Синопсис Д.Н. Дарби

История мира после потопа

Главы десятая и одиннадцатая изображают нам историю мира, заселенного и сформировавшегося после потопа, и пути людей в этом новом мире — великая сцена всего развития человеческого рода, населившего этот мир после потопа, а также основные принципы и суждения, на которых он основан. Глава 10 представляет нам факты; глава 11 рассказывает нам, как это происходило в суде, ибо не нужно думать, что главы 10 и 11 излагают события в хронологической последовательности, потому что разделение на народы и языки являлось следствием попытки единения человеческой гордыни в Вавилоне; и затем, в заключение, мы видим признанное семейство Сущего, чтобы проследить происхождение из него сосуда обетования вместе с Божьим упорядочением в мире. Потомство Ноя дано в племенах и народах (нечто новое на земле) [10,32], из недр которых, в роде Хама, возникает первая земная власть, господствующая посредством своей собственной силы и основывающая империю, ибо то, что по плоти, идет первым. Наряду с этим мы видим потом единодушное объединение людей, имеющих целью возвыситься против Бога и сделать себе имя независимо от Него[11], — усилия, охарактеризованные Богом именем Вавилон (смешивание), когда Он смешал все их планы, и закончившиеся в суде и рассеянии человеческого рода, представители которого с тех пор становятся завистливыми и враждебными друг ко другу[12]. В заключение мы находим родословие семьи, чьим Богом Ему было угодно называть себя; ибо о Симе было сказано: «Благословен Сущий, Бог Сима»[13].

История нашего теперешнего мира в его великих принципах и начальных источниках

Нескольких слов будет достаточно, чтобы дать почувствовать важность этих глав: предыдущие излагали (после сотворения) великие изначальные принципы гибели человека, завершившейся судом, который положил конец старому миру. Здесь нам представлена история нашего теперешнего мира, причем, как всегда можно увидеть в книге Бытие (которое раскрывает корни всего, что должно было быть, для откровения мыслей Бога и раскрытия Его управления), в его великих принципах и начальных источниках, которые накладывают отпечаток своего характера на результаты вплоть до того, как другой суд со стороны Бога стирает все, за исключением ответственности человека, и дает место другому, лучшему миру.

Разделение мира на семейства

Результатом этой истории стало разделение мира на семейства. Современные устои этого мира стерли память о данном факте и его понимание, но не его влияние. Оно имеет свои корни в определениях Бога, и по мере того, как сила, обретенная этим миром, уменьшается, этот факт проявляется все с большей отчетливостью, как, впрочем, он сейчас реально действует. Глав этих семейств — три, и названы они впервые в таком порядке: Сим, Хам и Иафет; первый — тот, который даст начало семейству, в котором должен быть установлен завет на земле и с которым Бог пожелал быть отношениях; затем тот, который был во вражде с семейством Бога, и последний, хотя он был старшим и более гордым, Иафет, язычник.

Иафет

Когда приводятся подробности, Иафет назван первым. Острова язычников в целом, то есть страны, хорошо знакомые нам, и большая часть Северной Азии, населены его потомками. Но великие нравственные вопросы и сила добра и зла в мире возникали в другом месте, и тогда зло было впереди добра, ибо это был день человека [фраза «день человека» встречается в 1Кор. 4,3, в рус. «другие люди»].

Хам

Восток, как мы его называем (Палестина, то, что южнее Евфрата, Египет, и т. п.), был в руках Хама. Именно там впервые власть была установлена по воле человека в Нимроде. Сильный охотник, он использовал силу и ловкость, чтобы привести непокоренных людей, так же как животных, под свое господство. Появлялись города, но Вавилон был началом его царства. Другие вышли, чтобы строить или захватывать. Тогда появились хорошо известные Египтяне — Мицраим. Другая ветвь этого семейства отмечена как включающая в себя племена, обладавшие наследием, которое Бог предназначил для своего народа.

Сим

Сим появляется последним; он отец евреев; он брат того, кто, обладая правом старшинства [в англ. концовка 10,21 переведена: «...брата Иафета, старшего»], долгое время его презирал. Таков основной результат заселения мира под руководством Бога.

Старания человека сделать себе центр

И вот как это происходило: человек старался сделать себе центр; Адам, живя на земле, смог бы стать ее центром и связью с Богом, как Христос будет им в будущем, что всегда было в намерении Бога, ибо Адам был образом Того, кто должен был прийти [так в англ. переведена концовка Рим. 5,14]. Но своеволие видит только себя. Ною, влияние которого было праведным и добрым, не отведено никакого места в истории после его жертвоприношения, за исключением того события, когда он утратил свое главенствующее положение, принадлежавшее ему, впав в грех и не умея управлять самим собой[14]. С тех пор своеволие ставит печать своего характера на всем, но что делать при множестве воль, каждая из которых не способна быть центром? Общий центр и общий интерес ищется независимо от Бога и исключая Бога. Люди должны были наполнить землю, но они не могли согласиться с тем, чтобы распространяться в мирном спокойствии и стать, таким образом, незначительными. Они хотели приобрести себе имя, чтобы стать центром, и Бог, посредством наказания, рассеивает и разделяет на народы тех, кто не хотел мирно наполнить землю семействами. Языки и народы должны были добавиться к семействам, чтобы проводить различие между людьми на земле. Место суда становится центром энергичной воли человека — отступнической власти. Началом царства Нимрода был Вавилон. Языки стали уздой для людей, железными узами вокруг них.

