Синопсис Д.Н. Дарби

Аллилуйя; призыв восхвалять Сущего как Всесильного и как обитающего ныне в Иерусалиме

Псалмы 135 и 136 прославляют Сущего, избавившего Израиль и сейчас пребывающего в Иерусалиме, они воздают благодарность Тому, чья милость вовек, — Творцу всего в благости, который сначала избавил народ и, когда он пал и был унижен, вспомнил о нем, чтобы искупить его.

Псалом 135 является очень характерным, ибо он дает замечательный ключ к толкованию всей книги, связывая ее с древними высказываниями Сущего касательно Его отношений с Израилем, чтобы связать их историю в одно целое. Его тема — Аллилуйя, хвала имени Сущего, ибо Он благ, и приятно восхвалять Его; ибо Он избрал Иакова и Израиль в свою особую драгоценную собственность. Затем в стихе 6 Сущий прославляется как Всемогущий Бог, делающий все, что Ему угодно, каждый день распоряжаясь творением; затем как тот, кто свершил суд над притеснителями Израиля и освободил его, и дал ему землю язычников, которых Он изгнал. После этого следует Его имя в связи с Израилем и в контрасте с идолами. Затем в стихах 13 и 14 мы видим два отрывка, цитируемые из Исх. 3,15 и Втор. 32,36. В первом из этих отрывков мы видим, что Бог под именем Сущего принимает Израиль навсегда, во втором — пророчески возвещено их избавление, когда они всецело и полностью пали. В первом случае, когда Он посылает Моисея спасти их, Бог принимает имя Сущего, Бога их отцов, Бога Авраама, Исаака и Иакова, и Он возвещает, что это Его имя навеки, и память о Нем — из рода в род, а затем обещает избавить Израиль и ввести в землю; после Он выступает под именем Сущего. Второй отрывок находится в пророческой песне Моисея, после того как он представил сынам Израиля картину их отступничества, их пятен, которые не являются пятнами детей Бога [или «пороками», так во Втор. 32,5]; ибо они оставили Бога, сотворившего их, и возбуждали Его к ревности чужими богами [Втор. 32,15.16]; тогда Сущий скрыл свое лицо от них и решил уничтожить память о них среди людей, если бы не опасение, что человек в своей гордыне использует это как повод превознести себя [Втор. 32,26.27]. Но потом, когда народ будет лишен всякой опоры и перестанет надеяться на себя, Сущий будет судить свой народ и раскается во благо своим слугам [так во Втор. 32,36]; Он осуществит суд над язычниками и затем даст им возрадоваться с Его народом. Так что в этих двух стихах мы видим первое избавление и намерение Бога, а также Его суды и Его пути в последние дни, к которым псалом привел нас. Таким образом, они дают ясный ключ к применению самих псалмов. Затем мы видим (ст. 15-18) суды, производимые над идолами (о чем говорилось в Втор. 32), которые послужили поводом к падению народа. Псалом завершается призывом благословить Сущего, обращенным к тем, о ком уже в целом говорилось, — к различным частям Израиля (к дому Израиля, Аарона, Левия) и ко всем, боящимся Сущего. Теперь с Сиона восхваляют Сущего, — Сущего, о котором они теперь могли сказать, что Он пребывал в Иерусалиме.