Синопсис Д.Н. Дарби

Человеческое сердце исследовано; всеведение, вездесущность и всемогущество Бога

Псалом 139 изображает все упражнения сердца, относящиеся к путям Бога. Хотя верность Бога совершает все намеченное Им благословение, ни одна наша мысль не ускользнет от Бога. Нравственно человеку невозможно стоять в Его присутствии, но также невозможно убежать и спрятаться от Него, как могла бы пожелать этого совесть. Но это открывает другую сторону истины: Бог все видит и все знает, ибо Он все создал. Эта мысль связана с другой мыслью, столь драгоценной для нас; что Он в благости наблюдает за нами совершенным образом. Он печется о нас, следит за каждым нашим членом, так же как Он знает каждую нашу мысль. Но если Он знает наши мысли, у Него также есть собственные, и они драгоценны для нас. Именно в этом состоят изменения, производимые верой. Она начинает непременно с совести под оком Бога, ибо она приводит нас в Его присутствие, потом она ведет нас к мыслям Бога, который создал нас для себя и затем раскрыл нам безграничные сферы своего благословения и своих путей. Бог следит за верным в тишине сна, так что, когда он пробуждается, он находится с Богом.

Но, кроме того, эта связь с Богом полностью отделяет его от злых: Бог уничтожит их. Верный призывает их удалиться от него. Следовательно, он смотрит на нечестивых с ужасом из-за того, чем они являются по отношению к Богу. Что касается его самого, он желает быть тщательно исследованным, чтобы в нем не осталось ничего злого. Этот псалом глубоко проникает в отношения духа человека с Богом, хотя он рассматривает внешний суд над злыми и использует язык, который образно становится достоверным в собрании и который является таковым также в воскресении. Великой темой, которая прямо рассматривается в нем, является то, что сердце человека должно быть полностью исследовано, как это будет во время суда, как это должно быть всегда. Если это исследование состояния сердца, это действие, состоящее в доскональном его испытании, происходит, когда мы находимся под личной ответственностью, результатом непременно будет этот вопль: «Куда убегу от лица Твоего?» Однако когда мы становимся изделием Бога (иначе говоря, когда вмешиваются благодать и сила), мысли Бога становятся драгоценными для нас и мы можем просить быть исследованными, познанными и испытанными — чем больше, тем лучше, чтобы, освобожденные от себя, мы были способны наслаждаться Богом. Затем мы просим Бога, чтобы Он направлял нас. Воля сокрушена, как мысли судимы, и нашим желанием является быть направляемыми Богом. Мы видим в то же время, что характер этого псалма связывает его с последними днями. «О если бы, Боже, Ты поразил нечестивого!» Говорящий жаждет суда, и он выражает свою ненависть к тем, кто ненавидит Бога, и ужас, который они ему внушают.