Синопсис Д.Н. Дарби

Мессия с Израилем в положении доверия; канал благословения на земле

Здесь нам представлен другой важнейший принцип. Мессия, занимая место с Израилем, место упования на Сущего, становится каналом для полного благословения народа. Три имени Элохима (Бога) представлены нам в этом псалме. Одно — это то, посредством которого Он был в отношениях с Авраамом: Всемогущий; другое — то, которое Авраам через свидетельство Мелхиседека смог познать пророчески, имя Элохима в тысячелетнем царстве, когда Он принимает свое наиболее высокое имя на земле (ср. Быт. 14,18-20): Всевышний. Оба, как и все имена Бога, имеют свое собственное значение: одно указывает на совершенную силу, другое — на абсолютное верховенство. Третье имя это Сущий. Тогда возникает вопрос: каков Бог, которому принадлежит это место? Кто этот верховный Бог надо всем на земле? Кто найдет Его тайное место, чтобы обитать там? Тот, кто будет жить там, будет полностью защищен всемогущей властью. Мессия (Иисус) сразу говорит: «Я сказал Сущему: Мое прибежище и Моя крепость» [так в англ. в ст. 2]; «Я сделал Сущего, Бога Израиля, своим жилищем» [так в ст. 9]. В стихах 3-8 мы находим ответ, который Он получил. Несомненно, это верно для каждого благочестивого израильтянина, и они здесь также подразумеваются, но ведомые Духом Иисуса, единственным совершенно верным, который действительно занимал это место.

В стихе 9, я полагаю, говорит Израиль (то есть Дух, олицетворяя Израиль, обращается к Мессии): «Ибо Ты Сущего, который является моим убежищем, Всевышнего, считаешь своим жилищем, никакое зло не приключится Тебе», — всемогущая власть защитит Тебя. Это обращение продолжается до стиха 13, но в стихе 14 Сущий сам говорит о Мессии (Иисусе) как о том, кто возлюбил Его. Форма псалма поразительна. Дух Бога поднимает вопрос. Тот, кто находит тайное место верховного Бога (тысячелетия), будет иметь всю полноту благословения Бога Авраама, Всемогущего. Мессия говорит: «Я выбираю Сущего, Бога Израиля». Затем следует ответ; так это и произошло, и Он (ст. 3-8) насладится плодом этого. В стихе 9 Израиль говорит и возвещает Духом, что Он будет иметь благословения. В стихе 14 Сущий ставит на все это свою печать, и тот, кто раскроет великую загадку Бога, найдет полное благословение Сущего, которого Он возлюбил, чье имя Он познал, — Сущего, Бога Израиля. Это очень интересный псалом в данном отношении. Но мы должны отметить, что все — характер Бога во всех отношениях — рассматривается здесь с точки зрения земли. Если мы задумаемся над тем, как Христос (что касается того момента) мог отказаться от права на избавление, вытекающее из этого, чтобы занять положение совершенного послушания, абсолютно уповая на своего Отца, то это ведет нас к более глубокому взгляду на намерения Бога и на тропу самого Благословенного. Сатана хотел воспользоваться как раз тем, что сказано здесь, чтобы увести Его с пути послушания на путь недоверия и своеволия [Лук. 4,9-12]; но, благословен Бог, это было тщетно, как мы знаем. Верные милости Давида должны были быть в Послушном и Воскресшем — об этом говорится ниже в псалме несравненной красоты, — и, таким образом, вводятся более глубокие благословения и более высокая слава. Но Он, пошедший по этому совершенному пути покорности, тем не менее произвел весь плод того, что есть здесь, для тех, кто будет идти за Ним в этом положении упования на Сущего на земле. Мы видим этот великий принцип в различных формах на протяжении всей книги Псалмов: и само искупительное дело Христа, подразумевавшее Его личный отказ от земного благословения, было необходимо для того, чтобы другие могли следовать этим путем, по которому Он смог пройти, конечно же, лично без искупления. Мы видим в Псалме 21 божественное откровение в отношении способа, которым обетование жизни было исполнено для Господа.