Синопсис Д.Н. Дарби

Жилище Сущего и Его торжественные праздники

Глава 16 связывает народ Израиля с местом пребывания Сущего посредством торжеств, в которых Он окружает себя своим народом, благословленным, счастливым в избавлении, которое Он даровал ему под своим управлением.

Пасха и то, о чем она напоминает

В этой главе говорится о трех торжественных праздниках: Пасхе, Пятидесятнице и празднике кущей. Дух каждого из этих праздников навевает некоторые замечания. Пасха напоминает об избавлении, но избавлении от рабства в Египте[7]для нас от рабства греху и сатане. Пресный хлеб, олицетворяющий истину внутри человека, был здесь хлебом бедствия. Познание Христа или применение Христа к сердцу, хотя и в сочетании с избавлением и спасением, когда оно принимает форму покаяния (и когда речь идет о воспоминании своего избавления, это именно такой случай), всегда имеет в себе нечто горькое. Здесь не стоит вопрос о радости. Человек выходит с поспешностью посредством могучей руки Бога, и если он счастлив, то только потому, что ему удается спастись, чувствуя, что это благодаря силе исключительно Бога, и осознавая то состояние, которое требовало всего этого. Пасху ели ночью, а утром каждый возвращался в свой шатер. Они возвращались домой, ощущая доброту Бога, с чувством, что это являлось избавлением от зла, под властью которого они оказались по своей вине и к собственной гибели.

Обязательность святости, но также радость искупления

Святость представлена в покаянии и избавлении от силы зла в форме осознания и осуждения греха; это является обязанностью. Никто не осмеливается больше оставаться во зле. Если в доме находили квасное, то таковые истреблялись [букв. отсекались] из народа; тогда как сама по себе эта святость была радостью искупленных. Народ должен был совершать жертву, готовить и есть Пасху на том месте, которое избирал Бог для пребывания своего имени. Бог собирал народ вокруг своего жилища и связывал их со своим именем и с самим собой[8]. Их национальный характер и все их воспоминания были связаны с поклонением Сущему. Это было еще одной мерой предосторожности против идолопоклонства (стихи 5-7).

Пятидесятница характеризуется добровольным приношением, результат присутствия Святого Духа

По прошествии семи недель народ должен был опять собираться вокруг Сущего. Они отсчитывали семь недель со времени появления серпа на жатве, со дня начала жатвы плодов земли обетованной. Они ожидали совершенного времени дела Бога.

Этот праздник прежде всего характеризуется тем, что каждый приносил добровольное приношение, соответственно тому благословению, каким Сущий, его Бог, благословил его. Этот образ представляет нам Святого Духа и благословение, проистекающее от Него. Это выражает не только искупление, но и силу того, что является результатом этого искупления, — однако не в полной мере: это были лишь первые плоды, принесенные Богу. Принесение этих первых плодов Богу является результатом силы Святого Духа. Они символизируют остаток Израиля, исторически в начале христианства, на принципе искупления и нового завета; но, фактически, сами христиане стали первыми плодами творения Бога [Иак. 1,18]. Однако именно результат, произведенный Святым Духом, результат Его присутствия в общем, характеризует этот праздник.

Когда речь идет о Пасхе, нет упоминания о добровольных приношениях; израильтяне поспешно съедали пасху и возвращались домой. Но Святой Дух произвел добровольное желание в обновленном сердце; и, соответственно наслаждению плодами обетования, соответственно мере благословения Духа Бога, сердце может и желает принести Богу первые плоды того, что в нем имеется, и всего того, что Он дал нам. Поэтому (и именно это всегда сопровождает добровольный плод Святого Духа) они должны были радоваться в присутствии Сущего, их Бога.

Бог окружает себя радостью, плодом Его благодати и благословения

Плоды благодати и Духа проявляются в радости и в благодати[9]. Благословение проявляется в духе благословения, в радости и доброй воле благодати. Блаженные и бесценные результаты! Радость и желание видеть других радующимися всегда проистекают из благодати, познанной согласно силе Духа Бога.

