Синопсис Д.Н. Дарби

Связь книги Иезекииля с книгой Даниила

В книге Иезекииля мы увидели управление Бога на земле, полностью раскрытое в связи с Израилем как в осуждении греха, который послужил поводом для суда этого народа, так и в его восстановлении под властью Христа, Отрасли, который произрастет из дома Давида и который в книге этого пророка носит даже имя Давида, как истинный «возлюбленный» Богом, при этом в конце книги дается описание храма и его полного устройства. В этом раскрытии мы нашли Навуходоносора, главу язычников, представленного как слугу Сущего (гл. 29,20; 30,24) для суда над грешным Израилем, который был мятежным и даже отступническим, поклоняясь ложным богам. Бог сделал Израиль центром системы наций, народов и языков, появившихся вследствие суда над Вавилоном и существовавших перед Богом независимо друг от друга. Народ Израиля был, несомненно, совершенно отличный от всего того, что окружало его, то ли как народ, знающий истинного Бог, то ли как имеющий храм и престол Бога; но каким бы ни был контраст между положением Израиля как народа, и положением других народов, все же Израиль образовывал часть той системы народов перед Богом на земле (Втор. 32,8).

Абсолютное, всеобщее господство Навуходоносора

Исполняя суд Бога над Израилем, Навуходоносор отстранил всю эту систему сразу, и занял ее место в абсолютном и всеобщем господстве, которое он получил от Бога. Именно об этом новом порядке вещей и о последствиях этого, об этом господстве главы язычников и царей язычников в следующих один за другим периодах, характеризующих их историю, повествует книга пророка Даниила, выдвигая на передний план остаток Израиля, находящийся внутри этой системы и подчиненный этому господству. Так как иудейский царь был отдан в руки главы язычников, то царское семя находится в том же положении. Остаток становится особым объектом мыслей Бога, открытых Его Духом в этой книге.

Дух пророчества и верность Бога

Помимо свидетельства, возданного Сущему через факт верности остатка среди идолопоклоннических язычников, две важные особенности характеризуют его историю, излагаемую в этой книге. Первое, Дух пророчества и понимания путей Бога пребывает в этом остатке. Мы видели, что это появилось у Самуила, когда весь Израиль пал, и проходит через всю историю этого народа под тенью царской власти. Теперь дух пророчества снова становится связью народа с Богом и единственным местом покоя для их веры среди разрушения, которое навел на них справедливый суд Бога. Второе обстоятельство, характеризующее пути Бога по отношению к этому остатку, — это то, что сохраненный Богом во всех бедах, в которые грехи народа ввергли его, этот остаток, несомненно, разделит удел, который Бог дает своему народу, согласно Его управлению и согласно Его верности своим обетованиям. Мы находим это в первой и в последней главах рассматриваемой книги.

Два больших раздела книги Даниила

Данная книга делится на две части, которые легко различаются. Первая заканчивается главой 6, а вторая идет до конца книги, однако первая и последняя главы имеют особый характер, как введение и заключение, извещая соответственно о положении остатка, которому было вверено свидетельство Бога в начале и в конце, как мы уже сказали.

Первый раздел: господство язычников, вдохновляемое гордостью; идолопоклонство и богохульство, закончившиеся судом

Два больших раздела также различаются по своему характеру. Первый изображает нам картину господства язычников и различные положения, которые оно должно принимать перед Богом согласно человеческой гордости, которая будет его вдохновляющим принципом. Эта картина содержит исторические особенности, достаточно ясно указывающие на дух, который вдохновляет правящую силу в ее различные периоды; а затем следует суд Бога. Этот раздел не состоит из непосредственных откровений, данных Даниилу, за исключением того, когда необходимо было вспомнить сон Навуходоносора. Здесь представлены главы язычников. Это внешняя и общая история империй, которые должны были сменять друг друга, или различные и последовательные черты, которые характеризовали их, их окончательный суд и введение на смену им царства Христа; и особенно — путь и суд того, кого сам Бог установил и кто представляет всех других, облеченный в этот характер божественного назначения. Другим лишь было предопределено наследовать престол, который Бог вверил первому. Именно проблема между Богом и Израилем давала этой империи ее верховенство. К ее уничтожению привел дух дерзкого идолопоклонства и хулы против Бога Израиля. Глава 6 не показывает нечестие царя, за исключением его подчинения влиянию других. Именно князья народа не хотят, чтобы кто-либо был признан за Бога, кроме царя, и они подвергнуты тому суду, который пытались навлечь на тех, кто был верен Господу.

Второй раздел: характер и поведение глав язычников; установление божественного царства

Вторая часть книги, которая состоит из сообщений Бога, данных самому Даниилу, изображает характер, который принимают главы язычников в связи с землей, и их поведение по отношению к тем, кто признает Бога; и, наконец, установление божественного царства в личности Сына человека — царства, которым владеют святые. В последней главе даны подробности путей Бога в отношении своего народа в конце. Мы также можем отметить, что глава 7 изображает в основном историю западной силы, глава 8 — историю восточной силы: два рога. Глава 9, хотя и рассматривает в особенности Иерусалим и народ — нравственный центр этих проблем, связана по этой же причине с западной силой, которая захватила их. От главы 10 до конца главы 11 мы снова находимся на востоке, что завершается судом народов там и установлением в благословении остатка Израиля.

Давайте теперь рассмотрим эти главы по порядку.

Глава 1

Верный остаток в плену; «тайна Господа» — там

Глава 1 представляет нам царственную власть Иуды, прежде установленную Богом над своим народом в лице Давида, павшую под силой Навуходоносора; и царь, помазанник Сущего, отдан Сущим в руки главы язычников, которому теперь Бог даровал господство. То, что было объявлено Исаией (гл. 39,7), выпало детям царского семени; но Бог наблюдает за ними посредством своего провидения и располагает к ним (в особой степени это относится к Даниилу) сердца тех, кто охраняет их. В этой главе отмечены две особенности верного остатка в плену: во-первых, будучи верными воле Бога, хотя и находясь вдали от Его храма, они не оскверняют себя среди язычников; во-вторых, их молитва услышана, разумение дано им, как это мы видим в главе 2 в случае с Даниилом, и дано даже знание того, что может открыть лишь Бог, также как и Его намерение в этом откровении. Они одни обладают этим разумением, знаком божественного благоволения и плодом их верности через благодать. В особенности это касается Даниила, чья вера и искренняя преданность прочерчивают путь веры для его товарищей. Это не препятствует их подчинению язычникам, чья власть была установлена Богом на данный момент. Но самое важное здесь: место истинного познания, разумения божественных мыслей, то, что называется тайной Господа [Пс. 25,14] в дни вавилонского растления и власти, обретается через тщательное сохранение себя неоскверненным от малейшего соприкосновения с тем, что дает Вавилон, с пищей, которой он хочет нас питать.

Глава 2

Положение Навуходоносора и Даниила

С другой стороны, мы видим во второй главе, что могущественный царь язычников сделан хранителем откровения судьбы (истории) язычников и всего плана Бога, как получатель этих божественных сообщений, однако с тем, чтобы таким образом показать Даниила, плененного отрока Израиля, верного, державшегося в Вавилоне отделенным, — показать как того, кого признавал Сущий и на ком покоилась Его благосклонность. Подробности этой главы как общей картины власти язычников, начинающейся с господства, дарованного Навуходоносору, должны быть рассмотрены более внимательно.

Большой истукан

Во-первых, мы можем отметить, что языческие империи рассматриваются как одно целое. Не говорится ни об исторической преемственности, ни о нравственных чертах в отношении Бога и человека, но сказано о царствах, всех вместе образующих, так сказать, личность перед Богом, человека земли в глазах Бога — славного и ужасного в его внешнем великолепии в глазах людей. Четыре имперских власти должны были следовать одна за другой, великим главой которых Бог поставил самого Навуходоносора. В некоторых отношениях все будет постепенно ухудшаться; и в конце концов Бог небес воздвигнет другую силу, которая совершит суд над тем, что еще существовало, устранит истукана с земли, установив на его месте царство, которое никогда не будет низвергнуто. В усиливающемся упадке в этой последовательности в принципе и характере имперской власти не будет ослабления ее материальной силы. Железо, которое раздробляет и сокрушает все, характеризует четвертое царство. Особое превосходство золотой головы, как мне кажется, состоит в том, что она получила власть непосредственно от самого Бога. Действительно, абсолютная власть первого царства была основана на даре Бога небес, все остальные являлись ее преемниками на основе предвидения Бога. Но Бог, известный нам как верховный, даруя власть голове, заменяя свою собственную власть на земле властью главы язычников, не был непосредственным источником власти для других. Вавилон был властью, установленной Богом. Именно поэтому мы нашли у Иезекииля (то же самое можно увидеть и в других книгах), что суд над Вавилоном связан с восстановлением Израиля и престола Бога.

Суверенитет Бога как Бога небес

Заметьте однако, что здесь Бог являет себя не как Бог земли, а как Бог небес. В Израиле Он был Богом земли. Он будет им опять после восстановления всего. Здесь же Он действует суверенно как Бог небес, ставя человека в определенном смысле на свое место на земле (см. стихи 37 и 38). Хотя и более ограниченное, это господство все же характеризуется теми же чертами, что и господство Адама [Быт. 1,26]. Отличается же оно тем, что люди помещены под его власть; и оно более ограничено, так как море не включено в его верховную власть, но оно охватывает всякое место, где обитают звери земные и птицы небесные. Человеческую силу мы находим в конце этой истории; но существующая власть более удалена от древних взаимоотношений Бога с миром.

