Синопсис Д.Н. Дарби

Пути Бога с народами; Израиль избавлен

В главах 19 и 20 Египет будет поражен в тот день, но Cущий исцелит его. Египет, Ассирия и Израиль будут вместе благословлены Сущим. Глава 20 учит нас, что именно Ассирия уведет Египет в плен (сравните Дан. 11, конец главы). Отметим здесь, что, в общем, от главы 13 до главы 17 речь идет об избавлении. Скипетр злых сокрушен (гл. 14,5). Престол Давида должен быть утвержден в милости (гл. 16,5). Ассириец уничтожен, филистимляне покорены; Сион основан Сущим, Дамаск побежден. Последнее событие вводит злых последних дней. Только, как мы отметили, объединение народов является для них уничтожением (Мих. 4,11-13). Глава 18, возвращаясь к теме главы 17, показывает нам Израиль таким, каким он будет в своей земле в последние дни: угнетаемый язычниками, но в конечном итоге возвращенный к Богу.

Всепоражающий бич, всеобщий крах

Главы, следующие за главой 18, в отличие от предыдущих говорят не об избавлении Израиля, а о вторжении и наводнении народов, упомянутом выше, о всепоражающем биче. Египет захвачен, так же как и Эфиопия, на которые Израиль полагался; Вавилон побежден, Дума и Кидар практически превращены в ничто; Иерусалим разорен, Тир пал. Это всеобщее потрясение, центральной сценой которого является земля ханаанская, но которое охватывает весь мир (гл. 24,4). Даже силы небес ниспровергнуты, как и земные цари на земле, давая место для установления Сиона, горы Сущего, как центра силы и благословения, при этом силы змея, морского дракона, уничтожены.

Будущее падение Вавилона и Иерусалима

После этого краткого изложения следует обратить внимание читателя на некоторые детали. Необходимо отметить, что Вавилон и Иерусалим пали (гл. 21 и 22) один за другим, Иерусалим — последним. Итак, совершенно очевидно, что такая последовательность событий еще в будущем. То, что говорится о Вавилоне и Иерусалиме, могло иметь своим основанием пленение Вавилона Киром и отчасти положение Иерусалима, когда ему угрожал Сеннахирим; однако там не было ни связи, ни порядка событий, отмеченных в этом пророчестве. Но Вавилон назван так, что это не дает никакого ключа к его состоянию. «Пустыня моря» — единственное описание города [21,1]. Но ужасное нашествие встает перед глазами пророка, и Вавилон падает. Это происходит, словно буря с юга, и наступает конец силе Вавилона. Однако нам не сказано, каким образом.

Иерусалим, долина видений, разорен [22,1]. Персы и мидяне, которые были завоевателями в предыдущей главе, появляются и здесь как те, кто нападает на Иерусалим [22,6]. Не было битвы за его стенами, но город захвачен, а его жители связаны или убиты в его пределах [22,2]. Кроме пророческих откровений эта глава содержит также нравственное наставление наибольшей важности. Во-первых, вся мудрость человека недостаточна, чтобы отразить зло, если ее не сопровождает сила Бога. Когда говорится о граде Бога, то эта мудрость, если ее используют, забывая о Том, который построил и основал город своей святости, является непростительным грехом (гл. 22,11). Опять же, то, о чем говорится здесь, исторически сделано Езекией, о ком сказано, что он преуспевал во всех своих трудах. Внешнее благословение сопровождало его труды, но в то же время настроение народа, даже по отношению к этим трудам, было таким, что Бог не мог простить их. Это случается довольно часто: внешняя вера в исполнении дела Бога благословляется Им; а внутри растленность, удаленность сердца от Него в том, чем он занимается и что, несомненно, осудит Бог; затем забывание самого Бога и своей принадлежности Ему. Это происходит, когда народ Бога опирается на человеческие средства. Мы также видим здесь того, кто занимает неизменную должность, согласно человеку, в управлении домом Давида, отвергнутого со стыдом, и избранника Бога, поставленного на его место; вся слава дана ему (замечательный прообраз отвержения лже-христа и установление истинного Христа в последние дни) [22,19.20]. Это пророчество позволяет предположить, что народы нападут на Иерусалим в то время, когда исторический Вавилон будет лишь пустыней. То, что будет являться Вавилоном в те дни, падет. Тем не менее Иерусалим, объект пророчеств, будет взят, а его управление изменено; узурпатор должен уступить свое место избраннику Бога.

Пророчество о Тире

Пророчество о Тире в главе 23 показывает нам всю гордыню человеческой славы запятнанной, а все почитаемое на земле постыженным. Поводом этому является пленении Тира Навуходоносором, однако пророчество идет дальше — даже ко дням, когда его торговля будет освящена для Сущего.