Синопсис Д.Н. Дарби

Результат отступничества; гибель человека, завершающаяся в суде

И наконец, в исполинах нам предстают сила и могущество на земле как следствие оставления сынами Бога их первоначального состояния, иначе говоря, отступничества; и Бог осуществляет суд, вместо того чтобы и дальше состязаться с людьми [в рус. «быть пренебрегаемым людьми», 6,4] посредством свидетельства Духа Святого в благодати, имеющей назначенную ей продолжительность. Послушание веры является гарантией безопасности предупрежденного остатка; но принцип развращенности продолжает действовать несмотря на свидетельство, и он действует для исполнения свидетельства, которое он презрел. Человек становился все хуже и хуже, творение Бога полностью растлилось и исполнилось насилием [в рус. «злодеяниями», ст. 11] — две общие характеристики активной воли в удалении от Бога. Что касается человека, то теперь было выявлено, когда он был предоставлен самому себе (ибо перед потопом, не считая свидетельства благодати, он был предоставлен самому себе), что всякая мысль его сердца являлась злом постоянно. Бог творит и уничтожает, Он призывает и не раскаивается в этом. Творение было полностью развращено, и Бог пожелал истребить все, что в творении имело дыхание жизни. Свидетельство об этих событиях распространено повсюду среди язычников. Мы же имеем их точное изложение, хоть и краткое, но вполне достаточное, чтобы показать, каким был человек, и каким он является, и каковы пути Бога по отношению к нему.

Путь спасения через суд

Посреди гибели и суда Бог указывает путь спасения через суд. Остаток, наученный Богом, воспользовался им; потоп обрушивается на мир нечестивых. До этого, хотя было обещано семя женщины, введено жертвоприношение и дано свидетельство, не было непосредственных отношений между Богом и человеком. Человек ходил перед Богом во зле, не было ни призыва, ни закона, ни суда. И тогда мир и человек (за исключением Ноя и его семьи) были судимы, а их дела покрыты сокрушительным потопом. Суд Бога совершается, но Он помнит о своей милости.