Смесь железа и глины горшечника; Божье неразрушимое царство

Смесь железа и горшечной глины (ст. 33) является изменением, произошедшим в первоначальном характере имперской Римской силы, — в нее введен другой элемент; отчасти остается этот характер, но добавляется другой элемент. Энергичная воля человека проявляется там не в абсолютной степени. Это есть введение в имперскую Римскую силу элемента, отличного от того элемента, который составлял ее имперскую прочность, заключающегося в воле человека, лишенного совести, при этом военная и народная сила сконцентрированы в одной личности, и причем, личности, не обуздываемой своей совестью. Здесь есть две причины слабости — разделение и отсутствие связи между составляющими элементами. Царство (ст. 41) будет разделено, и (ст. 42) оно будет частично прочным и частично хрупким. «Семя человека», я думаю, есть что-то вне того, что характеризует собственно прочность империи. Но эти два элемента никогда не объединятся. Мне кажется, что здесь показаны варварский или тевтонский элемент, как добавленный к тому, что первоначально составляло Римскую империю. Факт разделения показан в общем виде в стихе 43. Затем объявляется, что в дни этих последних царей Тот, кто правит с неба, установит царство непоколебимое и которое никогда не перейдет в другие руки. Здесь это, строго говоря, единственное царство, которое занимает место, со стороны Бога, вавилонского царства. Бог небес установил Навуходоносора в его царстве и дал ему власть и силу, и славу, повелевая всем людям покориться ему. Несомненно, за ним следовали три другие по воле Того, кто распоряжается всем. И лишь в отношении того царства, о котором речь идет в стихе 44, говорится еще раз: «Бог небесный воздвигнет царство». Представлен характер и некоторые черты истории последнего, четвертого царства. О двух других упоминается только для того, чтобы показать, что второе имеет более низкое положение, чем первое. Таким образом, Дух Бога показывает нам божественное установление первого, характер четвертого и божественное установление пятого, или последнего, царства.

Царство Христа, уничтожающее последнюю форму власти и наполняющее всю землю

Теперь мы рассмотрим то, как это последнее царство устанавливается, и мы видим, что его установление осуществляется посредством судебного и разрушительного действия, которое превращает истукана в прах, производя его полное уничтожение, так, что от него не остается и следа (ст. 34, 35). Орудие этого разрушения не было создано мудростью или замыслами человека. Оно «оторвано без содействия рук». Оно не действует через нравственное воздействие, которое изменяет характер объекта, на который оно действует. Оно разрушает этот объект посредством силы. Именно Бог устанавливает его и придает ему эту силу. Камень не увеличивается постепенно в размере, чтобы вытеснить истукана. Прежде чем он увеличивается, он разрушает истукана. Когда он стал большим — это не просто право, данное Богом над людьми, он наполняет всю землю, — это есть превознесенное место всеобщей власти. Именно на последнюю форму власти, представленную в истукане, падает камень с разрушительной силой — когда империя разделена, частью прочная, а частью хрупкая из-за тех элементов, из которых состоят его члены. Мы можем отметить, что не Бог разрушает истукана, чтобы установить царство. Царство, которое Он устанавливает, поражает ноги истукана — это его первое действие. Такова внешняя и общая история того, что по установлению Бога заняло место Его престола и Его управления в Иерусалиме, которое постепенно вырождается в своем публичном характере по отношению к Богу и которое в итоге приходит к своему концу через суд, совершенный царством, установленным Богом без человеческого содействия. Царство Христа, которое обрушивается на последнюю форму империи, прежде установленную Богом, уничтожает все следы ее существования и само наполняет мир.

Четыре названные монархии

Я не скажу что-либо особенное о четырех царствах: Вавилон, Персия и Греция названы в книге, как уже известные иудеям, а римляне представлены по названию, которое носят их территории, берегá Ситтим [11,30], так что я принимаю без дальнейших вопросов четыре великих империи, обычно признаваемые каждым, как указывается в этом пророчестве. Я не думаю, что данные пророчества оставляют место для какого-либо сомнения на эту тему.

Воздействие сообщений Бога на Навуходоносора

Результат сообщения, доказывающего, что Бог пребывает с остатком, который один понимает Его мысли, заключается в том, что надменный язычник признает Бога Израиля высшим на небе и на земле. Здесь остаток характеризуется тем, что Бог открывает им свои мысли.

Глава 3

Характеристики Вавилона

После такой общей картины нам исторически представлены характерные особенности этих империй, при этом отмечается состояние, в которое они впадают из-за их удаленности от Бога, — прежде всего и главным образом Вавилон.

В главе 3 нам представлена первая характерная особенность человека, облеченного имперской силой, но сердце которого далеко от Бога, и оно еще более удаляется из-за обладания силой. Он хочет иметь собственного бога — бога, зависящего от воли человека и в таком случае от воли того, кто обладает имперской силой. Это человеческая мудрость. Религиозные потребности людей удовлетворены верховной властью; а воздействие религии проявляется в связывании всех членов империи в слитую крепчайшей связью воедино массу, вокруг головы, без какой-либо видимости власти. Ибо религиозные потребности человека таким образом связаны с его собственной волей, а его воля бессознательно подчинена центру, который эта сила для него образует. В противном случае религия, самый сильный мотив сердца, ослабляет империю. Но воля человека не может сделать истинного Бога; Навуходоносор же, хотя и признал, что не было никого подобного Богу иудеев, покидает Его и делает себе бога. Правление язычников отвергает Бога, который дал ему его силу; а истинный Бог признан только верным и страдающим остатком. Империя является идолопоклоннической — это первая важная черта, характеризующая господство Вавилона.

Верность и послушание Богу Седраха, Мисаха и Авденаго

Однако верность, противостоящая этой мудрой системе, которая связывает самое сильное побуждение всего народа с волей их главы, объединяя их в поклонении тому, что он представляет им, — такая верность затрагивает главную пружину всего хода механизма. Идол вовсе не является Богом, и каким бы могущественным ни был человек, он не может создать бога. Человек имеющий веру, действительно подчиненный, как это мы видели в предыдущих главах, царю, потому что его поставил Бог, не подчиняется лжебогу, поставленному царем, отрицающим истинного Бога, Который дал ему власть и Который все еще признается человеком веры. Но сила находится в руках царя, и он хочет, чтобы его волю ценили выше всего.

Седрах, Мисах и Авденаго брошены в раскаленную печь. Однако именно в страданиях своего народа Бог в конце концов является как Бог. Он позволяет, чтобы их верность была испытана в месте, где существует зло, для того чтобы они могли быть с Ним в наслаждении счастьем в месте, где полностью явлены Его характер и Его сила или на этой земле, или еще более превосходным образом в небесах.

Вызов и ярость царя; сила и верность Бога

Мы можем отметить, что вера и послушание так же абсолютны, как воля царя. Ничто не может быть прекраснее и спокойнее, чем ответ этих трех верующих. Бог способен избавить и Он избавит; и, что бы ни случилось, они не оставят Его. Царь в ярости бросает вызов Богу: «Кто такой Бог, чтобы избавить вас от руки моей?» Бог позволяет ему делать то, что он хочет. Результатом его безудержной ярости стало то, что орудия его мести уничтожены пламенем огня, предназначенного верным евреям. Последние брошены в печь, и (внешне) воля царя осуществилась. Однако это произошло лишь для того, чтобы ярче продемонстрировать силу и верность Бога, который приходит даже в середину огня, чтобы доказать тот интерес, который Он проявляет к верности своих слуг. Для них действие огня заключается в том, что их узы сгорают и что они находятся в присутствии Того, чей вид подобен Сыну Бога даже в глазах царя, который отвергал Его всемогущество. Результатом является, с одной стороны, повеление, запрещающее всему миру говорить что-либо против Бога иудеев, с другой стороны — слава остатка этого слабого и плененного народа [ст. 30].

Заметьте здесь, что остаток характеризуется своей верностью и послушанием. Они проявляют свою верность, отказываясь иметь какого-либо бога кроме их собственного Бога: никакой уступки — это означало бы отречься от Него. Ибо, чтобы признать истинного Бога, только Он один должен быть признан. Истиной является лишь Его полное откровение, и она может признавать только себя; поставить ее на один уровень с ложью значит сказать, что она не является истиной.

Характерные особенности остатка

Мы находим следующие три принципа, отмеченные в отношении остатка:

Они не оскверняют себя принятием участия в том, что дарует мир, — в пище царя [1,8].

Они имеют понимание мыслей и откровений Бога [2,21-23].

Они верны, полностью отказываясь признать любого другого бога кроме их собственного, который является истинным Богом [3,18].

Первый принцип является общим для всех их. Второй — это Дух пророчества, сосудом которого является здесь Даниил. Третий — это удел каждого верующего, хотя может не быть Духа пророчества. Чем ближе мы к власти мира, тем больше там вероятность страдания, если мы верны. Необходимо отметить, что все это связано с положением и привилегиями иудеев.

