Синопсис Д.Н. Дарби

Христос отвергнут и изгнан, однако Он Творец неба и земли

Псалом 102 — один из самых замечательных, а возможно, и самый замечательный из всех псалмов; он представляет нам Христа божественно восхитительным образом. Стих 10 объясняет причину вопля, которым начинается псалом. Христос в нем рассматривается полностью как человек, избранный из народа и возвышенный, чтобы быть Мессией, и сейчас, вместо того чтобы принять царство, Он отвергнут и изгнан[52]. Время, в которое мы перенесены, — это время непосредственного приближения креста, но оно, как мы знаем, часто предвиделось Господом в мыслях, Иоан. 12 тому пример. Христос взирает на Сущего, который низверг Того, кого Он призвал к положению Мессии, но который сейчас встречает негодование и гнев. Мы далеки от того, чтобы рассматривать Его страдания, как пришедшие от руки человека. Страдания от человека, несомненно, были, и Он чувствовал это, однако люди не были перед Его взором в этом суде; также здесь речь идет не о Его искупительном деле, хотя мы находим здесь то, что произвело его (если мы рассматриваем это дело в его полном результате на кресте), — негодование и гнев. Речь идет о Христе самом, о том как Он был истреблен [букв. отсечен] как человек. Он в бедствии, Его сердце поражено, Он, как пеликан в пустыне и как филин в пустынных местах; Его дни — как наклоняющаяся тень, и Он высох, как трава. Таким был Мессия, для которого были все обетования. Но Сущий пребывает вовек, Его обетования были надежными. Он встанет и окажет милость Сиону, и назначенное время наступало.

Вся сцена, от Христа на земле до остатка в последние дни, представлена как одно целое. Когда Сион будет восстановлен, народы убоятся имени Сущего. Сущий явится во славе, и, когда Он воздвигнет Сион, Он проявит внимание к молитве беспомощного и внемлет бедному остатку, чтобы Его имя возвещалось на Сионе и хвала Ему в Иерусалиме, в то время как соберутся народы и царства, чтобы служить Сущему. Но где же тогда был Мессия? Его сила была изнурена на Его пути, Его дни сократились. Он взывал к Могущему избавить, спасти от смерти. Должен ли был Сион быть восстановлен, а Мессия — нет? Должен ли Он остаться ослабшим и отсеченным? Тогда следует восхитительный и славный ответ, что Он сам является Творцом небес и земли; Он всегда тот же. Его лета не кончатся, когда созданная вселенная будет свернута, как одежда. Дети Его слуг будут всегда жить рядом с Ним, и их семя утвердится перед Ним. Христос, презираемый и отвергнутый Иисус, является Сущим, Творцом. Сущий, о пришествии которого мы слышали, и есть Христос, который пришел. Ветхий днями приходит [Дан. 7,22], Им является Христос, будучи при этом Сыном человека. Этот контраст чрезвычайного унижения и одиночества Христа с Его божественной природой поразителен.

Но нам необходимо помнить, что здесь представлены личные чувства отвержения Христа, причем в связи с остатком, а не тот факт, что Он понес суд над грехом в своей душе ради людей. Обратите внимание на различие последствий здесь и в Пс. 22, хотя это совершенное дело было необходимо также для «народа», иначе их избавление не могло произойти.

Обзор Псалмов 103 — 106

Псалмы 103 — 106 представляют нам результаты (и завет) истории Израиля в благодати и в ответственности.

В Псалме 103 мы слышим голос Мессии в Израиле, возносящий хвалу Богу согласно Его путям с ними. Псалом 104 — то же самое в творении. Псалом 105 описывает пути Бога в благодати по отношению к Израилю от Авраама до того момента, когда Бог дал своему народу землю, которой он теперь должен обладать в покое; Псалом 106 — исповедание путей Израиля от первого дня до последнего, но при этом признана милость Сущего, и верные уповают на нее, ибо она пребывает вовек. Благодать и благосклонность являются единственным основанием, на котором может строиться надежда, ведущая к послушанию. Этими мыслями завершается книга.