Синопсис Д.Н. Дарби

Характер книги Псалмов

Книга Псалмов имеет, несомненно, особый характер. Это не история народа Бога или путей Бога в отношении его, ее целью не является преподать нам некоторые учения или конкретные обязанности, также это не формальное пророческое провозглашение грядущих событий. Несомненно, псалмы ссылаются на многие важнейшие события, и они непосредственно связаны с различными пророческими откровениями (как и с наставлениями, и со всеми другими частями слова Бога, которые я только что упоминал), но ничто из перечисленного не образует истинного характера самой книги. Также темы, которых касаются те различные части Писания, на которые я ссылаюсь, конечно же, находят свое место в мыслях, выраженных в Псалмах. Но Псалмы непосредственно не рассматривают их.

Псалмы как выражение сердца народа Бога и дела Духа

Почти все псалмы являются выражением чувств, произведенных в сердцах народа Бога событиями (я бы выразился более точно, если бы сказал: «Являются выражением чувств, приготовленных для них Духом Бога в этих событиях»), через которые они проходят, и действительно выражают чувства не только народа Бога, но часто, как известно, чувства самого Господа. Псалмы являются выражением того участия, которое Дух Бога — как Тот, кто трудится в сердцах святых, — принимает в их печалях и упражнениях их душ. Этот труд Духа связан со всеми испытаниями, через которые они проходят, и с человеческой немощью, которая проявляется в этих испытаниях, среди которых Дух порождает мысли веры и истины, являющиеся для них поддержкой во всем, что с ними происходит. Мы находим в Псалмах, следовательно, надежды, страхи, страдания, упование на Бога, которые поочередно наполняют мысли святых, — иногда участие, которое сам Господь принимает в этих чувствах, причем изредка исключая всех других, кроме Него самого, и положение, которое Он занял, чтобы Он мог так сочувствовать им. Из всего это следует, что, для того чтобы верно судить об истинном значении и применении Псалмов, требуется более зрелое духовное суждение, чем для других частей Писания, потому что мы должны быть способны понять то, что в плане домоправлений является источником Псалмов, и судить об истинном положении перед Богом тех, чьи душевные нужды они выражают; и это тем более трудно, так как обстоятельства, состояние и отношения с Богом народа, чувства которого они выражает, не таковы, как те, в которых мы находимся. Благочестие, которым дышат Псалмы, назидательно для всех времен; уверенность в Боге, которую они часто выражают среди испытаний, утешили сердца многих верных слуг Бога в их собственных испытаниях. Это чувство надо тщательно оберегать и поддерживать, но именно по этой причине еще более важно, чтобы наше духовное суждение различало то положение, к которому относятся чувства, выраженные в Псалмах, — положение, которое придает свой собственный характер благочестию, которым они дышат. Без этого понимания полнота силы искупления и значение евангелия благодати Бога утрачиваются для наших собственных душ, а многие выражения, которые шокируют ум христиан, невнимательных к их истинному значению и применению, останутся неясными и даже совсем непонятными.

Душа, которая сегодня ставит себя в положение, описанное в Псалмах, возвращается назад к опыту, относящемуся к состоянию под законом, к состоянию того, кто, из-за греха, находится под наказанием и в испытании; в этом состоянии душа возвращается назад к опыту, связанному с надеждами земного народа. Таким образом, приходят к тому, что используют слово Бога для одобрения состояния под законом, которое для христианина является состоянием неверия; удовлетворяются духовным состоянием, в котором есть недостаток познания искупления; и пока мы считаем, что должны отнести Псалмы к себе, мы находимся в состоянии души, когда лишены понимания истинного значения этой части Писания и наших собственных привилегий и становимся неспособны правильно понять сами Псалмы и насладиться ими; более того, мы утрачиваем благословенное и глубоко поучительное понимание нежного и милосердного сострадания Христа в его истинном и божественно данном применении. Соответствующий этому дух эгоизма не познает Христа, как Он есть, как Он открыт, и потеря действительно велика. Несомненно, в Псалмах есть утешения и помощь благодати для души под законом, потому что они обращаются к тем, кто находится под законом (и души в том состоянии обретали в них успокоение); но использовать их для того, чтобы остаться в этом положении и применить их напрямую к нам самим, это, я повторяю, значит неправильно употребить сами Псалмы, потерять силу того, что нам дано в них, и лишить себя истинного духовного положения, в которое евангелие ставит нас. Различие просто и очевидно. Взаимоотношения детей с Отцом не представлены и не могут быть представлены в Псалмах, и если мы пребываем в духе Псалмов, значит, мы живем вне этих взаимоотношений, хотя послушание и доверчивая зависимость, которой они дышат, — это то, что всегда подобает нашему пути христиан.