Признание язычником Бога и результат избавления остатка

Отметьте также, что языческие воля и власть признают Бога двумя путями и различными средствами; причем оба являются привилегиями, дарованными остатку. Первая из этих привилегий состоит в том, что они имеют разумение от Сущего, откровение Его мыслей и намерений [2,47]. Именно это приводит язычников к тому, чтобы признать Бога Даниила Богом богов и Господом царей. Это является Его положением в отношении всего, что было возвышено над землей. Он был высшим на небе и на земле. Вторая из этих привилегий — то, что Бог проявляет интерес к бедному остатку своего народа, имея силу избавить их в бедствии, в которое мятежная и идолопоклонническая (и таким образом отступническая) сила бросила их. Результатом здесь является то, что Он признан и что Его верные избавлены и возвышены. Первое является более общим и охватывает язычников — признание самими язычниками Бога; второе имеет результатом избавление иудейского остатка.

Установление идолопоклоннического единства в религии [3,7] и гордыня человеческой власти [4,30] показаны здесь как характерные черты Вавилона. Это безрассудство, которое не знает Бога, наполняет весь период времени, назначенный этой власти, — «семь времен». В конце язычник признает, что касается его лично, Всевышнего, восхваляет и благословляет Его. Затем в главе 4 изображаются собственные взаимоотношения языческой власти с Богом, а не просто ее связь с Богом и иудейским народом. Поэтому Бог назван в главе 4 Всевышним, который владычествует над человеческим царством; в главе 3 это был «наш Бог» — для сердца верного остатка, и «Бог Седраха, Мисаха и Авденаго» — для мира, который видел избавление.

Глава 4

Человеческая гордость и суд Бога

В главе 4 мы видим проявление человеческой гордыни; царь гордится делом своих рук, как будто он создал свое величие. Эта гордыня ведет к суду. Тот, кому вверена власть, низводится до состояния зверей, которые не знают Бога и лишены человеческого разума. Единственной истинной привилегией человека, которая возвышает его, является то, что он может взирать вверх к Богу и признавать Его. Иначе он смотрит вниз, он деградирует, он не может быть самодостаточным. Зависимость — это его слава, так как она помещает его перед Богом, дает ему возможность узнать Бога; а его разум, соединенный с Богом, получает от него свою глубину и свое знание. Гордость и независимость отделяют человека от Бога, он становится зверем, лишенным истинного разума. Итак, такое состояние описывает то из царств, о котором говорит пророк (рассматриваемое как целое перед Богом и представленное главой, поставленным Богом, Навуходоносором). Семь времен, или семь лет, проходят над головой Навуходоносора, лишенного рассудка. Он вознес себя, и он был унижен. Времена язычников характеризуются отсутствием всякого разумения, которое поместило бы правящую власть в связь с Богом. Делать идолов, строить Вавилон и не знать Бога — вот то, что нравственно характеризует власть, которую Бог установил на месте своего престола в Иерусалиме. Такова нравственная способность человека в обладании той властью, которая была вверена ему[1].

Избавление Навуходоносора и свидетельство, возданное Всевышнему Богу

Однако сцена завершается свидетельством о славе Всевышнего Бога, Царя небес. Теперь, когда Его суд удален от него, Навуходоносор признает Его величие и благословляет Его. Он признает Его как Того, кто живет во веки [в рус. Присносущий, 4,31], который понижает и возвышает, кого Он пожелает, действуя по своей воле на небе и на земле, при этом все люди есть лишь суета перед Его силой и величием. Здесь этот результат произведен не избавлением верных, а судом, павшим на самих язычников, которые после суда избавлены, и им дано разумение в отношении Сущего; и это имеет место в связи со свидетельством, данным иудеям Духом пророчества, который Бог даровал остатку. Вместо того чтобы быть просто зверем, который смотрит вниз на землю, царь возводит свои глаза к небу. Он становится разумеющим и покорным и радостно благословляет Всевышнего Бога.

Значение имени «Всевышний»

Мы можем отметить это имя: «Всевышний». Это имя дано Сущему в диалоге между Мелхиседеком и Авраамом, в котором Мелхиседек добавляет: «Владыка неба и земли» [Быт. 14,19]. Это, фактически, представляет характер, который Бог примет, когда соединит в одно все во Христе, — небесное и земное [Еф. 1,10], когда Христос будет истинным Мелхиседеком. Язычники будут полностью подчинены Богу. Это будет время «восстановления всего», о котором говорили пророки.

Символ великого дерева

Необходимо сделать еще некоторые подробные замечания. Именно суд, за которым следует избавление, производит этот результат. Мы можем отметить значение символа великого дерева. Это могущественный на земле, который может взять под защиту других. В данном случае это был некто в самом высоком положении, которое возможно для человека. Птицы небесные гнездились в нем, то есть все классы людей искали убежища и защиты в нем. Мы видим также, что Бог знает принципы, которые руководят правительствами земли, рассматриваемыми в качестве хранителей власти, которой они владеют от Бога. Хотя это не Его (как в Израиле) престол на земле, Бог наблюдает за всем и судит ту силу, которой Он вверил власть. Он не правит непосредственно; но Он считает ответственным того, кому Он вверил правление, в том, чтобы он признал власть Бога верховной в этом мире.

Использование слова «бодрствующий»

Что касается использования слова «бодрствующий» [4,17.23], то я не думаю, что разумение в отношении того, кто именно принес повеление о суде, выходит за пределы религиозного состояния Навуходоносора. Даниил приписывает это непосредственно Всевышнему. Что ангелы могут быть разумными орудиями этого и что управление этим может быть в каком-то виде передано им, не представляет трудности, и Послание Евреям, как и другие писания, учит нас, что ангелы используются для этого. Мир грядущий не будет так подчинен им [Евр. 1,14; 2,5].

Мы видим в стихе 24, что Даниил обращает внимание Навуходоносора на эту ответственность, обязывая его изменить свое поведение.

Признание Навуходоносором Бога «Царем небес»

Мы можем также здесь отметить, что именно «Царя небес» признает Навуходоносор. Это неизбежно было Его местом. Бог земли имел свой престол в Иерусалиме. Но Навуходоносор не имеет к этому отношения. Мы нигде в книге пророка Даниила не найдем престол в Иерусалиме ни нравственно, ни пророчески. Его пророчества останавливаются, не доходя до этого вопроса. Он является пленником среди язычников, верный Богу в этом положении, наученный Им. Но Бог не может быть для него Богом земли[2]. Это Бог небес, правящий повсюду и всем, действующий по своей воле в небесах и на земле, но еще не царствующий над землей как царь земли. Напротив, Он только что отказался от этого и вверил власть Навуходоносору, в то время как Он удалился от беззакония своего земного народа, чтобы сокрыться в своей верховной и неизменной власти, результаты которой будут явлены позже, но согласно которой Он правил даже тогда, хотя и скрытый от глаз людей.

Читатель, вероятно, ожидает больше подробностей. Их можно найти в сообщениях, сделанных непосредственно Даниилу. Но те, кто понял принципы, которые мы только что установили (а великая цель этих глав — представить их), будут обладать основами огромной значимости для понимания всех пророчеств этой книги; без этих же принципов значение ее откровений никогда нельзя ясно понять. Мы должны помнить, что перед нами здесь пленные иудеи среди язычников, понимая пути Бога в отношении их и Его суд над их состоянием, в то время как власть оставалась в их руках.

Глава 5

Празднество Валтасара

В главе 5 нечестие главы язычников в отношении Бога Израиля достигает высочайшей точки и принимает характер наглости и презрения, которое является лишь попыткой, предпринимаемой слабостью, скрыть себя. Среди оргий большого пиршества для своих вельмож и придворных Валтасар повелевает принести сосуды храма Бога, которые Навуходоносор вынес из Иерусалима, чтобы он и его гости могли пить из них; и он славит богов золотых, серебряных и каменных. Безумство царя ставит вопрос: лжебоги или Сущий, Бог Израиля? Сущий разрешает этот вопрос той же ночью, уничтожив царя и всю его славу. Предупреждение, которое Бог дает ему, объяснено Даниилом. Но, хотя и подчиненный царю, Даниил не обходится с ним с таким же уважением, как с Навуходоносором. Валтасар занял место дерзкого врага Сущего, и Даниил отвечает ему согласно откровениям Бога о его судьбе и соответственно тому, как безоговорочно проявилось нечестие царя, восхвалявшего своих богов и хулившего Сущего. Следовательно, предупреждение не имело уже целью исправление и не оставляло места для покаяния. Оно провозглашало суд — и самого этого провозглашения было достаточно, чтобы разрушить всю дерзость нечестивого царя. Ибо он пренебрег вразумлениями, которые предоставляла ему история Навуходоносора. Это повествование являет нам последний характер нечестия верховной власти язычников в противлении Богу Израиля и суд, который падает в результате этого на империю, главой которой был Вавилон и которому Вавилон придал свой характер. Ибо, какими бы ни были долготерпение Бога и Его пути в других отношениях касательно империи язычников как силы, которой Он вверил власть в мире, все было уже потеряно для этих империй даже в дни Вавилона.

