиле были такие, которые помнили о Боге Вефиля, который открылся Иакову, когда он убегал[7], и Который в своей верности вернул его назад в мире, и Бог дает Саулу обрести расположение в их глазах. Слуги Бога Вефиля приветствуют его и укрепляют его в его пути. Но холм Бога находился в руках отряда филистимлян — другое обстоятельство, которое своим значением должно было тронуть сердце верного израильтянина, желавшего славы Бога и блага Его народу, но знамение, сопровождавшее это знамение, делало его намного более впечатляющим, ибо Дух Сущего сошел там на Саула и он стал другим человеком, призванным, следовательно, совершать то, что представится ему, ибо Бог был с ним (10,7)[8].

Часто вера ясно указывает, что следует делать, в то время как неверное и отучневшее сердце совсем не видит этого. И что же означают эти знамения? В Израиле есть те, кто помнит Бога Вефиля и кто ищет Его, — эти прямые и подготовленные сердца, которые знают Его как источник помощи для их веры. Но холм Бога, публичное место Его силы, — в руках Его врагов. Однако, даже если это так, Дух Бога на том, кто замечает это, и Дух сходит на него именно на этом холме. Имя Бога здесь так же многозначительно. Это Бог в абстрактном плане, Бог-Творец — речь идет о самом Боге. Дух Сущего на Сауле, потому что Бог возобновляет здесь свои отношения с Израилем.

Самуил, а не Саул, является связью между Богом и народом

Но Самуил по-прежнему единственный, кого Бог признает в качестве связующего звена между Ним и народом. Именно тогда, когда Саул общается с Самуилом, он становится другим человеком. Он должен дожидаться Самуила, чтобы узнать, что ему следует делать, чтобы благословение утвердилось на нем. Таким образом, он должен признать, что благословение связано с пророком, и не действовать без него; он должен ждать его с совершенным терпением (семь дней), с терпением, которое, покоряясь свидетельству Бога, не будет искать благословения вне Его путей.

Враги филистимляне

Здесь мы также видим в филистимлянах врагов, которые подвергали веру испытанию. У нас часто бывают враги, над которыми мы легко одерживаем победу, враги, посредством которых мы обретаем репутацию духовных, но которые не из тех, кто подвергает веру (со стороны Бога и, можно также сказать, со стороны врага) испытанию. Здесь необходимо, чтобы терпение имело свое совершенное действие. И филистимляне занимали такое место в отношении Саула. Было очень хорошо, что народ был избавлен от других своих врагов, но те, другие, были не из тех, кто расставлял им сети и являл силу врага в среде самого Израиля и обетований.

Властвуют ли духовные силы над нами в собрании, где должны осуществляться обетования Бога? И какую силу мы видим, чтобы ниспровергнуть силу зла и духовного нечестия в рамках исповедующей церкви?

Именно от филистимлян Саул должен был избавить народ Бога (смотрите 9,16). Холм Бога у них в руках (смотрите также 14,52). Если бы Саул дождался Самуила, тот возвестил бы ему все, что он должен был сделать. Итак, мы увидим, что два года спустя Саул будет подвергнут испытанию в этом отношении пред лицом филистимлян, и какой бы ни была задержка, ничего не изменилось; всякий промежуточный успех должен был привести к возрастанию его веры и укрепить его в послушании.

Избрание царя

Самуил созывает весь народ в Массифу. Там он показывает им их безумие, заключающееся в том, что они отвергли Бога их спасения. Он приступает к избранию царя по заповеди Бога. Бог отвечает на желание народа. Если плоть могла прославить Бога, то ничто не мешало призвать их к доверию Богу. Бог приспосабливается к ним в отношении внешнего, и, как нам известно, если бы народ последовал за Сущим, Сущий не оставил бы его (12,20-25).

И теперь, когда Бог поставил этого царя, те, кто не признает его, являются негодными людьми [букв. сынами Велиала, 10,27]. Народ, однако, едва ли видит во всем этом Бога и признает Его только в тех вещах, которые плоть может воспринимать, таких, как красота царя и успех его войска, то есть в вещах, в которых Бог приспосабливается к природе и в которых Он дарует свое благословение, чтобы Его признавали и на Него уповали. Они этому радуются, но на этом и останавливаются. Вера не от естества.