Значение и цель Духа Бога в Псалмах

Я намереваюсь в этом изучении Псалмов исследовать книгу как целое, а также каждый псалом отдельно, чтобы дать, насколько это возможно, общий обзор всей этой книги. Наиболее полезным способом произвести это изучение будет рассмотреть Псалмы так же, как я попытался сделать это в других книгах, уже изученных нами (хотя характер Псалмов делает эту задачу более трудной): мы будем стремиться увидеть в Псалмах намерение и цель Святого Духа, оставляя оценку содержащегося в них драгоценного благочестия сердцу, которое одно только способно его оценить, то есть сердцу, которое питается от Иисуса посредством благодати Духа Бога.

Псалмы и движения сердца под действием Духа Бога, выраженные в них, относятся, собственно в своем применении и истинном значении, к обстоятельствам Иудеи и Израиля и всецело основаны на надеждах и страхах Израиля; и, я добавлю, относятся к обстоятельствам Иудеи и Израиля в последние дни, хотя что касается нравственного положения вещей, то последние дни, в действительности, начались с отвержения Христа. Благочестие и упование на Бога, которыми наполнена эта драгоценная книга, находят отклик, несомненно, в каждой верующей душе, но эти упражнения сердца, как они выражены здесь, имеют место среди Израиля. Это суждение, истинность которого наглядно подтверждается при чтении самих Псалмов, утверждается апостолом Павлом в Послании Римлянам, где он говорит после цитирования нескольких псалмов: «Но мы знаем, что все то, что закон говорит, он говорит к состоящим под законом» (Рим. 3,19).

Главное, что характеризует Псалмы: остаток и сам Христос

Итак, Псалмы относятся к Иудее и Израилю и к положению, в котором находятся те, кто принадлежит Иудее и Израилю. Их главной особенностью является выражение действия Духа Христа в остатке (или в отношении остатка) иудеев[1] (или Израиля) в последние дни. Дух Христа разделяет все страдания верных израильтян в эти последние дни, давая выражение их исповеданиям, их упованию веры, их надеждам, страхам, благодарности за полученное избавление, — словом, во всякое упражнение их сердец в обстоятельствах, в которых они находятся в последние дни, чтобы предоставить этим верным руководство, одобрение и сострадание Духа Христа, и выражение действия этого Духа в них и даже в самом Христе. В добавление к этому Псалмы являют нам место, которое Христос сам, будучи на земле, занял среди них для того, чтобы они имели Его сострадания и чтобы сделать их избавление возможным, а их упование на Бога — праведным, хотя они согрешили против Него. В них не говорится, как в посланиях, о действенности дела креста; но псалмы, которые имеют применение к Христу, представляют Его чувства в то время, когда Он исполнял это дело. Они показывают нам также место, которое Он занял на небесах после своего отвержения и, в конечном итоге, — на престоле царства; но, кроме Его нынешнего возвышения в небесах (которое упоминается лишь как факт, который необходим для введения окончательного избавления Израиля, и чтобы представить полный характер этого избавления), все, что открывается в отношении Господа, в этой Его связи с Израилем, сообщается нам не в повествовании, а в выражении Его собственных чувств в отношении положения, которое Он занял, как это произойдет с самим остатком. Именно эта характерная черта придает Псалмам их особый характер и интерес.