Глава 6

Стремление уничтожить Даниила

Теперь возникает другая форма нечестия помимо нечестия Вавилона (гл. 6). Лично у Кира были мысли лучше; и Бог, который дал ему их, использовал его для временного восстановления своего народа, чтобы Мессия пришел и явил себя им, — последнее испытание Его возлюбленного народа. Итак, не Кир, которого мы видим здесь, является орудием нечестия, стремившегося уничтожить Даниила, — орудием той человеческой воли, которая никогда не может терпеть верность Богу. Здесь говорится не об идолопоклонстве и не об оскорблении, нанесенном Сущему, а о возвышении самого человека, который хочет исключить любую мысль о Боге, который не желает никакого Бога. Это есть одна из черт, характеризующих глубины человеческого сердца.

Человек и Бог

Человека, в общем, устраивает бог, который помогает ему удовлетворить его страсти и его похоти, — бог, который подходит для осуществления его намерения единства его империи и укрепления его силы. Религиозная часть человеческой природы удовлетворяется такими богами, и она охотно поклоняется им, хотя тот, кто устанавливает их своей властью, может делать это только исходя из политических целей. Бедный мир! Истинный Бог не подходит ни для их совести, ни для их похотей. Враг наших душ рад развивать таким образом религиозность нашего естества. Лживая религия устанавливает богов, которые отвечают желаниям плотского сердца, какими бы они ни были; но они никогда не призывают к общению и никогда не воздействуют на совесть. Они могут навязать ритуалы и обряды, ибо они подходят человеку, но они никогда не могут привлечь пробужденную совесть к взаимоотношениям с самими собой. То, чего боится человек, и то, что человек желает, является сферой их влияния. Они не производят в сердце ничего, кроме как действия природных радостей и страхов.

Но, с другой стороны, гордость человека иногда принимает такой характер, который меняет все в этом отношении. Человек сам желает быть Богом, и будет действовать по своей собственной воле, и не допустит соперничества, которое его гордость не может вынести. Неоспоримое превосходство, если Бог существует, нестерпимо для того, кто хочет быть непревзойденным. Ему необходимо избавиться от Бога. Враги верных пользуются этим положением. Жестокость менее изобретательна, разве что ее хитрость проявляется в том, что льстя более высокой власти, она имеет вид не порицающей никого, кроме тех, кто не повинуется этой власти и презирает ее слово.

Даниил сохранен, Дарий признает живого Бога

Когда есть противоборство с самим Богом, то вопрос с людьми решается с большей небрежностью и меньшей страстностью в отношении их. Страстность соединяется с гордостью человека в меньшей степени, чем с волей человека. Человек, каким бы ни было его положение, является рабом тех, кто отдает ему дань своей лести. Его хозяином скорее является своеволие. В данном случае, обманутый своим тщеславием, царь оказывается связанным законами, установленными, по-видимому, для того, чтобы охранять его подчиненных от его капризов, под видом того, что его воле и его мудрости приписывается неизменный характер, — характер, принадлежащий только воле и мудрости Бога. Даниил брошен в львиный ров. Бог сохраняет его. Он сделает то же для остатка Израиля в конце века. Суд, который враги Израиля стремились навлечь на тех, кто был верен среди народа, обрушится на них самих. Но результат этого суда простирается дальше, чем в предыдущих случаях. Навуходоносор запрещал произносить хулу на Бога Израиля, и Он восхвален как Царь небес, который уничижил его. Но Дарий повелевает, чтобы Бог Даниила и Израиля был признан везде единственным живым Богом, чье царство вечно, и кто воистину избавил человека, который уповал на Него. Исторически кажется, что у Дария было некоторое чувство уважения к Богу и к благочестию Даниила. Это не был его Бог, но Бог Даниила; и все же он чтит Его и даже называет Его живым Богом.

Характерные черты великих империй; причины их суда

Таким образом, мы видим, что идолопоклонство, нечестивость, гордыня, которая возвышает себя над всем, характерны для великих империй, которые Даниил представляет нам, равно как и причины их суда. Результатом суда является признание Бога иудеев живым Богом, который избавляет, и Всевышним, который владычествует над человеческим царством. Те же черты характеризуют и последние дни. Этим завершается первая часть книги.

Глава 7

Пророческая история о последней форме языческой империи

Мы подходим теперь к сообщениям, сделанным самому Даниилу, содержащим не просто общие принципы, но и подробности, касающиеся народа Бога и язычников, которые угнетали их, — исторические подробности, хотя и данные заранее пророчески.

Основной темой главы 7 является история четвертого зверя, или последней формы языческой империи, которая началась в Вавилоне, — великая западная сила, в которой должно было развиться все, чем человек, обладая властью, стал бы по отношению к Богу и к верным. И поэтому в толковании представлены его взаимоотношения со святыми. Но, чтобы ввести этого западного зверя, кратко изложено то, что предшествовало ему. Четыре зверя выходят из моря, то есть из волн человеческого населения. Эти власти не рассматриваются здесь как установленные Богом, а в их чисто историческом характере. Мы видели империю, непосредственно установленную Богом в лице Навуходоносора. Но здесь — хотя всякая существующая власть установлена Богом — они рассматриваются не в отношении их происхождения, а в их историческом аспекте. Эти звери выходят из моря. Пророк сначала видит их всех сразу, поднимающихся из волнения народов. Эта часть видения содержит характерные черты, но не датирует события.

1. Вавилон

В стихе 4 мы видим Вавилон во власти, а затем — униженным и покоренным. Тело льва с крыльями орла; то, что, по-человечески говоря, было самым величественным и энергичным в силе, что парило над народами в самом высоком и быстром полете, характеризовало этот первый взлет человеческого разума, когда воля Бога вверила ему мировую империю. Это положение Вавилон теряет.

2. Мидо-Персия

Второй зверь пожирал много, но не было у него ни энергии, ни быстрого полета первого; он скорее присваивал себе другие царства, нежели создавал империю; в начале в своей силе состоя из двух частей, он поднялся с одной стороны больше, чем с другой. Он свирепый, но сравнительно неповоротливый; это Мидо-Персидская империя.

3. Империя, основанная Александром

В этой главе лишь немного говорится о третьем звере; легкость и быстрая деятельность характеризует его, и владычество дано ему. Это империя, основанная Александром.

Четвертый зверь — предмет отдельного видения.

Разделение и компоновка главы 7

Попутно отметим, что глава разделена на три видения, за которыми следует толкование, данное пророку. Первое видение — о четырех зверях, представленных вместе, и кратко обрисован характер первых трех. Второе видение описывает четвертого с намного большими подробностями. Третье видение представляет появление того, кто подобен Сыну человека, перед Ветхим днями. Они начинаются соответственно в первом, седьмом и тринадцатом стихах; толкование занимает остаток главы начиная со стиха 15.

4. Четвертый зверь: его особый характер, его «малый рог»

Черты четвертого зверя обрисованы ясно. Он чрезвычайно сильный, он пожирает и сокрушает все, а оставшееся попирает ногами. Характер у него не такой, как у предыдущих империй. У него десять рогов, то есть его сила должна была быть разделена на десять отдельных сил. Сила и ненасытность, которые ничего не щадят и не уважают, захватывая все или попирая ногами, не считаясь с совестью, — таковы нравственные характеристики четвертого зверя. Его разделение на десять царств отличает его, что касается его формы. Он будет лишен простоты, которая была одинаково свойственна другим империям. Но это не все. Другой отличительный и совершенно особый элемент привлек внимание пророка. Рассматривая рога, он увидел, как еще один небольшой рог поднялся между ними, — три первых пали перед ним; он обладает проницательностью и разумом человека, его притязания были очень велики. Таким был его характер. Среди десяти поднимается власть, которая низвергает три из них. Эта власть предусмотрительна и проницательна в своем разуме. Она не только обладает силой, но у нее есть мысли и замыслы, и не только связанные с честолюбием и управлением. Это зверь, который действует в нравственном отношении, который проявляет интерес к знаниям и имеет притязания, полные гордости и дерзости [в англ. конец ст. 8 переведен: «...уста, говорящие о высоких вещах», что соответствует оригиналу]. Он обладает характером нравственного разумения и методичности (во зле), а не просто силой завоевателя. Этот рог имеет глаза человека.

Ветхий Днями; заседание суда

Затем установлены престолы[3], и садится Ветхий днями. Это заседание суда, престола суда Сущего; не говорится где, но его результат на земле. Слова небольшого рога являются поводом для совершения суда. Он совершается над зверем, который уничтожается и его тело предано огню. Что касается других зверей, то их господство уничтожено, но их жизнь продолжалась; четвертый же утратил свою жизнь вместе со своим господством. Сцена суда образует часть видения о четвертом звере и главным образом связана с ним.

Земное царство отдано Христу

В стихе 13 представлено новое видéние. Некто, подобный Сыну человека, приведен к Ветхому днями и получает царство и всеобщее господство — владычество Сущего вверено человеку в лице Христа и заменило империю зверя. Заметьте, что здесь говорится не о совершении суда, а о получении земного царства, ибо во всем этом темой является управление землей.

