Синопсис Д.Н. Дарби

Обзор книги и ее цель

Книга Притчей повествует о применении к деталям жизни, в этом мире беспорядка и зла, той мудрости, которая создала небо и землю. Эта мысль выявляет необъятность благодати, раскрываемой здесь. Бог снисходит к применению своей мудрости к обстоятельствам нашей практической жизни и показывает нам, благодаря своему собственному разумению, последствия всех путей, которыми человек может идти. Ибо часто утверждения, данные в книге Притчей, представлены не в форме предписаний, а в виде знаний. Это великая благодать, что мы в лабиринтах этого мира, где один неверный шаг может привести к таким горьким последствиям, снабжены книгой, которая показывает нам путь благоразумия и жизни, причем в связи с мудростью, исходящей от Бога.

Небесная мудрость, осуществляемая в этом мире и применяемая к нему

Нужно не забывать, что в книге Притчей говорится об этом мире и об управлении Бога, в соответствии с которым человек пожинает то, что посеял. И это всегда остается истинным, какой бы ни была суверенная благодать, дарующая нам то, что за пределами этого мира и бесконечно выше его.

Соломон был исполнен мудростью свыше, которая, однако, осуществлялась в этом мире, иначе говоря, которая применяет к нему Божий способ смотреть на все вещи, распознавая истину во всем, что день за днем разворачивается в нем. Мы видим здесь пути Бога, божественный путь человеческого поведения, умение распознавать то, что производит сердце человека, и последствия этого; а также — для того, кто подчиняется Слову, — способ избежать пути своеволия и глупости своего собственного сердца (которое неспособно понять значение множества действий, которое он предлагает ему), причем делает это, не ведя его к нравственному совершенству, ибо целью книги Притчей не является его раскрытие, но ведя к той мудрости и благоразумию, которые делают его способным избежать многих ошибок, и постоянно с серьезностью ходить пред Богом, и иметь обыкновение подчиняться Его мыслям. Указания этой книги обеспечивают реальное практическое счастье в этом мире через сохранение земных взаимоотношений в их непорочности согласно Богу. Итак, речь идет не о человеческом благоразумии и проницательности; то, о чем здесь говорится, — это страх Господа[1], который является началом мудрости.