Вхождение Христа в глубину страданий со своим народом и для него

Они учат нас, что Христос вошел во всю глубину страданий, которые сделали Его сосудом этой сострадающей благодати, сочувствующей тем, кто должен был пройти через них, — Он встает на этот путь как тот, кто проявляет интерес к этим верным, как тот, кто защищает их перед Богом. На пути своего унижения Он обрел язык мудрых, чтобы знать, как подкрепить словом изнемогающего (Ис. 50,4). Они являлись грешниками, не могли ни требовать никакого освобождения от страданий, ни рассчитывать на какую-либо благосклонность, которая могла избавить и восстановить. Они должны были, если бы Он не пострадал за них, принять подлинные страдания, которые они должны были претерпеть в связи с виной, оставлявшей их в этих страданиях без благосклонности Бога. Но это не являлось намерением Бога, Он хотел избавить их, и Христос входит в их среду в благодати. Он принимает на себя вину тех, кто должен быть избавлен. Для Христа это были страдания за других как заместителя. И на пути совершенного послушания и любви Он входит в эти страдания, через которые должны были пройти те, кого Он хотел избавить. Послушный, Он вступает в эти страдания, чтобы привлечь через искупление действенность избавляющей благосклонности Бога на тех, кто должен был сам претерпеть эти страдания, и чтобы стать, благодаря всему этому, тем, кто представляет их и дает ответ за них, гарантом их избавления и поддержкой их надежды в этих страданиях, чтобы они устояли в них.

Испытания, посылаемые, чтобы была осознана вина в нарушении закона и в отвержении распятого Мессии

Однако необходимо, чтобы этот верный остаток прошел через страдания согласно праведным путям Бога по причине их неразумия и порочности, и чтобы они были очищены внутренне от этого. Все эти страдания разделил Христос (так же как Он понес их грехи), чтобы быть в них источником жизни и поддержкой для их веры, когда рука притеснителя была тяжелой для них извне и когда чувство вины угнетало их внутри, лишая их таким образом ощущения благосклонности Бога, но при этом было осознание, что Тот, кто обеспечивал им эту благосклонность и был ее каналом, взялся за их тяжбу перед Богом и прошел за них через те же самые обстоятельства. Несомненно, полная действенность Его дела их избавления посредством смерти этого одного Человека за народ не будет познана ими, пока они не воззрят на Того, которого пронзили. Народ специально оставлен (и особенно остаток из-за своей честности, так как большинство присоединится к язычникам-идолопоклонникам ради мира [покоя]) на самые глубокие испытания, которые, как пути Бога в управлении, приводят их через благодать к осознанию вины в нарушении закона и в отвержении и распятии Мессии, так что они могут поистине познать, чем каждый из них является, и склониться перед оскорбленным Сущим в честности сердца, и сказать: «Благословен грядущий во имя Господне» [118,26].

Псалмы, рассматриваемые под законом и под благодатью

Но, хотя избавление и лучшее спасение не должны осуществиться до того момента, все же благодаря делу, исполненному ради этого, Христос может поддержать души верного остатка и вести их к этому избавлению — именно это представлено в Псалмах. Они есть Его язык к их душам или скорее в их душах, когда они находятся в бедствии, иногда — рассказ о том, как Он научился этому «языку мудрых» [Ис. 50,4]. Из этого также следует, что души, которые еще пребывают под законом, находят в Псалмах для себя такое большое утешение. Пусть ни одна душа, позвольте заметить, не допускает мысли, что глубокий сердечный интерес к этим страданиям Христа утрачивается при переходе из-под закона к положению под благодатью; напротив, есть огромное преимущество. Различие таково: вместо того, чтобы использовать их, думая только о себе, ввиду моих собственных нужд и моих собственных бед (как бы ни было правильно такое применение), я, находясь под благодатью, созерцаю в поклонении и радостной любви страдания Христа с более глубокой способностью, данной Его Духом, живущим во мне. Я могу сейчас обратиться назад в мире (покое), так как Он в вышних, и рассматривать с божественно данным интересом и разумением (какой бы ни была моя мера этого) все страдания, через которые Он прошел, когда был здесь, следуя ради славы Бога и в любви к нам этим «путем жизни» через мир греха и гòря, через саму смерть к праведной славе, в которой Он теперь пребывает. Именно так в Иоан. 14 любовь к Нему, а не подзаконный дух положен в основание утешений и ободрений, которые Он дал своим ученикам, когда Он сказал им в ст. 28: «Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу». Под законом Псалмы могут дать нам утешение и помощь в полезном страдании, под благодатью мы наслаждаемся ими, так как любим Христа, наслаждаемся с божественным пониманием.