Толкование видения Даниила; два его великих факта

В толковании можно выделить две части. Стихи 17 и 18 являются общими, а затем более подробно говорится о четвертом звере (ст. 19-28). Общая часть объявляет, что эти четыре зверя — четыре царя, или империи, которые появятся из земли, но святые высоких мест [в рус. Всевышнего] овладеют царством и будут владеть им вовек. В этом повествовании представлены два великих факта: земное царство (империя) и царство святых высоких мест (первое состоит из четырех царств). Затем нам даны некоторые подробности в отношении четвертого из них. Здесь необходимо отметить, что в толковании добавлен очень интересный элемент, которого не было в видении, к которому относится толкование, а именно то, что касается святых. Сообщая пророку значение видения, Бог не мог не упомянуть их. Уже стих 18 представляет их в контрасте с земными империями. В видении эти империи представлены в их публичном и внешнем характере. Здесь Дух Бога говорит о том, что сделало их поведение интересным даже для сердца Бога, который хочет засвидетельствовать этот интерес пророку. Святые непосредственно представлены взору, но в положении страдания (ст. 21). Это первая черта небольшого рога, когда речь идет о его действиях.

Власть малого рога заканчивается пришествием Ветхого Днями

Но стихи 21 и 22 требуют немного больше замечаний. Небольшой рог не только ведет войну со святыми, но превозмогает их до определенного времени (то есть, до прихода Ветхого днями). Здесь дано нечто более определенное, чем то, что Бог осудит наглость человека. Нам уже представлена не публичная история и общие принципы, а объяснение, которое дано святым в лице пророка. Именно приход Ветхого днями кладет конец власти небольшого рога над святыми.

Святые на земле и святые в «высоких местах»

Результатом этого великого изменения, этого вмешательства Бога, являются другие важные события: во-первых, суд дан святым высоких мест; во-вторых, святые овладевают царством. Обратите внимание здесь на особое название святых: «святые высоких мест». Небольшой рог преследует святых на земле и превозмогает их, пока не приходит Ветхий днями. Но суд дан только святым высоких мест. «Разве не знаете, — говорит апостол, — что святые будут судить мир?» Однако мы не должны идти дальше того, о чем здесь написано. Не сказано «собранию» — такой мысли нет в этих отрывках. Это святые, которые связаны с Всевышним[4] Богом в небесах, пока земля находится в руках тех, кто не признает Его, и пока Его управление еще не осуществляется, то есть, не носит характера их избавления от страдания и от злобы злых. Это применимо, в принципе, ко всем временам с момента падения до того, как придет Ветхий днями. Но есть период особо характеризуемый этим духом мятежа, а именно: период власти небольшого рога. Дальше говорится о другой категории людей: народе святых высоких мест. «Царство дано им» [ст. 27]. Но в этом случае Дух не говорит, что суд дан им.

Таким образом, в стихе 22, когда упоминается царство, говорится просто, что «царством овладели святые», а не «святые высоких мест», чтобы мы видели силу небольшого рога, направленную против святых и превозмогающую их, конец которой положил Ветхий днями, при этом сценой всего происходящего является земля. Это событие сопровождается двумя другими событиями, которые следуют из него и меняют весь вид мира. Суд дан небесным святым, и царство дано святым. Первое из этих двух событий ограничивается небесными святыми. Второе — более общее, и святые на земле разделяют его согласно своему состоянию, не исключая святых на небесах согласно их состоянию.

Общий характер четвертого зверя, его десять рогов; «небольшой рог»

В стихе 23 начинаются исторические подробности касательно небольшого рога. Представлен общий характер четвертого зверя. Он пожирает, попирает и порабощает все. Это не только объединенная империя того или иного размера, она грабит всю землю как бы по праву. Затем есть десять царств, которые возникли из недр этой империи и разделяют его власть. Это его внешний и общий характер. Но когда уже существуют десять царств, то другая сила иного характера поднимается из десяти, три из которых она покоряет. Теперь этот рог произносит слова против Всевышнего — возвеличивает себя в словах против Него. В своей злобе он уничтожает святых, которые объединены в сердце с Богом небес и признают Его имя и Его власть на земле. Он стремится изменить у них религиозные праздники и закон; и они переданы в его руку на три с половиной года. В этом последнем обстоятельстве нам довольно четко представлен притеснитель иудеев. Вся их система передана в его руки. Вот три особенности, которые достаточно ясны и понятны: он произносит слова против Всевышнего; он преследует тех, кто признает Бога в небесах и чьи сердца обращены туда (ср. Пс. 11,4); и он уничтожает все внешние следы земной религии.

Оставлены формы иудейской религии, но не святые

Необходимо отметить, что здесь вовсе не говорится о собрании, за исключением таких общих выражений, которые можно применить к любым святым на земле, взирающим вверх. Следует заметить, что не святые (как можно было бы подумать) отданы в руку небольшого рога, а формы иудейской религии. Бог может желать и позволить для блага святых, чтобы было преследование; но Он никогда не отдает своих святых в руки их врагов. Он не мог сделать этого, Он не может оставить и покинуть своих. Словом, какими бы ни были общие принципы, которые можно применить в течение веков, это пророчество, как особое и определенное откровение, относится, как и вся книга, к земле (а собрание не от земли) и к иудеям, в отношении которых Бог осуществляет свое управление на земле.

Три характерные черты малого рога; его господство уничтожено

Можно понять, что это проливает свет на три характерные особенности небольшого рога. Он восстает против Всевышнего. Он произносит гордые слова против Бога и против всех святых, которые, поднимаясь в духе над землей, признают Всевышнего Бога в небесах и ожидают избавления от Его руки; чьи сердца обрели убежище в Нем, когда земля отдана, так сказать, в руки злых. Все те, кто таким образом поддерживает истинное свидетельство против человека, присваивающего себе все права на земле и не имеющего ничего общего с небесами, подвергаются гонениям с его стороны. Наконец, когда иудеи восстановили свои постоянные праздники и предписания, его тирания, не допускающая никакой власти, кроме его собственной, уничтожает все следы этих предписаний, которые, хоть и были пустыми, ибо восстановлены в неверии, являлись все же свидетельством существования Бога земли. Однако заседает суд для ознакомления со всей этой гордостью. Господство небольшого рога прекращено и уничтожено. Можно заметить здесь, что фактически именно небольшой рог в конце обладает верховной властью. Его господство уничтожено. Затем царство и господство под всем небом даны «народу святых высоких мест». Мне кажется, что значение этого выражения, форма которого особая, достаточно просто. Всевышний царствует, но Он царствует в связи с системой, которая делает очевидным, что «небеса правят» (как говорится об этом в случае с Навуходоносором [4,26]). Земной человек пожелал править, и он бросает вызов небесам, и, отбирая землю из управления Обитающего на небесах, он хочет обладать ею независимо от Бога. Но суд показывает его безрассудство, и Всевышний царствует вовеки. Святым, которые познали Его, даны суд и слава, и народ, который относится к ним на земле, является верховным и правящим народом. Это — иудеи. Но, несомненно, царствует именно Бог.

«Небесные места»

Два слова переведены [в англ. авторизованной версии и так же в рус. синодальной Библии] как «Всевышний», одно из них в единственном числе, а другое — во множественном. Последнее означает «высокие (места)». Я не сомневаюсь, что от этого слова произошло выражение «небесные места» в Послании Ефесянам [Еф. 1,3.20; 2,6; 3,10; 6,12], которое, однако, идет намного дальше в откровении, сделанном там. Ибо здесь речь идет лишь об управлении, а в Послании Ефесянам это то, что принадлежит небесным местам, или то, что находится в них. Это различие дает нам возможность понять разницу между собранием, или даже христианами, и святыми высоких мест в Дан. 7. В случае христиан речь идет о личностях, обладающих (по крайней мере в духе) благословением небесных мест, когда они сидят там во Христе, борясь против духовной злобы, находящейся там. Здесь же, наоборот, речь идет о том, чтобы признавать управление, по праву принадлежащее небесам и Царствующему там, в присутствии силы, которая отрицает Его и возносится против Него, не признавая никакой другой силы на земле, кроме себя самой. Значение этого пророчества легко понять. Признать право управления в небесных местах и сидеть там, наслаждаясь благословениями, присущими этому месту, — две разные вещи. Каждая вещь имеет свое место в мыслях Бога, где царствует совершенный порядок.

Краткое изложение толкования, данного в главе 7,17-27

Подводя итог, мы обнаруживаем, кроме власти четырех зверей в общем, западную власть, разделенную среди десяти, и последнюю империю в руках небольшого рога, который подавляет три из десяти рогов и возносится против Бога в небесах, преследует и превозмогает святых, уничтожая своими преследованиями тех, кто отождествляет себя с Богом небес, отменяя все иудейские постановления; и в конце его самого уничтожают. Эта отмена иудейской системы продолжается три с половиной года, или 1260 дней; период времени, который относится только к этому последнему событию. Все остальное характеристично, а не хронологично.

Управление землей, прежде данное человеку в лице Навуходоносора, не устанавливается заново — каким оно было в Иерусалиме — через простой земной престол. Некоторый период, когда земная власть восстает против Всевышнего, святые принимают характер, который является результатом того, что они направили свои взоры к небесам и к Тому, кто царствует там (при этом Бог по отношению к своему управлению землей принял имя Бога небес, Дан. 2,37), — вполне понятное положение, видя, что Он оставил Иерусалим.

Три элемента в действиях Бога; характер Того, кто принимает царство

Именно святые высоких мест примут царство; но после суда над мятежным рогом земной народ обладает господством под всем небом, однако находясь в зависимости от тех, кто сидит на небесах.

