Синопсис Д.Н. Дарби

Весь круг мыслей Бога в отношении Израиля дан Исаией

Первой нам представлена книга пророка Исаии; и действительно его писания являются самыми полными из всех пророков и, возможно, самыми богатыми из всех. Здесь раскрывается весь круг мыслей Бога в отношении Израиля, в то время как другие пророки рассматривают только отдельные части истории этого народа.

Нравственное значение книги

Мы представим здесь деление данной книги по темам. В начале книги не видно какого-то порядка, однако это помогает объяснить нравственное значение книги.

И какая сцена является здесь нашему взору! Печальная, с одной стороны, однако, в то же самое время красивая и славная, как первые проблески рассвета после долгой и холодной ночи мрака; она говорит о ярком дне, который скоро появится на сцене, красота которой едва ощущается, смешанная с мраком, еще затемняющим их, — сцена, которая будет оживлена солнцем, которое скоро осветит ее. Есть радость в этом частичном свете: он говорит о благости, энергии и намерениях того Бога, который сотворил все для осуществления своих намерений благодати и славы. Но есть и страстное желание явления полноты этого осуществления, когда все будет наслаждаться покоем в результате этой благости.

Два характера пророчества

Таково пророчество. Оно печально, ибо раскрывает грех и безумную неблагодарность народа Бога. Но оно открывает сердце Того, кто неутомим в любви, кто любит этот народ, кто ищет ему блага, хотя и чувствует их грех согласно своей любви. Именно сердце Бога говорит. Эти два характера пророчества проливают свет на двоякую цель, на которую оно направлено, и помогают нам понять его значение. Прежде всего оно обращается к действительному состоянию народа и являет ему его грех. Итак, оно всегда предполагает, что народ находится в состоянии падения. Когда народ мирно наслаждается благословениями Бога, тогда нет необходимости изображать ему его состояние. Но, во-вторых, пока народ еще признан, оно говорит ему о восстановлении, которое произойдет, когда они покаются, и, чтобы поощрить их обратиться к Сущему, оно провозглашает их избавление. И в этом закон и благословения, связанные с ним, имеют свое место как то, к чему народ должен вернуться. Последнее пророческое слово от Бога (Мал. 4) является замечательным примером этому. Тем не менее Бог хорошо знает каково состояние сердец Его народа и то, что они не внемлют Его призыву. Чтобы поддержать веру верного остатка посреди этого неверия и для наставления своего народа во все времена, Он добавляет обетования, которые, несомненно, будут исполнены посредством прихода Мессии. Эти обетования иногда связаны с обстоятельствами близкого и частичного избавления, а иногда с совершением греха народа, заключающегося в отвержении Христа, пришедшего в унижении. Важно суметь сделать различие между частью отрывка, относящейся к обстоятельствам, которые должны были вот-вот произойти, и той частью, которая говорит о полном избавлении, явленном в перспективе через эти, более близкие по времени, обстоятельства. Это трудная часть толкования пророчества.

Использование прообразов в пророчестве

Я бы добавил, что, хотя предметом пророчества не является прообраз, тем не менее прообразы не только часто используются, но и часто смешаны с буквальными выражениями, так что при разъяснении пророческой книги нет точного правила, чтобы провести различие между прообразным и буквальным. Здесь необходима помощь Святого Духа, как и всегда при изучении священного Слова, чтобы понять истинное значение отрывка. То, что я только что сказал, одинаково применимо и к другим частям Писания, причем в самых торжественных обстоятельствах. Псалом 22, например, представляет собой постоянное смешение образов, представляющих нравственный характер некоторых фактов, с другими фактами, переданными в их простоте и буквально. Нет никаких трудностей, чтобы понять следующий стих: «Псы окружили меня, скопище злых обступило меня, пронзили руки мои и ноги мои». Слово «псы» представляет характер присутствовавших. Такой способ выражения есть во всех языках. Например, говорят: «Он нарисовал прекрасную картину добродетели». «Нарисовал картину» — прообраз. Я говорю это, чтобы не создавали трудностей из того, что свойственно природе человеческого языка.

Содержание и деление книги

Теперь я подхожу к содержанию этой важной книги пророчества. Она имеет следующее деление. Первые четыре главы образуют что-то вроде предисловия и составляют отдельную часть. Пятая глава также должна рассматриваться отдельно. Она содержит суд над этим народом, не обращавшим никакого внимания на заботу, которую Бог проявлял к нему. Описание этого суда возобновляется, причем подробно, в Ис. 9,8. В главе 6 нам представлен суд над народом ввиду грядущей славы Мессии, следовательно, есть признанный остаток[1]. Глава 7 официально вводит Мессию, Эммануила, Сына Давида, и суд над домом Давида по плоти, так что есть несомненная надежда в суверенной благодати, но в то же самое время — суд над последней человеческой опорой народа. В главе 8 мы видим Ассирийца-опустошителя, который захватывает эту землю, а также Эммануила (прежде провозглашенного в главе 7), который в конечном счете сводит на нет все его замыслы. Между тем есть остаток, отделенный от народа, прилепившийся к Эммануилу[2]; и упоминаются мучительные обстоятельства, через которые отступнический народ должен пройти, — обстоятельства, прерывающиеся полным благословением, связанным с присутствием Эммануила. Эта тема завершается стихом 7 главы 9, так что мы видим здесь фактически всю историю иудеев в связи с Христом. Со стиха 8 главы 9 Дух возобновляет общую историю народа из главы 5, которая была прервана этим особым эпизодом, когда Эммануил был введен на сцену. Он продолжает начиная с той эпохи, когда пророчествовал Исаия, указывая на различные суды Сущего, пока Он не представляет последний инструмент этих судов — Ассирийца, жезл Сущего. И здесь близкое избавление явлено как ободрение веры и как изображающее окончательное уничтожение (когда Он поразит опустошителя) силы того, кто будет жезлом Сущего в последние дни. Эта тема заканчивается главой 10.