Различие между Христом и остатком

Однако вернемся к нашей теме. Великим основанием, которое должно было быть заложено, чтобы сострадание стало возможным, было то, что Христос не был пощажен там, где остаток Израиля будет пощажен[2], потому что Он должен был испытать полное наказание за вину и зло, иначе Он не мог праведно и во славу Бога избавить их. Таким образом, было необходимо, чтобы Христос лично полностью прошел через страдания, как Он сделал в духе, и кроме того совершил искупление за вину. Он прошел через страдания (за исключением дела искупления) в общении с Богом; и всю благодать и благоволение Бога к Нему, все, чем Бог являлся для Него в страданиях, Он сделал через искупление доступным для тех, кто должен был пройти через них подобно Ему, чтобы они могли таким образом уразуметь все помыслы Бога по отношению к ним в благодати, чтобы воспользоваться этим, когда сами окажутся в страданиях, если даже они будут во тьме. Если возникнет вопрос: «Возможно ли это, когда они еще не научены тому, чем является для них Бог в искуплении?», то ответ следующий: эти Псалмы, рассматривая все подробности чувств Христа и положения верных, как раз и являются средством, через которое Бог вводит их на этот путь, согласно главе 50 книги пророка Исаии, которую я уже цитировал. По правде говоря, множество христиан находятся в аналогичном состоянии. Они держатся за обетование, ощущают свои грехи, успокоены надеждой, видят благость Бога, используют Псалмы, как если бы они относились к ним, — они не знают ни искупления, ни мира.

Итак, Псалмы относятся, строго говоря, к Израилю[3], а в Израиле — к благочестивому остатку. Это первый общий принцип, который само Слово устанавливает для нас, что, как мы видели, четко определено Павлом: то, что они говорят, они «говорят к тем, кто под законом» [Рим. 3,19].

Проведено различие между верным остатком и остальной частью народа

При изучении самих Псалмов мы найдем другие факторы, которые очень ясно и конкретно подтверждают этот принцип. Псалмы проводят различие (Пс. 73) (причем они начинаются с этого различия, Пс. 1) между человеком верным и благочестивым согласно закону и остальной частью народа. «Не так — нечестивые», и они «не устоят... в собрании праведных». Действительно, Исаия учит той же истине доктринально с не меньшей силой[4]. Характерной темой Псалмов является истинно верующий остаток, праведные в Израиле (Пс. 16,3 и многие другие), следовательно, в них мы находим удел и надежду Израиля. В Псалме 1 это представлено определенно и четко. Но это надежда остатка, между участью которого и участью злых очень ярким образом с самого начала проводится различие.

Дух Христа, Дух пророчества, говорящий в Псалмах

Кроме того, является очевидным (и это второй общий принцип, который я бы отметил), что именно Дух Христа, Дух пророчества говорит в Псалмах. Это, так сказать, Дух Христа, проявляющего интерес к состоянию верного остатка Израиля. Этот Дух говорит о грядущих вещах, как если бы они происходили в тот момент, как это всегда имеет место у пророков. Но из-за того, что это дух пророчества, который говорит о будущем и который в этом отношении часто вновь обретает свой естественный характер, это не становится менее истинным. Но если Дух Христа проявляет интерес к остатку Израиля, то необходимо, чтобы были показаны собственные страдания Христа, которые являлись совершенным доказательством этого интереса к остатку и без которых он был бы тщетным. И мы действительно находим в Псалмах наиболее трогательное выражение страданий Христа, не в качестве повествования о них, а именно такими, как Он чувствовал их, — выраженными как бы Его собственными устами в тот момент, когда Он их переносил[5]. Именно Дух Христа всегда говорит так (ср. 1Пет. 1,11), когда Христос сам участвует в страдании и горе своего народа, либо посредством своего Духа в них, либо сам за них в качестве единственного средства, в присутствии справедливого суда Бога, для избавления возлюбленного, хотя и виновного народа. Следовательно, мы видим прекрасное соответствие языка Псалмов теме, которую я затрону ниже. В Псалмах, которые повествуют собственно об искуплении, Христос один и, следовательно, Его дело надежно. В тех Псалмах, которые говорят о страданиях не искупительных по своей природе, даже когда они доходят до смерти, можно найти места, применимые лично к Христу, потому что Он сам, индивидуально, прошел через эти страдания, но в других частях тех же Псалмов представлены также святые, потому что они разделят Его страдания; и таким образом Его личные страдания представлены нам, но Его сострадание также не упущено.