Таким образом, сам поклоняющийся, его сын и его дочь, его слуга и его служанка, левит в его дворе, пришелец, сирота и вдова — все должны были радоваться вместе на том месте, где Сущий поместил свое имя. Бог окружил себя радостью, являющейся плодом благодати и Его благословения.

Бодрствование и послушание должны сопровождать радость

Воспоминание о том, что они сами когда-то были рабами, должно было касаться сердца израильтян и оказывать влияние на их поведение; и осмысливая ту благодать, которая избавила их, когда они были в этом положении, израильтяне и сами должны были являть милосердие к своим рабам. И в то же время они увещаются соблюдать постановления Сущего, ибо присутствие Святого Духа, доставляя радость, приводит к бодрствованию и послушанию. Мы наслаждаемся залогом и первыми плодами перед Богом, однако мы еще здесь на земле, где необходимы бодрствование и воздержание.

Праздник кущей, как еще не исполнившийся

Когда окончен сбор урожая зерна и винограда (когда Бог соберет своих, сокроет их в своей житнице и истопчет в точиле всех своих врагов), тогда наступает праздник кущей, — праздник, являющийся прообразом события, которое, несомненно, мы еще не видели.

Хотя все последствия Пасхи и Пятидесятницы еще не проявились до конца, тем не менее они исполнились, что касается самих событий, которые они обозначают; однако никакого исполнения праздника кущей еще не было. Он будет иметь место, когда Израиль, восстановленный в своей земле, после окончания этого домоправления полностью насладится результатом обетования Бога. Следовательно, радость здесь выдвигается на передний план, в то время как добровольное приношение находится на первом месте в том, что символизирует присутствие Святого Духа на земле.

Полнота радости связана с временем покоя, когда труд будет закончен

Этот праздник следовало совершать в течение семи дней подряд. Это радость, полная и совершенная, не согласно мере благословения, как в Пятидесятницу, но вследствие того, что Бог благословил их во всяком деле рук их, поэтому у них не может быть недостатка в радости. Дух того дня характерен и для нас, хотя его осуществление еще не произошло[10].

В нас проявляется радость, связанная с мерой нынешнего результата присутствия Святого Духа, — радость, которая требует бодрствования и хождения узким путем и в которой воспоминание о нашем прежнем состоянии укрепляет в нас дух благодати по отношению к другим, при этом особым образом отмечено присутствие Сущего.

Существует радость, познанная сердцем, хотя то, что производит ее, еще не осуществилось; радость, которая связана с временем покоя, когда завершится труд и больше не будет необходимости ни в бодрствовании, ни в воспоминании о нашей нищете, которая бы побуждала нас делиться своими благословениями с другими. Самого этого праздника будет достаточно для радости всех. «И веселись в праздник твой ты...» [16,14]. Наконец, Сущий напоминает великий принцип трех праздников, а именно: они должны являться перед Сущим три раза в году, принося приношения Сущему.

Предпринимаемые усилия и используемые орудия для сохранения благословения и поддержания отношений с Богом

Стих 18 начинает новую тему: предпринимаемые усилия и используемые орудия для сохранения благословения и осуществления судов, необходимых для этого. Цель остается той же: сохранять народ во взаимоотношениях с одним только Богом. Они должны были поставить судей и надзирателей во всех своих жилищах. Все, что вело к идолопоклонству, запрещалось; всякий, кто склонял народ к этому, должен был быть побит камнями (глава 17). Если дело было слишком трудным, они должны были обратиться к священникам и судьям, чтобы они рассудили, и народ должен был их послушаться.

Предвидится, что народ пожелает иметь царя

Предвидится, что народ пожелает иметь царя, и им сказано, что он должен быть из их народа и не должен поступать так, чтобы втянуть народ во взаимоотношения с Египтом, и чтобы он не ввел народ в идолопоклонство; но он должен был написать для себя копию книги закона своей собственной рукой и читать ее во все дни своей жизни, подчиняясь ей, чтобы не презирать своих братьев.