История Бога начинается Симом

Симом начинается история Бога. Он Сущий, Бог Сима. Нам представлены даты и эпохи [11,10-26], ибо, как бы сильна ни была воля человека, все же Бог правит и мир должен подчиняться; человек принадлежит Богу. Кроме того, мы видим здесь, с какого момента жизнь людей стала сокращаться [11,19] и когда земля разделилась, потому что, в конце концов, Бог распоряжается этим. Жизнь человека потеряла еще половину своей продолжительности, точно так, как подобное сокращение длительности жизни произошло сразу после потопа. Народ Бога всегда был в центре известной истории. Это родословие приводит нас к Аврааму. И здесь снова новый элемент зла приобретает всеобщий характер, по крайней мере в практическом отношении; мы хотим сказать об идолопоклонстве (см. Иис. Нав. 24,2), хотя оно здесь не упомянуто. Перед нами человек в мире, и в Симе — провиденциальные и тайные планы Бога. Однако это завершилось силой зла, даже в семье Сима.

Всеобщее идолопоклонство

Мы видели развращенность [6,5] и жестокость [6,11] человека, его восстание против Бога [11,4], а также хитрость сатаны, чтобы привести его к этому состоянию; но здесь сделан огромный шаг: ужасная форма зла появляется на сцене. Сатана протиснулся на место власти в уме человека и завладел идеей о Боге в человеческом уме, поместив себя между Богом и человеком, так чтобы люди поклонялись бесам, как Богу [1Кор. 10,19.20]. Писание не говорит нам, когда именно началось идолопоклонство, но приведенный выше стих из книги Иисуса Навина показывает, что оно запятнало даже семейство Сима, в той его части также, которую само Писание представляет нам как семью Бога на земле, в то время, к которому мы подошли. Там можно было найти благочестивые личности, но в любом отношении связь мира с Богом была потеряна. Люди были преданы культу и власти сатаны, даже в семействе Сима, которое, как род, находилось в отношениях с Богом. Какая картина человеческой природы! Какая картина терпения Бога!

Новая система; Авраам призван и избран благодатью

Итак, здесь мы полностью изменяем всю систему и образ мыслей. В истории земли провозглашается и ясно обрисовывается принцип, который, несомненно, осуществлялся с самого начала, но который до сих пор не был показан как основа порядка вещей на земле. Авраам призван, избран и становится индивидуальным хранителем обетований. Но заметьте следующее: для того чтобы великий принцип призыва и избрания оставался в своей чистоте как деяние Бога, причина, давшая этому повод, или факт, на который мы сослались, здесь не упоминается. Мы находим его в Иис. Нав. 24. После суда Бог вмешивается в суверенной благодати, чтобы избрать семью, принадлежащую Ему через призыв благодати, — принцип огромной важности.

Авраам — отец верных, глава принятого рода Бога на земле

Одновременно не помешало бы на минуту задержать наше внимание на том, что действительно являлось очень важным этапом в истории путей Бога с миром, где начинается собственно история веры, хотя, конечно, отдельные верующие были и прежде. Но как Адам был главой падшего рода, так Авраам был отцом верных, главой рода Бога на земле как по плоти, так и по Духу. Мы знаем Христа, полноту всякого благословения, в Ком мы имеем намного более высокие благословения, чем те, которые открылись в Аврааме. Однако в путях Бога на земле Авраам был главой принятого рода. Идолопоклонство же, как мы видим, в это время укоренилось в семействе самого Сима. Иисус Навин говорит: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам» (Иис. Нав. 24,2). Этими богами являлись бесы (1Кор. 10,20 — это цитата из Втор. 32,17). То есть (начиная с того времени, когда Бог вмешался в суде[15] и в силе) эти бесы занимают это место в духе человека, представляясь в его глазах источниками явленной власти и все еще даруемых благословений. Они представляли себя человеку инициаторами этих судов, всего, что вызывает преклонение, благодарность и страх природного сердца порочного человека, выраженных в его поклонении согласно принципам, на которых он пребывал, на которых он только и мог пребывать в отношениях с этими высшими существами, которым он приписывал силу, соответствующую его желаниям или предотвращающую то, чего он боялся. Это был уже не просто человек, порочный и восставший против Бога, это являлось его религией, которая сама по себе развращала его; и он сделал из своего развращения религию. Бесы заняли место Бога в его уме, и, используя влияние на его совесть, если человек не забывал о ней, они делали ее более черствой или вводили ее в заблуждение. Он был религиозно плохим, и нет упадка хуже этого. Какое состояние! Какое безумие! Доколе, Господь?

Бог вводит нас в свои мысли

Но если человеческий род погружается таким образом во тьму, принимая бесов за своих богов, и если, будучи неспособным сохранить себя, этот род заменяет мятеж против Бога на подчинение тому, что в этой враждебности зашло намного дальше, помещая себя в прискорбную зависимость от этого, то Бог поднимается, и возносит нас над всем этим злом, и своим призывом Он вводит нас в свои собственные мысли, гораздо более драгоценные, чем восстановление того, что пало. Он отделяет народ к надеждам, соответствующим величию и любви Того, кто призвал их, и помещает их в положение близости к себе, которое никогда бы не дало им благословение мира, под Его управлением. Он их Бог. Он сообщается с ними способом, соответствующим этой близости, и мы впервые слышим, что говорится о вере (15,6), основанной на этих сообщениях и на этих прямых свидетельствах о Боге, хотя она в самом деле могла действовать от начала.