Глава 11 представляет нам Отрасль Давида, сначала в Его внутреннем, нравственном характере, а затем — в результатах Его правления в отношении полного благословения и присутствия Сущего, вновь установленного в Сионе среди Израиля. Таким образом, вся история народа дана нам в ее главных чертах до того момента, когда он будет прочно поставлен в благословении как народ Бога, имея Сущего посреди себя. Надо лишь отметить, что здесь не упоминается ни антихрист, ни власть зверя, ни время великой скорби как таковое, ибо это период, когда иудеи не признаны, хотя Бог занимается ими, тогда как рассматриваемое пророчество говорит о времени, когда они признаны. В общих выражениях пророк возвещает, что Бог спрячет свое лицо от дома Иакова и что праведные духом надеются на Него.

С главы 13 до конца главы 27 мы находим суд язычников, Вавилона или других народов, особенно тех, которые во все времена были в связи с Израилем. Мы также видим положение Израиля не только среди них, но и посреди всех народов на земле в последние дни (это тема главы 18), суд всего мира (гл. 24) и наконец полное тысячелетнее благословение Израиля (гл. 25 — 27). Из глав 28 — 35 мы узнаем подробности всего, что происходит с иудеями в последние дни. Каждое откровение завершается свидетельством о славе Бога в Израиле.

В главах с 36-й по 39-ю Дух рассказывает часть истории о царствовании Езекии. Она содержит три основные темы: воскрешение Сына Давида из мертвых, уничтожение Ассирийца, так что он не смог напасть на Иерусалим, и Вавилонское пленение. Они представляют три великих основания всей истории иудеев и их положения в последние дни.

С главы 40 до конца излагается очень отличающаяся часть пророчества, в которой Бог открывает утешение своего народа и их нравственные отношения с Ним, а также двойную причину Его противостояния им: или из-за положения, в которое Он поместил народ как своего избранного раба [в англ. здесь и ниже это слово переводится «слуга»], — свидетеля Сущего, единственного истинного Бога, в присутствии язычников и их идолопоклонства, — или в отношении их отвержения Христа, единственного истинного избранного Раба[3], исполнившего волю Бога. Это приводит к откровению об остатке, который слушает этого истинного Раба, также как и к повествованию об обстоятельствах, через которые проходит этот остаток, и, следовательно, в то же время — к картине состояния народа в последние дни, завершающейся явлением Сущего в суде. Положение Израиля по отношению к идолопоклонническим народам как результат вводит тему Вавилона, его разрушение и освобождение Киром плененной Иудеи. Это идолопоклонство является одним из вопросов, в отношении которого Сущий обвиняет свой народ. Другой, еще более прискорбный вопрос — отвержение Христа. О подробностях мы узнаем в ходе изучения этих глав.

Состояние тех, к кому обращено пророчество; использование чудес

Пророчество предполагает, что народ Бога находится в плохом состоянии, даже когда он еще признан, и пророчество обращается к нему. Нет необходимости обращаться с мощным свидетельством к народу, который блаженно идет по путям Господа, равно как и поддерживать веру испытанного остатка надеждами, основанными на неизменной верности и на намерениях Бога, когда все наслаждаются в совершенном мире плодами Его нынешней благости, присоединенной как следствие к верности народа. Подтверждение этого простого и легко понимаемого принципа мы находим у каждого из пророков. И не сказано, что пророки, чьи пророчества мы находим во вдохновленной книге, сотворили какие-то чудеса[4]. Так как закон был тогда в силе, а его власть внешне признана, то нечего было устанавливать; и власть Сущего была основой общественной системы религии в этой стране в соответствии с постановлениями, которые Он сам дал в связи с храмом. Пророки настаивали на практическом долге. Среди десяти отступнических колен Илия и Елисей совершали чудеса, чтобы восстановить власть Сущего. Таковы верность Бога и Его терпение к своему народу. Новый объект веры требует чудес. То, что основывается на уже признанном Слове и не нуждается в том, чтобы быть принятым как новый объект, не требует их для утверждения своего авторитета, какими бы ни были возрастание света или призывы к совести, производимые пророком. Слово само рекомендует себя совести тех, кто научен Богом; и если есть новые откровения, то они должны утешать принявших практическое свидетельство и таким образом признавших авторитет того, кто говорит от Бога.

Теперь мы более подробно исследуем содержание самого пророчества.