Таким образом, нам представлены три ясных и важных элемента путей Бога. Во-первых, земной престол в Иерусалиме оставлен; языческий престол установлен властью Бога, Бога небес; и эта языческая сила восстает против Того, кто вверил ей власть. Во-вторых, выделены святые через их признание того Бога, которого земная власть отрицала; они от небес, где теперь у Бога свое место и свой престол, который уже не находится на земле в Иерусалиме. В-третьих, мы видим далее суд, совершенный над мятежной властью; суд дан этим святым высоких мест; земной народ установлен в царстве под небесами в связи с ними. Это непреходящее господство Бога небес. В связи с этим Тот, кто благодаря своему превосходству получает царство, представлен в следующем образе: это теперь не Мессия, признанный царем Сиона, а некто в виде Сына человека — имя намного большей и широкой значимости. Таково изменение от Пс. 2 до Пс. 8[5]. Мы видим не только то, что Мессия обретает характер Сына человека; но когда эти события совершаются, то мы находим, что сам Ветхий днями приходит [7,22] и полагает конец власти, которая причиняла страдания святым, — то есть, что Христос является Сущим (как это показывают столь многократно Псалмы и Евангелия).

Мы видим здесь великую картину управления человека, которая пришла к своему характерному развитию в конце и была отстранена управлением Бога, которое ставит у власти верных, а превыше всего — самого Сына человека и Его народ на земле.

Небесные святые и пощаженный остаток на земле

Следовательно, святые высоких мест будут теми, кто (когда собрание, которое здесь не упоминалось, уйдет) посмотрит и признает власть там, а если будут убиты мятежной силой, то у них есть их место наверху. Мы находим их опять в Откровении, особенно в гл. 20,4, и там представлены две группы. Народ святых — это пощаженный остаток на земле [Дан. 7,22].

Глава 8

Империя Персии и Греции

Глава 8 изображает подробности того, что происходит в другом месте, в Иудее, — подробности, касающиеся иудеев. Две империи: Персия и Греция, обе с востока, сменившие империю Вавилона, во время которой было дано пророчество, упомянуты лишь для того, чтобы указать страны, в которых эти события должны произойти, и представить их нам в их историческом порядке. Персидская империя ниспровергнута царем Греции, чья империя затем делится на четыре царства, и из одного из них возникает сила, составляющая главную тему пророчества.

Время, на которое ссылается пророк

В толковании мы находим конкретное утверждение, что события, о которых здесь говорится, происходят «в самом конце гнева» [гл. 8,19]. Здесь имеется в виду гнев на Израиль (гл. 11,36). Об этом времени гнева говорится в Ис. 10,25; оно завершается уничтожением Ассирийца, который (ст. 5) является его главным инструментом. Все эти отрывки показывают нам, особенно если рассмотреть их в контексте, что события этих пророчеств свершатся в последние дни. Это будет «бедственное время для Иакова, но он будет спасен от него». Господь сам ссылается на этот период (Матф. 24,15), привлекая внимание своих учеников к тому, что говорит Даниил в отношении этого (ср. Дан. 12,1-11 со словами Господа). Мне кажется, что пророчество в рассматриваемой главе не относится к последним дням так абсолютно, как толкование[6]. То, о чем говорилось в пророчестве, есть не последние дни гнева, а тот факт, что небольшой рог возвышается из одного из четырех царств, которые сменили Александра. Тем не менее великая цель Духа — открыть то, что случится во время конца (ст. 17).

Главные черты «небольшого рога» в главе 8

Давайте рассмотрим главную особенность небольшого рога. Власть, названная «небольшим рогом», увеличивает свою территорию к востоку и к прекрасной стране, или украшению (всей земли), то есть, как мне кажется, к Иерусалиму или Сиону. Этот рог возвышается против воинства небес, и низвергает на землю часть воинства, и звезд, и попирает их.

«Воинство небес и звезд»

Кто подразумевается под выражением «воинство небес и звезд»? Давайте вспомним, что перед нами иудейская система. Однажды уяснив это, нетрудно объяснить отрывок. Это выражение относится к тем, кто, по крайней мере в своем исповедании, окружают престол Бога, и особенно к тем, кто являются выдающимися среди них. И это не верные, которые взирают на небеса, и о которых повествует глава 7 [ст. 25]. Быть небесным воинством — описывает положение, а не нравственное состояние (ср. ст. 24.) Но данный отрывок предполагает, что иудеи опять находятся в этом положении перед Богом, даже если это будет лишь для суда. Иначе говоря, они опять перед взором Бога, как находящиеся во взаимоотношениях с Ним, как объект, о котором Он сам заботится, как народ, все еще ответственный за свои прежние отношения с Ним, хотя власть язычников все еще существует. Если теперь их состояние не соответствует положению, которое они вновь заняли перед Его лицом, то они являются, самим фактом этого положения, объектом судов Бога.

Более того, заметьте, что здесь говорится о преступлении [8,12, в рус. нечестие], а не о мерзости, которую кто-то устанавливает и которая производит запустение; и в толковании преступление также достигает своей высшей точки [8,23, в рус. беззакония].

Рог, противостоящий Христу как Князю Израиля

Итак, этот рог является инструментом наказания иудеев, которые вернулись, что касается их исповедания, к отношениям с Сущим и в свою землю, внешне принимая характер Его народа, однако доводя преступление против Него до высшей точки. Рог полностью уничтожает некоторых из них [8,10]. Но это не все; он (ибо здесь, в стихе 11, используемое слово не является уже местоимением, обозначающим неодушевленный предмет, согласованным со словом «рог», а изменено на местоимение, относящееся к людям, вероятно, чтобы обозначить лично царя) возносится даже против вождя воинства. Он доводит свои притязания до того, что противостоит Ему, выступая против Христа в Его характере Вождя Израиля, против судьи, который грядет, Главы Израиля, который есть сам Сущий; ибо именно Ветхий днями приходит [7,22]. Здесь, однако, все рассматривается с иудейской точки зрения. Он Вождь Израиля. Мы видим, что это Сущий, ибо именно Его жертва отнята, именно Его святилище поругано; но Он представлен как Вождь воинства[7]. Ежедневная жертва отнята у Него, а не «им»[8]. Иудейское поклонение, воздаваемое Сущему, запрещено, Его святилище ниспровергнуто, а время бедствия назначено для ежедневной жертвы (именно так я понимаю стих 12) из-за преступления; и небольшой рог[9] (здесь снова употребляется местоимение, заменяющее неодушевленное существительное, то есть связанное с рогом) низвергает истину, действует и преуспевает. Продолжительность всего видения, тесно связанного с преступлением, являющегося его причиной и, может быть, заключаещего в себе также продолжительность преступления, производящего запустение, — словом, продолжительность всей сцены преступления и проистекающего из него опустошения (святилище и воинство попраны) составляет 2300 вечеров и утр.

Время исполнения пророчества; коварный царь, его путь и его конец

В стихе 19 мы видим, что толкование относится к времени конца, — очень важное замечание для понимания отрывка[10]. И вот, что должно произойти в конце гнева (на Израиль), когда преступление иудеев достигает высшей степени. Восстанет царь свирепого вида и понимающий загадочное [в рус. «искусный в коварстве»], своего рода учитель или раввин, но гордый, а также наглый и смелый по виду. Он будет силен, но не своей силой. Он произведет великие разорения, будет преуспевать и действовать, уничтожая сильных, или большое число людей, и особенно «народ святых», то есть, иудеев (см. гл. 7,27). Он коварен и успешен во всех своих хитростях. Он превознесется своим сердцем и уничтожит многих посредством лживой и безбожной безопасности [в англ. средина ст. 25 переведена: «...и посредством мира уничтожит многих»]. В конце концов он восстанет против Вождя вождей. Он затем будет уничтожен без человеческого вмешательства во время конца, когда намерения Бога будут раскрыты, когда Его негодование на Израиль приблизится к концу, в то время как преступление этого народа уже достигнет своей высшей точки, царь восстанет в одной из частей бывшей Греческой империи, чья власть будет характеризоваться распространением на восток, юг и к Иерусалиму; то есть она будет установлена на месте теперешней Турции в Азии, при этом Иерусалим будет ее целью. Эта власть вызовет много разрушений, и ее сила будет велика; однако, собственно говоря, это не будет ее собственная сила. Царь будет зависеть от какой-то другой власти. Он также будет уничтожать иудейский народ. Но уничтожение не является его единственной характеристикой; он обладает мудростью, в каком-то отношении напоминающей мудрость Соломона. Он очень хитер и преуспевает в уничтожении иудеев, успокаивая их безопасностью, в которой они забывают Сущего. Итак, мы видим, что он имеет дело с иудеями не только как завоеватель, но и как учитель и посредством хитрости и обманчивого мира (покоя). В конце концов, он восстает против Христа в Его характере Вождя вождей или царей земных, то есть в Его характере земного верховенства. Он уничтожается божественной силой без вмешательства человека.

Малый рог в главе 8 отличается от малого рога в главе 7

Этот царь отличается от небольшого рога главы 7, который правит великим западным зверем. Он царь восточный, который восстает не из Римской империи, а из бывшей Греческой империи, установленной в Сирии и в соседних странах, и получает свою силу в другом месте, а не из своих ресурсов [8,24]. Он будет вмешиваться (по своему разумению) в религиозные дела иудеев; но, мне кажется, сказанное о нем больше характерно для опустошителя, которого Бог позволяет врагу воздвигнуть из-за грехов Его народа, чем для того, кто заключает союз с ними на время с целью разорить их и затем вовлечь их в глубины отступничества. Это тот, кто будет угнетать их, действуя на востоке, в то время как небольшой рог из главы 7 правит на западе[11]. Опустошение представлено нам в связи с этим небольшим рогом.