Ищется земное избавление; грехи прочувствованы и исповеданы

Другой момент, связанный с тем, который мы только что отметили, составляет третий великий принцип, характеризующий Псалмы. Грехи народа будут нравственно препятствовать тому, чтобы остаток имел упование на Бога в своем бедствии. Однако только Бог может избавить их, и на Него они должны взирать с честным сердцем.

Оба эти аспекта мы находим в Псалмах: бедствия представлены Богу в поисках избавления, и в оправдание приводится честность при одновременном исповедании грехов. Христос, разделяя страдания остатка, как мы увидели, и совершив искупление, может вести их, несмотря на их грехи и по поводу их грехов, к Богу. Несомненно, они сначала в действительности не знают полного прощения, но они идут с ощущением благодати, направляемые Духом Христа посредством выражений, которыми Он снабжает их в самих этих Псалмах (и как много душ на практике находится в таком же состоянии!)[6], — идут к Богу избавлений, исповедуя также свои грехи. Они «берут с собой слова и возвращаются к Господу» (Ос. 14,2). Прощение также представлено им. Так как Дух Христа живет в них (как принцип жизни) и укрепляет намерение их сердец, то они могут через исповедание своего греха искренне ссылаться на свою честность и верность Богу, но мысль о милости повсюду предшествует мысли о праведности как основании их надежды. В сущности, все это истинно для каждой обновленной души, которая еще не обрела свободы, полученной через познанное искупление. Псалмы, не считая определенной хвалы в завершении книги и в конце некоторых из псалмов, находящихся в других частях книги, никогда не являются выражением этой свободы; и даже когда мы находим выражение этого, оно является выражением земного избавления или прощения.

Псалмы — выражение Духа Христа у иудейского остатка или у Христа, как страдающего за них

Подводя итог вышесказанному, Псалмы являются выражением Духа Христа либо в иудейском остатке (или в остатке всего Израиля), либо в личности самого Христа, страдающего за этих верных, ввиду намерений Бога в отношении Его избранного земного народа. И так как эти намерения должны быть исполнены более детально в последние дни, то это является выражением Духа Христа в этом остатке среди событий, которые произойдут в те дни, когда Бог снова начнет заниматься своим земным народом. Нравственные страдания, связанные с теми событиями, в большей или меньшей степени произошли в истории Христа на земле; и или в Его жизни, или даже больше в Его смерти, Он связан с интересами и судьбой этого остатка. В истории Христа, во время Его крещения Иоанном, Он уже отождествлял себя с теми, кто образовывал этот остаток, не с нераскаявшимся множеством Израиля, а с первым движением Духа Бога в этих «превосходных земли» [16,3], которое вело их к признанию истины Бога в устах Иоанна крестителя и к подчинению ей. Итак, именно в этом остатке будут осуществлены обетования, данные Израилю, чтобы, хотя это был только остаток, чувства этих святых и их надежды являлись чувствами и надеждами народа. На кресте Иисус оставался единственным настоящим верным перед Богом в Израиле, представляя в своей личности весь остаток, который должен быть избавлен, также Он являлся там исполнителем того дела, на котором их избавление могло быть основано.

Троякие страдания Христа во время Его жизни и на кресте

Есть еще некоторые общие замечания по теме, которую я уже упоминал; эти замечания, хотя в большинстве своем взяты из самих Псалмов, однако через свет, проливаемый в этом отношении Евангелиями, могут помочь нам увидеть дух всей книги и лучше понять смысл многих псалмов. Я имею в виду страдания Христа. Мы уже видели, в общем, что Псалмы представляет нам остаток, его страдания, надежды, избавление и связь Христа с ним во всем этом. Он разделил их страдания, будет их избавителем и осуществит искупление, которое закладывает основание их избавления, как оно закладывает основание избавления любой живой души, — но Он умер за иудейский народ (Иоан. 11,51). Конечно, Его собственное совершенство сияет во всем Его деле, но здесь мы должны рассматривать Его связь с Израилем и землей, хотя необходимо упомянуть личное прославление Христа в небесах, откуда проистекает избавление Израиля в конце. Однако мы не должны искать ни тайну собрания, которая в это время была «сокрыта в Боге», ни Христа рассматриваемого в Его связи с собранием. Псалмы представляют самым совершенным образом весь земной опыт Христа и Его народа, которые Дух Христа пожелал изобразить нам; но чтобы найти небесный опыт тех, кого Он искупил, нужно обратиться к Новому Завету (как, например, Послание Филиппийцам или другие).

