Синопсис Д.Н. Дарби

Представленный ниже Синопсис был первоначально написан и опубликован на французском языке по просьбе христиан, а скорее для пользования христианами, говорящими на этом языке. Он был уже переведен на английский язык и представлен, книга за книгой, в периодическом христианском издании. Возникла мысль, что было бы желательным издать его как одно целое.

Синопсис книги Бытие, показавшийся слишком кратким, был в значительной мере расширен и весь пересмотрен и откорректирован, но без каких-либо существенных изменений.

В оригинальном издании не был включен обзор той части книги Левит, которая относится к жертвам, являющимся прообразом жертвы Христа, так как такой обзор был уже опубликован задолго до этого в «Заметках о жертвах» и более полно на французском языке в «Les Types du Levitique», которая уже тоже переведена на английский язык. Чтобы дополнить публикуемый сейчас Синопсис, этот последний трактат был после корректировки вставлен в нынешний труд, естественным образом составив его часть.

Представляя читателю нынешнее издание, необходимо сказать лишь несколько слов. Он не должен ожидать, что получает толкование, и не должен предполагать, с другой стороны, что он получает книгу, которую сможет читать, не обращаясь постоянно к самому Слову, к той его части, которая рассматривается. Цель книги — помочь христианам, желающим читать Слово Бога с пользой, в понимании широты и связи того, что оно включает. Хотя толкование может, несомненно, оказать помощь читателю в понимании многих отрывков, в которых Бог дал толкователю в основном понять замысел Духа Бога, или предоставить филологические принципы и сведения, которые помогают другим раскрыть этот замысел; однако, если это претендует на то, чтобы дать содержание Писания, или если пользующийся этим толкованием ищет этого в нем, такое толкование может только ввести в заблуждение и обеднить душу. Толкование, даже если оно во всем правильное, может дать не больше, чем толкователь сам познал из данного отрывка. Даже самое полное и самое мудрое будет в действительности очень далеким от живой полноты божественного Слова. Представляемый сейчас Синопсис не имеет никаких притязаний такого рода. Глубоко убежденный в богодухновенности Писаний, данных нам Богом, и утвержденный в этом убеждении посредством ежедневного и возрастающего раскрытия их полноты, глубины и совершенства, все более ощущаемых через благодать из-за восхитительного совершенства частей и чудесной связи целого, автор лишь надеется помочь читателю в их изучении.

Писания имеют живой источник, и их композицию пронизывает живая сила — отсюда безграничность их смыслового значения и невозможность отделения одной части от ее связи с целым, потому что один Бог является живым центром, из которого все проистекает; один Христос, живой центр, вокруг которого выстраивается всякая истина и к которому она относится, имея при этом различную славу; и один Дух, божественный сок, который переносит свою силу из своего источника в Боге к мельчайшим ветвям всеобъединяющей истины, свидетельствуя о славе, благодати и истине Того, кого Бог выдвинул как объект, и центр, и главу всего, что связано с Ним самим, — Того, кто является в то же время Богом над всем, благословенным вовеки.

Чтобы дать все это как целое и в совершенстве, потребовался бы сам Дающий. Даже при изучении этого мы знаем отчасти и мы пророчествуем отчасти. Чем больше мы (начиная с самых отдаленных листьев и ветвей этого откровения мыслей Бога, которыми мы были затронуты, когда были далеко от Него) проследили его вверх по направлению к центру и оттуда посмотрели вниз на его протяженность и многообразие, тем более мы познаем его бесконечность и нашу собственную немощь в его понимании. Мы учимся, хвала Богу, тому, что любовь, являющаяся его источником, обнаруживается в несмешанном совершенстве и в неисчерпаемой полноте в тех его проявлениях, которые затронули нас даже в нашем гибельном состоянии. Тот же самый совершенный Бог любви — во всем этом. Но раскрытие божественной мудрости в намерениях, в которых Бог явил себя, всегда остается для нас предметом исследования, в котором каждое новое открытие, посредством возрастания нашего духовного разумения, лишь делает все яснее и яснее для нас бесконечность целого и то, насколько оно превосходит все наши мысли. Но существуют великие путеводные принципы и истины, указав на которые в различных книгах, составляющих Писание, можно помочь в понимании различных частей Писания. Именно это я и пытаюсь здесь сделать. Следовательно, то, чего должен ожидать читатель в этом Синопсисе, — это не более чем попытку помочь ему в самостоятельном изучении Писания. Все, что будет уклонять его от этого, повредит ему; то, что поможет ему в этом, будет ему на пользу. Он даже не сможет извлечь существенной пользы из нижеследующих страниц, кроме как используя их в качестве дополнения к изучению самого текста.

Из сказанного легко понять, что автор без труда может ощутить несовершенство того, что он написал. Часто ему хотелось бы поместить то, что дорого для него, подробно раскрывая отдельные отрывки и применяя их к сердцам и совестям других; но это уклонило бы его от цели этого труда. Однако он верит, что дано правильное направление для духовных исследований читателя — лишь благодать может сделать эффективными эти исследования.

Он не может закончить это короткое введение к книге, не выразив то воздействие, которое производит на его мысли открытие совершенства и божественно упорядоченной связи Писаний в отношении так называемого «рационализма». Системой, которая носит это название, не доказано ничего, кроме полного отсутствия всякого божественного разумения, нищеты, соединенной с интеллектуальными притязаниями, отсутствия нравственного суждения, ничтожности понимания того, что является вечным, соединенной со слепотой в отношении божественной и бесконечной полноты в реальности, которые достойны презрения вследствие этих ложных притязаний, или же быть причиной для жалости, если подумать о тех, у кого эти притязания имеют место. Лишь Бог может освободить от гордости человеческих притязаний. Но высокомерие, которое исключает Бога, потому что оно неспособно обнаружить Его, и затем говорит о Его деле и рассуждает о Его оружии согласно меры своих собственных сил, может доказать лишь свою собственную глупость, достойную презрения. Невежество как правило является самоуверенным, потому что оно невежественно; и таковы мысли человека в его обращении с божественным. Вы должны простить автора, что он так недвусмысленно говорит в эти дни по этому вопросу. Притязаниями неверующих умов заразились даже христиане.

Он должен добавить, что его целью не являлось раскрытие ни благословенных плодов, которые Слово производит в мыслях и путях того, кто принимает его, ни чувств, произведенных в его собственных мыслях при его чтении, но целью было помочь читателю открыть то, что производится ими. Пусть только Господь сделает Слово таким же драгоценным для него, каким оно было для автора, и всегда еще более драгоценным для обоих!