Стих 11[12] является своего рода вводной мыслью, которая относится полностью к Вождю воинства; и два последних факта, которые упоминаются в этой главе (а именно, что жертва отнята у Него и Его святилище низвергнуто), представлены в связи с вождем как часть опустошения Израиля, чтобы завершить его описание, не указывая, как мне кажется, того, кто это делает. Об этих фактах не говорится в повествовании о самом царе в конце главы. Они составляют часть опустошения того времени, которое упоминается в стихе 11.

Глава 9

Исповедание Даниила, ходатайство и прошение. Ответ Бога

Глава 9 представляет нам видение в отношении народа и святого города, являющееся результатом исповедания и ходатайства Даниила. Оно дано, как отмечалось, в связи с угнетением со стороны западной силы, и его детали, в самом деле, связаны с угнетением. Пророк понял (не через прямое откровение, а через изучение пророчества Иеремии, через использование тех обычных средств, которые имеются в распоряжении духовного человека), что пленение, продолжительность которого объявил Иеремия, приближалось к концу. Результатом, произведенным на разум Даниила (истинный признак пророка Бога), являлось страстное ходатайство об опустошенном святилище и городе, возлюбленном Сущим. Он изливает свое сердце в исповедании перед Богом, признавая грех народа и его царей, ожесточенность их сердец и праведность Бога, наведшего на них зло. Он взывает о милостях Бога и просит благоволения ради самого Сущего. Пророчество является ответом Бога на его молитву. Семьдесят седьмин [букв. недель] определены для народа Даниила и для его святого города. Сущий еще не признает их непосредственно своими, но Он принимает ходатайство пророка (как Он прежде принял заступничество Моисея), говоря Даниилу: «...твой народ и твой город». Даниил выступает посредником. Он имеет мысли Бога — Его слова, и, следовательно, он может ходатайствовать (сравните по этому глубоко интересному вопросу Быт. 20,7; Иер. 27,18; Иоан. 15,7).

Божье откровение: Его семьдесят седьмин для народа и города

По истечении семидесяти седьмин, отделенных от веков, придет время, установленное Богом, чтобы закрыть (завершить) преступление, запечатать, то есть положить конец греху и удалить его; простить нечестие и ввести вечную праведность; запечатать (все) видение и пророчество и помазать святое святых — и это, обратите внимание, в отношении народа Израиля и города. Это полное восстановление народа и города в благодати.

Три части семидесяти седьмин

Этот период из семидесяти седьмин разделяется на три части: семь, шестьдесят две и одна. Во время первой части, или семи седьмин, опустошенный город и его разрушенные стены будут восстановлены в бедственные времена или сквозь трудности времен. После шестидесяти двух седьмин, то есть в целом после шестидесяти девяти седьмин, Мессия должен быть истреблен [букв. отсечен] и не будет иметь ничего (это истинный смысл этих слов). Он, кому принадлежат царство и слава, вместо того чтобы получить их, должен быть истреблен и ничего не будет иметь. Но после этого события город и святилище, которое восстановлено, должны быть разрушены, и конец будет, как опустошительный поток; и до конца войны будет повеление или определенный указ об опустошении. Это есть, в общем, полная история опустошений. Шестьдесят девять седьмин завершились — затем истреблен Мессия; но точное время, когда это происходит, не указано. Ход семидесяти седьмин, таким образом, полностью прерван. Уничтожение Мессии не было моментом восстановления народа и города. Ясно провозглашается результат, а именно период опустошения до конца — его продолжительность не указана. Мы найдем в главе 11 тот же способ рассмотрения аналогичного периода. Народ вождя, который должен был еще прийти, разрушит город.

Семидесятая седьмина; ее вторая половина

После этого Дух Бога рассматривает семидесятую седьмину, подробности которой еще не были раскрыты. Вождь, который придет, утверждает завет с большинством иудеев (слово «многие»[13] указывает на множество людей), это первое, что характеризует седьмину. Иудеи вступают в союз с бывшим в тот день главой народа, который когда-то разрушил их город и их святилище. Они образуют союз с главой Римской империи. Это относится ко всей седьмине. Но по прошествии половины седьмины[14] положение вещей изменяется. Этот глава заставляет прекратить жертвы и приношения; а из-за защиты идолов появляется опустошитель; и до истребления, которое определено[15], будет изливаться (суд) на опустошаемое.

Семьдесят седьмин как короткая история периода, который должен истечь до того, как пройдет суд над иудеями

Итак, то, о чем здесь объявлено, являет, что семьдесят седьмин отделено для истории города и народа Даниила. В течение этих семидесяти седьмин Бог находится во взаимоотношениях с Израилем[16]; однако не непосредственно, а в связи с верой верующего остатка, верой Даниила, ходатайством, которое, связывая себя с существованием остатка, служит связью между Богом и народом, ходатайством, без которого народ был бы отвергнут. Это тот же принцип, который определял отношения между Богом и народом посредством Моисея после золотого тельца, при этом народ называется народом Даниила, как прежде — народом Моисея. Это положение замечательно, если принять во внимание, что оно имело место после установления власти язычников. Иудеи находятся в Иерусалиме, но язычники царствуют, хотя империя Вавилона низвергнута. В этом ненормальном положении пророческая вера ищет полного восстановления города, места управления Бога и Его народа. Именно к этому относится ответ Бога. Дана краткая, но полная история периода, который пройдет до того, как суд над иудеями совершится и закончится.

Мессия истреблен; последствия этого

Также вводится новый элемент большой значимости: Мессия должен быть истреблен [отсечен]. Он ничего не будет иметь из того, что по праву принадлежало Ему. Следствием этого должно быть разрушение города и святилища, опустошение и война. Вождь другой империи, еще не существующей, разрушит город и святилище. Взаимоотношения между Богом и народом были тогда полностью разорваны на время — даже что касалось верующего остатка. Вера Даниила отвергнута народом в личности Христа как пророка и в отречении от Христа, выраженном в словах: «Нет у нас царя, кроме кесаря» [Иоан. 19,15]; и народ, и город преданы опустошению.

Завет и идолопоклонство

Но осталась одна седьмина, еще не исполненная в отношении этого неверного и развращенного рода, но еще любимого, до того как его нечестие будет прощено и будет введена вечная праведность, а видение и пророчество завершатся посредством их исполнения. Эта седьмина будет отличаться заветом, который вождь или правитель заключит с иудейским народом (за исключением остатка), а затем — принудительным прекращением их поклонения вследствие вмешательства этого вождя. После того как иудеи поместили себя под защиту идолов (этого нечистого духа, в течение долгого времени изгнанного из народа и опять вошедшего к ним с семью духами, еще худшими, чем он сам [Мат. 12,45]) приходит опустошитель, и завершающие суды обрушиваются на народ — ужасные суды, но их длительность точно установлена Богом и они прекратятся, когда их мера будет наполнена. Таким образом, мы находим, что на просьбу пророка дан очень точный ответ, — ответ, который очень четко раскрывает последствия связи народа Даниила с властью язычников. Их положение ясно показано, в то время как взаимоотношения с Богом, посредством заступничества пророка, еще существуют.

Отвержение Мессии, рассеяние иудеев и великая скорбь

Пророчество объявляет в то же время общий факт опустошения народа в интервале между окончанием шестьдесят девятой седьмины и (с кажущимся временным успокоением от благосклонности зверя) концом семидесятой, — опустошения, вызванного их отвержением Мессии, которое произошло в то самое время, когда обещание, присоединенное к пророчеству, должно было вот-вот исполниться. Отвержение Мессии (пришедшего в имени своего Отца) привело к длительному рассеиванию иудеев, которое продолжится до того времени, когда они, будучи собраны, станут добычей нечестия главы язычников, — времени, когда они фактически попадут в руки того, кто должен прийти в своем собственном имени: печальное состояние, резвившееся во время последней седьмины, которому Бог установил предел, за который никакая злоба врага не может перейти.

Главы 10, 11

Дальнейшие откровения Даниилу о будущем его народа и язычников

В главе 10 мы возвращаемся на восток[17]. Главы 10, 11 и 12 образуют лишь одно пророчество, только глава 11 завершает историю язычников, а глава 12, как мы отметили в начале, посвящена состоянию остатка в течение последнего периода власти язычников и их избавлению (завершая, таким образом, откровение мыслей Бога в отношении остатка, который сохранен среди язычников).

Даниил, всегда устремленный к благоденствию своего народа, вновь обратился с мольбой (ст. 2, 3, 12) к Богу с настойчивым желанием понять Его пути. После трех недель поста и молитв ему послан ангел, который открывает сопротивление врагов славы Бога осуществлению Его намерений во благо своему народу и те препятствия, которые они воздвигают сообщению этих намерений для ободрения народа. Но если проявляется вера, то Бог верен; и настойчивость Даниила нравственно приводит его к состоянию, когда он способен оценить сообщения Бога, что является доказательством его пригодности получить их. Ангел сообщает ему, что видение имеет отношение к иудеям и что оно относится к последним временам (гл. 10,14). Сила, которая дана ему, дает ему возможность получить сообщение [10,19]. Названо число царей Персии [11,2], во время царствования которых он имел видение, и сказано о нападении на Грецию одного из них. Это дает повод к нападению Греции на Персию; устанавливается Греческая империя, но затем она делится на четыре части. Два из четырех этих царств будут более могущественными, чем остальные. Они также территориально связаны с иудеями. Именно на территории последних они ведут свои войны. История царей этих двух держав, воюющих на территории Израиля, показана со значительными подробностями под именами царя северного и царя южного. Я не вдаюсь в эти подробности.