И вот Христос прошел через всякие нравственные страдания, через которые может пройти человеческое сердце, был, подобно нам, искушен во всем, в стороне от греха [Евр. 4,15]. Ничто не может быть более плодотворным на своем месте (так как не надо слишком долго останавливаться на этих страданиях самих по себе и полностью отделять их от того, что является божественной стороной личности Господа, если мы не хотим, чтобы это созерцание стало бесполезным или даже вредным, в действительности являясь лишь плотским чувством), чем иметь сердце, занятое созерцанием страданий благословенного Искупителя; никто никогда не страдал так, как Он. Но Псалмы раскроют эти страдания нам, и я воздержусь от того, чтобы подробно рассматривать их здесь. В этих вступительных замечаниях я могу только кратко упомянуть принципы этих страданий и различные положения, в которых Он их претерпевал. Этих положений, о которых я говорю, я думаю, три. Он страдал от человека за праведность и за любовь, за свидетельство, которое Он нес тому, что было благим, воздавая свидетельство Богу и открывая Бога. Далее, Он страдал от Бога за грех. Эти два различных характера страданий Христа очень просты и ясны для каждого верующего. Но есть третий вид страданий, для понимания которого необходимо уделить Писанию особое внимание. О путях Сущего по отношению к Израилю сказано: «Во всяком страдании их Он страдал, и Ангел лица Его спасал их» (Ис. 63,9). Это было (что же касается последней части, то еще будет) в особенности исполнено в Христе, который является Сущим, пришедшим как человек в среду Израиля. Но страдания Израиля, по крайней мере остатка иудейской части народа, принимают в конце особый характер. Верные находятся под гнетом языческой власти, среди крайнего беззакония в Израиле, однако они характеризуются прямотой сердца (именно это действительно делает их остатком), однако в то же самое время они осознают, по причине этой прямоты, имеющиеся общие последствия греха под управлением Бога и от власти сатаны и смерти и страдают под тяжестью этого осознания. Избавление, которое освобождает их из этого положения, еще не пришло, их души изнывают под тяжестью всего этого. Эти страдания Христос также полностью разделил.

Страдания от человека и от Бога

Во время всей своей жизни, даже до самой смерти, Он страдал от человека ради праведности (см. в связи с этим Пс. 11 и другие). Кроме этого, на кресте Он страдал за грех, испил чашу гнева за грех, чашу, которую дал Ему пить Его Отец. Но кроме этих двух видов страданий Он нес в своей душе в конце своей жизни (мы можем сказать, после пасхальной вечери) все несчастье и страдание, которые произведет управление Бога в отношении иудеев, — не осуждение, но, однако, следствие греха. Несомненно, Он предвидел эти страдания и в этом смысле чувствовал их, как в Иоан. 12 — ожидавший Его крест; но сейчас Он непосредственно вошел в них. Что касается обсуждаемого вопроса, то это был, как Он сказал, час отступнического Израиля и силы тьмы, «ваш час и власть тьмы» [Лук. 22,53]. Но Он все так же уповал на своего Отца в осознании Его верности, и Он еще не был оставлен Богом. Он мог еще обращаться к человеку, чтобы он бодрствовал с Ним. Чем могло бы помочь бодрствование, когда божественный гнев был на Нем? Но отличительные характеры этих различных видов страданий будут ясно видны, если мы, наученные Богом, внимательно рассмотрим псалмы, которые говорят о каждом из них. Таким образом, мы увидим, что, когда Христос страдает от человека, Он просит, говоря своим Духом в Израиле и для Израиля, о воздаяния человеку. В таком случае часто видно, что другие также страдают с Ним. Когда Он страдает от Бога, то Он совершенно одинок, и последствиями являются только благословение и благодать, ни с чем не смешанные. Что касается страдания от человека, то мы можем иметь привилегию так страдать, имея общение с Его страданиями; но в Его страдании от Бога, когда Он находился под гневом Бога, Он страдал так, чтобы нам никогда не досталось самой малой капли из той чаши: она была бы для нас вечной гибелью. В страданиях, которые Он претерпел под силой сатаны, тьмы и смерти, когда Он в действительности еще не пил чашу гнева, приготовленную Богом, — наряду с тем, что требовало в этом отношении величие Бога (см. Евр. 2,10) — Он страдал, чтобы сочувствовать иудеям в их несчастьях, в которых находились верные из-за своей честности, будучи, однако, еще в своих грехах. Каждая пробудившаяся душа под законом найдет утешение в этом. Дух Христа в Псалмах разделяет все эти страдания, что касается Христа и что касается Израиля. Необходимо отметить, что именно отвержение Мессии привело иудеев к полной гибели и к утрате всех их обетований (кроме суверенной благодати), так же как привело остаток к страданиям и бедам в последние дни.

