Синопсис Д.Н. Дарби

Восстановление всего Израиля; Божья любовь и безусловная благодать

Псалом 81, весь посвященный прославлению (в прообразе — восстановлению Израиля), снова обращается к исторической точке зрения, в частности в том, что он вводит Иосифа, представляющего десять колен (см. Иез. 37,16). В противном случае Иуда, иудеи могли претендовать на все. Но во время восстановления (хотя есть особые события, связанные с иудеями, и именно среди них Иисус учил, и в последний день Он особо разделит их обстоятельства, соединившись с ними глубоко интересным образом, как мы видели в первых двух книгах) очевидно, что в полном осуществлении намерений Бога жезл Иосифа должен иметь свое место и быть одним целым в руке Сына человека, для представления всего Израиля [Иез. 37,17]. Новолуние (новомесячье) было символом повторного появления Израиля в солнечном свете, которое народ приветствует с ликованием и которое связано с искуплением в мыслях веры (см. ст. 5 этого псалма). Затем Израиль, находясь в бедствии, взывал к Богу, и Бог избавил его [ст. 7]; но в то же время явлен другой важный принцип: Бог действительно ответил своему народу, когда они были в бедствии, но Он также испытывал их. Они искушали Бога, сомневаясь в Его заботе и в Его силе. Он испытывал их трудностями, которые, как могло показаться, говорили, что Он не заботится о них, и что у Него недостает силы; и они говорили: «Есть ли Сущий среди нас?» Но Сущий ответил в благодати (Исх. 17). На это, я полагаю, мы и видим здесь ссылку. Но даже во второй Мериве, названной так потому, что Израиль опять вступил в пререкание с Сущим, когда Моисей (Числ. 20) говорил опрометчиво своими устами и не был допущен в Ханаан (ибо от Синая народ был помещен под управление закона, хотя это было милосердное управление), Сущий был освящен, давая воду своему народу в благодати, которая возвышалась даже над падением Моисея. Однако, хотя в управлении Бога имели место благодать и верность Бога своим обетованиям этому народу (Исх. 34,6.7), народ подвергся испытанию на основании закона, именно на условиях Его милосердия. Это было испытующим управлением, хотя и милостивым, и в некотором смысле таковым, в самом деле, является божественное управление. Бог подвергает свой народ этому испытанию, и если они верны Богу и среди них нет никакого иного бога (Он был Сущим, их Богом, который вывел их из земли египетской), благословение было приготовлено. Им только нужно было широко открыть свои уста, и Он наполнил бы их. Но Израиль не хотел слушать, и они были преданы похотям своих сердец. Однако мы видим в этом псалме нежную любовь Бога к ним и радость, которую бы Он имел, благословляя их и покоряя всех их врагов. Его праведное управление было бы явлено в них (ср. Матф. 23,37; Лук. 19,42). О, если бы они услышали! Итак, нам ясна причина гибели Израиля. Народ, как искупленный из Египта, был подвергнут испытанию на послушание и верность Богу. Но они потерпели провал. Однако они будут явлены снова, чтобы отражать свет лица Сущего. Эта любовь Сущего к народу проявляется даже в их падении.

Здесь представлен очень важный принцип для всякой души. Искупление с последующим благословением, имеющим условия, приводит лишь у утрате истинного благословения, точно как это было с творением. Это то же самое или еще хуже. Так как забота об обеспечении благословения была возложена на нас, то теперь мы являемся падшими существами, а не невинными и свободными как Адам в раю. Одна благодать может нас сохранить, и так это будет с Израилем. В этом псалме самым прекрасным образом представлены мысли Бога о своем народе и Его характер, полный благодати и нежности. Отрывки в Евангелиях, которые я упомянул, являют ту же нежность и, более того, показывают, что Иисус есть сам Сущий.