Эта история — прообраз того, что произойдет в последние дни

История продолжается до вмешательства римлян — кораблей с берегов Киттима[18] — и нападения на иудеев, и на храм, и на святой завет. Царь северный вступает в союз с иудеями-отступниками; он оскверняет святилище, устанавливает идола и останавливает ежедневное жертвоприношение; он увлекает злых в отступничество (таково значение выражения в ст. 32). Но знающие Бога усилятся и будут действовать энергично. И разумные, наученные Богом, наставят многих. До этого момента нам представлен последовательный ряд первых царей и история времен Маккавеев и Антиоха Епифана.

Результат до конца дан в общих выражениях — при этом последняя часть предыдущей истории, которую мы бегло просмотрели, является прообразом того, что произойдет в последние времена. Народ опять попадает на время под притеснение своих врагов. В какой-то мере им будет оказана помощь — некоторые притворно присоединятся к ним. Даже некоторые из разумеющих, в отношении которых можно было бы ожидать, что провидение Бога сохранит их, также падут от насилия, чтобы испытать веру всех и очистить их до времени конца. Ибо это положение вещей должно продолжаться до времени, назначенного Богом. Это положение иудеев в особенности во времена Селевкидов и Лагидов (Птолемеев), царей северного и южного, и в общем до последних дней.

Использование и значение слов «многие» и «маскилим»

Возможно, здесь читателю будут полезны некоторые замечания о подробностях. В главах 9,27; 11,33; 12,3 слово, переводимое «многие», имеет артикль в иврите и обозначает большинство народа, что делает смысл этих стихов более простым. Читатель также заметит в контрасте с большинством (гл. 11,33) «маскилим», то есть разумных, — слово, имеющееся в заглавиях многих псалмов. Разумеющие, наученные Богом, наставят многих, и будет деятельность любви ради истины в эти времена испытания. В главе 12,3 мы опять видим разумеющих, связанных с теми, кто наставит многих в праведности. Сравните с главой 11,33. Они становятся жертвами насилия в стихе 35. Этот последний стих достигает, как мы видели, конца истории этого народа, находящегося под господством язычников. Но в отношении конца даны более конкретные подробности.

Представлен царь[19] — нечестивый [злой], который будет осуществлять власть в Иудее в конце века и будет преуспевать, пока гнев (период, о котором мы уже говорили) не придет к концу. Это царь нечестивого характера, действующий в иудейской земле, который следует своей необузданной воле, превозносясь надо всем, отказываясь от религии своих отцов, не уважая ни Христа, ни какого-нибудь бога, хуля Бога небес, устанавливая идолопоклонство по-своему. Однако «он даст им править над многими и землю разделит в вознаграждение». Трудно сказать, кто те, кому он даст править, — я считаю, что это его последователи, но общий характер этого своевольного, нечестивого и идолопоклоннического царя, который возносит себя надо всем, достаточно ясен. Царь южный (мы возвращаемся здесь к последовательности мыслей, представляющих главу в целом) сталкивается с ним, а царь северный выходит против него, как буря, наводняет страны, проходит через них и входит в прекраснейшую из земель, Иудею. Но Едом, Моав и Аммон спасаются от его руки, будучи сохранены (Ис. 11,14), чтобы быть покоренными самим Израилем. Однако он простирает свою руку на многие страны и грабит их. Не спасается и египетская земля, и те, кто обитает в Африке, тоже у его ног [в рус. «последуют за ним», ст. 43]. Однако, встревоженный слухами с востока и севера, он устанавливает свои царские шатры между Иерусалимом[20] и морем, приходит к своему концу, и некому помочь ему. Здесь не показан конец царя. Это конец северного царя, темой являются народы, и земля Израиля, и то, что произойдет с народом Даниила в последние дни. В земле Израиля будет злой и нечестивый царь, на которого нападет царь южный. Царь северный затем грабит все страны вокруг, за исключением трех, и он погибает в земле Израиля.

Глава 12

История самого Израиля; верный остаток, его избавление и награда

Глава 12 показывает нам в основном собственную историю Израиля. Среди всех этих событий архангел Михаил восстает за народ Даниила. Наступает тяжелое время, какого еще не было и не будет. Тем не менее народ будет избавлен, то есть те, которые записаны в книге (остаток, принадлежащий Богу). Иеремия уже говорил нам об этом периоде и об избавлении (гл. 30,7). Господь говорит об этом также в Матф. 24, привлекая внимание своих учеников к мерзости опустошения, упомянутой здесь, ясно показывая, что Он говорит об Иерусалиме, иудеях и о последних днях, когда иудеи будут спасены. Он также указывает способ, которым верные должны спастись, в то время как продолжается скорбь. Рассмотрев эти два отрывка вместе, легче понять их. Второй стих простирается за пределы земли Израиля, которая была сценой пророчества до этого. Но состояние тех, о ком этот стих говорит, представлено так, чтобы страны, где они рассеяны, не были признаны. Многие из рода Израиля восстанут из своего долгого унижения, некоторые для жизни вечной, другие — на вечное посрамление. А разумеющие будут сиять, как небосвод. Те, кто наставил многих в праведности, будут сиять, как звезды (сравните с воинством и звездами, гл. 8,10). Бог облечет в сияние своей благосклонности тех, кто будет верен во время периода мятежа и несчастья.

Продолжительность скорби

После этого один из посланников Бога спрашивает мужа в льняной одежде, стоявшего над водами реки, когда будет конец этих чудес (то есть скорби) посредством вмешательства Бога в избавлении Израиля. Ответ таков: через три с половиной года, или 1260 дней, и, когда Бог положит конец рассеянию святого народа, все это завершится. Даниил просит более полного откровения в отношении конца, но предсказание запечатано до времени конца. Многие будут испытаны, и очищены, и убелены, но нечестивые будут поступать нечестиво. Увы! Этого нужно ожидать. Никто из нечестивых не поймет, а мудрые поймут — эти «маскилим», которых упоминал Дух Бога.

Немного позже приходит полное благословение, в котором Даниил будет иметь свою часть

Итак, со времени, когда ежедневная жертва прекратится и установится мерзость, вызывающая опустошение, пройдет 1290 дней. Но завершения 1335[21] дней еще надо ждать; тот, кто ожидает и достигает исполнения дней, будет иметь полное благословение. Даниил сам получит свой удел в это время славы.

Обзор пророчества Даниила

Надо заметить, что Даниил никогда не описывает период, который последует за временами язычников. Он изображает историю этих царств, притеснителей и соблазнителей иудеев в последние дни и избавление народа, на этом он останавливается. Он пророк времен язычников до избавления.

Заключение

Несколько удивительных моментов в книге Даниила

Возможно, читателю покажется полезным, для лучшего понимания всего сюжета, соединить действия тех орудий, которые пророчество Даниила представляет действующими в земле Израиля в последние дни, и отождествить их (если это может быть сделано) с теми орудиями, которые упоминаются у других пророков. Однако это означало бы сделать систему пророчества, а не объяснить пророчество Даниила. Дух Бога не сделал этого в книге этого пророка. Я поэтому ограничусь лишь тем, что укажу некоторые особые аспекты.

Глава 7 изображает характер Римской империи, особенно при ее последнем главе. Это завершение истории власти язычников. Глава 8 (хотя я часто думал, что царь, который описан там, мог быть орудием западной империи в Израиле) придает рогу, о котором в ней говорится, характер, отличающийся — как мне кажется при тщательном размышлении над отрывком — от того, который принимает в своих действиях западная сила[22] или в виде небольшого рога, или проявляясь в местных орудиях; это восточная сила, появившаяся из одного из четырех царств, на которые распалась империя Александра. Он, однако, извлекает свою силу из другого — это отдельная сила, действующая в Сирии. В главе 9 мы находим того, кто действует среди иудеев в самом Иерусалиме, по-видимому, в соединении с Римской империей, каким бы ни было использованное орудие. Этим орудием может являться «тот царь» из главы 11 Даниила, который находится между царями южным и северным. Но очень возможно, что небольшой рог из главы 7 действует сам по себе. Однако есть еще и другая сила, зависящая от этого, которая действует, по крайней мере религиозно, на иудеев и ведет их к отступничеству, — некто приходящий в своем собственном имени и не считающийся с Богом своих отцов.

Отличительные черты «царя» в гл. 11; цари юга и севера

«Царь» из главы 11 — царь в Иудее, презирающий религию своих отцов и действующий в этой земле нравственно необузданно, восстанавливающий идолопоклонство и разделяющий землю в награды. Царями южным и северным являются египетский и ассирийский в последние дни, которые нападают на царя, утвердившего себя в святой земле.

Я полагаю, что «царь» соответствует второму зверю из книги Откровение, хотя он представлен под другим углом зрения, как первый зверь соответствует небольшому рогу из главы 7.