На кресте

Необходимо помнить, что, хотя все три вида страданий, о которых мы говорим, существенно отличаются, и каждый из них очень ясен и важен по-своему характеру, в конце жизни Христа они все сплелись и объединились в страданиях Его последних часов, за исключением того, в чем я не сомневаюсь, что при выходе из Гефсимании давление силы сатаны на Его дух завершилось и осталось позади, но на кресте Он страдал одновременно от человека за праведность, а от Бога — за грех. Я убежден, что это страдание за грех от Бога, когда оно полностью лежало на Его душе, было слишком глубоким, чтобы Ему чувствовать то страдание, которое исходило от людей, или какое-либо другое.

Сделав эти общие замечания, которые казались мне необходимыми для понимания книги, мы сейчас будем исследовать, с помощью Господа, ее содержание, и пусть Он воистину ведет меня и моего читателя в этом! Если она изображает страдания Христа и Его интерес к Его народу на земле, то нам следует исследовать ее с почтением и в то же время с детским доверием и полагаться (как мы действительно всегда должны делать) на Его научение, чтобы мы были направляемы и наставлены в нашем исследовании. Необходимо с доверчивой любовью, но также со святым почтением касаться того, что говорит о том, что Он чувствовал.

Пять книг Псалмов

Общеизвестно, что Псалмы делятся на пять книг, первая из которых завершается Псалмом 41, вторая — Псалмом 72, третья — Псалмом 89, четвертая — Псалмом 106 и пятая — Псалмом 150. Каждая из этих книг отличается от других, я не сомневаюсь, особой темой. Наше исследование Псалмов, содержащихся в каждой из них, даст самое полное понимание характера отдельных книг, но полезно будет дать общее представление об их содержании.

Первая книга: состояние иудейского остатка в Иерусалиме

Тема первой книги — это состояние иудейского остатка до того, как он был изгнан из Иерусалима, и, следовательно, положение самого Христа в связи с этим остатком. В первой книге дано больше подробностей личной истории Христа, чем во всех остальных, и причину этого легко понять, так как Он входил и выходил вместе с иудейским остатком в то время, когда он был еще соединен с Иерусалимом. Я говорю здесь «иудейский остаток» в противоположность Израилю или народу в целом.

Вторая книга: остаток, изгнанный из Иерусалима

Во второй книге остаток рассматривается как изгнанный из Иерусалима (Христос, конечно, занимает свое место среди них и дает остатку в этом бедствии его истинное положение надежды). Однако то, что Христос помещен посреди них, когда они, таким образом, изгнаны из Иерусалима, восстанавливает их с пророческой точки зрения в их положении в отношениях с Сущим, как народ перед Богом (Пс. 45; 46). До этого момента, изгнанные из Иерусалима, они скорее говорят о Боге (Элохиме), нежели о Сущем, так как они потеряли благословения завета; но они таким образом приведены к намного лучшему познанию Бога. Я не сомневаюсь, что история жизни Христа предоставила Ему возможность на практике лично прочувствовать это состояния народа, из-за вражды, которую Он испытывал, хотя, конечно, исторически Он в меньшей степени занимал это место. В Псалме 51 остаток признает вину народа (точнее иудеев) в отвержении Христа[7].

Третья книга: национальное избавление и восстановление Израиля

В третьей книге нам представлено избавление и восстановление Израиля как народа и пути Бога по отношению к народу как таковому (Иерусалим в конце — центр Его благословения и управления Бога). Ужасные последствия того, что верные находились под законом, и то, что все милости сосредоточены во Христе, изображено в Псалмах 88 и 89, завершающихся мольбой об исполнении этих милостей. Избирающая благодать в царской власти для избавления, когда все было потеряно, представлена в Псалме 78.

