Синопсис Д.Н. Дарби

Остаток ободрен и признан; спасение Бога, явленное всему миру

Об остатке Израиля говорится в главах 51 и 52 до конца стиха 12. В стихе 13 начинается новый раздел пророчества. Остаток в последние дни призван иметь упование. Те, кто следует за праведностью, являются небольшим стадом, но Бог позвал Авраама одного, благословил и умножил его. Он может так же действовать по отношению к остатку. Сравните Иез. 33,24, где мы видим, каким образом плотское упование, ходящее в неправедности, может подражать божественной вере к своей собственно гибели. Сущий утешит Сион. Стих 4 является вторым увещанием. Остаток признан народом Сущего. Праведность Сущего близка, спасение и освобождение уже вышли от Него и пребудут вовеки. Стих 7 является третьим увещанием, он отмечает дальнейшее развитие. Они — народ, знающий праведность, имеющий закон в своем сердце; они увещаются не бояться людей, которые будут уничтожены судом Бога. Его праведность и Его спасение пребудут вечно. Остаток, таким образом занявший свое место, показан Духом пророчества как принадлежащий Сущему. Тот же самый Дух говорит устами остатка (ст. 9), умоляя Его вмешаться в силе и прося о совершенной доброте Сущего и о неизменном спасении Его искупленных, так же как о восстановлении Сиона в вечной радости. Таким образом, остаток ободрен, Дух обращается к Сиону, и как слова «Пробудись, пробудись » были обращены к руке Сущего [ст. 9, в рус. восстань], так теперь эти слова обращены к самому Сиону [ст. 17, в рус. воспряни], угнетаемому и попираемому ногами иноземцев, как будто проснуться нужно было Сиону, а не Сущему, ибо спасение уже было там. Чашу теперь придется пить тем, кто угнетал Сион. «Пробудись, пробудись», — еще раз говорится Сиону [52,1], чтобы он встал и облачился в силу и славу. Ибо Сущий открыл свою святую мышцу всем народам, и все концы земли увидят спасение, совершенное Богом Израиля [52,10]. Это троекратное повторение «послушайте Меня» (ст. 1, 4 и 7 главы 51), за которым следует троекратное повторение «пробудись, пробудись», чрезвычайно прекрасно. Стихи 11 и 12 главы 52 показывают, что в те дни Израиль будет находиться в плену среди язычников-отступников, как в дни Вавилона. Стих 13 тесно связан с предыдущим. Это положение Христа во дни славы и избавления, осуществленного Сущим. Тем не менее он может рассматриваться отдельно от предшествующих и как начало новой темы, ибо он составляет единое целое, относящееся к самому Господу Иисусу. Христос будет превознесен в те дни. Но каким было Его положение? Именно это подробно излагает Дух пророчества. Цари удивятся Его славе, — славе того, чье лицо было столь обезображено, больше, чем лицо какого-либо другого человека.