Четвертая книга: жилище Сущего в Израиле

В четвертой книге нам представлен сам Сущий — убежище и жилище Израиля во все времена. Израиль спасен приходом Сущего. Это может в своем основном содержании быть охарактеризовано как введение в мир Единородного. Сущий всегда был убежищем Израиля, они взирают на Него, ожидая избавления [Пс. 91]. Для этого вводятся Авраамовы и тысячелетние имена Бога — Всемогущий и Всевышний. А где можно найти Его? Мессия говорит: «Ищу их в Сущем, Боге Израиля». Воистину Он там. В то время будет суд над нечестивыми [Пс. 101], а праведные будут избавлены. Божественная природа Мессии вводится, чтобы заложить основание для участия народа в благословениях последних дней, хотя Он был некогда отсечен [Пс. 102]. Он живой и неизменный Сущий, Творец. Затем следует благословение Израиля [Пс. 103] и творения [Пс. 104], далее — осуждение язычников, чтобы Израиль мог насладиться обетованным [Пс. 105]. Но это та же благодать, которая так часто щадила их.

Пятая книга: изложены пути Бога, завершение триумфальной хвалой

Последняя книга имеет более общий характер, в большей степени нравственный, а в завершение — песни торжества и благодарения.

После подробностей восстановления Израиля через все трудности и все опасности [Пс. 107], после показа прав, которые Бог имеет над всей страной [Пс. 108], нечестия антихристианского орудия врага [Пс. 109], возвышения Мессии по правую руку Сущего, пока Его враги не станут подножием ног Его [Пс. 110,1], а земной народ станет добровольным народом в день Его силы [Пс. 110,3], — эта книга представляет ретроспективный обзор путей Бога, изображение всего состояния Израиля, того, через что прошел народ, и принципы, на которых верные помещены перед Богом, «закон написан в их сердцах». Затем следует завершающая хвала.

Порядок псалмов, печать руки Духа Бога

После беглого обзора, который мы сейчас сделаем, и еще более в результате подробного рассмотрения, которое мы произведем ниже, будет нетрудно убедиться, что в Псалмах намного больше порядка, чем обычно предполагается теми, кто рассматривает каждый из них отдельной песней, предназначенной служить выражением личного благочестия. В самом деле, они не связаны в одно непрерывное рассуждение или историю, как это имеет место в других частях Писания, но они систематично и упорядоченно представляют отдельные части одной и той же темы; то есть, как мы увидели, состояние остатка Иудеи или Израиля в последние дни, чувства этого остатка и связь Мессии с ним. Эти темы рассматриваются самым упорядоченным образом. Дух Бога, который, управляя всей компоновкой, так же как Он вдохновил содержание всего Писания, самым несомненным образом наложил отпечаток своей руки на этой особой его части. Кто собирал эти божественные песни, труд разных авторов и различных эпох? — я не претендую дать ответ на этот вопрос. Те, кто занимается этим видом исследовательской деятельности, могут найти в этом темы для своих исследований и дискуссий; но результат не может, я думаю, оставить сомнения в уме любого, кто вникает в их содержание, в отношении того, чья сила действовала в этом.

Я уже, в общем, отметил тему каждой из пяти книг. Отличие темы, которое я нашел в них, заставило меня так разделить книгу Псалмов до того, как мое внимание было привлечено к хорошо известному факту такого же разделения в еврейской Библии. Тот же принцип порядка встречается в каждой из книг, рассмотренной отдельно.

Давайте теперь займемся этим порядком первой книги и содержанием псалмов, которые составляют ее. Эта первая книга, возможно, наиболее совершенна, что касается общего, характеристического обзора, указывающего нам темы, рассматриваемые в Псалмах, и в той же мере наиболее интересна. Другие книги, следовательно, в большей степени говорят о подробностях, которые служат развитию общей идеи, представленной в первой книге.

Принцип, проходящий через всю книгу

В общем, можно отметить, что в этой первой книге, и в большей или меньшей степени в других, часто заметен следующий принцип: сначала представлена некоторая великая истина или какой-то важный исторический факт в отношении Христа или остатка, или обоих одновременно, а затем следует ряд псалмов, выражающих мысли и чувства остатка в связи с этой истиной или этим фактом.