Синопсис Д.Н. Дарби

Ответственность и благословение; прошлое и будущее Израиля

Пророчество от главы 7 до конца книги имеет своим особым объектом введение Мессии в Израиль, вместе с последствиями Его отвержения. Мы опять здесь находим те же принципы ответственности и благословения, которые мы уже встречали установленными в отношении остатка при их возвращении из Вавилона. Пророчество начинается напоминанием о недостатке искренности перед Сущим, имевшем место в их плачах и смирениях во время семидесятилетнего плена, и показанного ими примера жестокосердия народа перед тем печальным периодом, который привел к их рассеиванию среди всех народов, при этом вожделенная земля превратилась в пустыню. Но вот любовь Сущего к Сиону, своему избранному городу, взволновала Его ревность и Его гнев против тех, кто угнетал его. Он вернулся к Сиону, и он будет благословен как город истины, и гора Сущего будет Его святой горой. Иерусалим будет обильно благословлен, его улицы наполнятся обитателями, его старцами, насыщенными днями. Бог возвратит свой народ из всех стран, в которые они были рассеяны и пребывали в плену. От дня, когда Его народ обратился к нему и заложил основание храма, благословение потечет, как река, точно так, как прежде изобиловали несчастье и суд. Иудеи, которые вернулись из Вавилона, были поставлены под условия истины и честности для наслаждения этими благословениями (гл. 8,16.17).

Кроме этого Сущий заверяет, без всяких условий, что их дни постов будут радостными праздниками и люди придут из всех народов, чтобы поклониться Сущему в Иерусалиме, и возьмутся за полу иудея, зная, что Бог был с этим народом. Итак, здесь есть нравственные следствия непослушания, уже имевшие место: указанные неискренность и жестокосердие; нынешнее благословение, введенное благодатью и дарованное народу при условии благочестивого хождения, — такая полнота благословения, какую вызовет присутствие Сущего в их среде; и в заключение — намерения Бога в благодати, которые, завися от Него самого, не могут быть не выполнены.

Божьи намерения благодати и их следствия

Но эта последняя мысль привносит много следствий и важных событий. Первые два следствия таковы, что Израиль будет обладать всей территорией, которую Бог дал им. Враги придут извне, но Сущий защитит свой дом, и результат этого прямого вмешательства будет таким, что ни один угнетатель не пройдет больше через их территорию. Сам Сущий уже занимался этим делом.

Это будет день, в который глаза всего человечества будут обращены к Сущему, как и глаза колен Израиля. Сравните эту часть главы 9 с главой 17 пророчества Исаии.

Введение Мессии двояким образом

Итак, это непосредственное вмешательство Сущего, который располагается станом вокруг своего дома (это защита города от последней атаки ассирийцев, о которой много раз говорили пророки), обязательно вводит Мессию ввиду событий последних дней. Стих 9 говорит об этом. Он представляет Мессию в Его личном характере как Царя-Мессию, но в двояком аспекте. По этой причине в Новом Завете цитируется только эта часть, связанная с первым пришествием Сущего [Мат. 21,5]. Царь Сиона идет к нему (Иерусалиму). Он праведен и несет в себе власть и спасение. Это главная мысль: то, в чем нуждался Сион и что будет осуществлено в последние дни. Святой Дух добавляет к этому личному характеру Господа дух, в котором Он представил себя Израилю: кроткий и сидящий на ослице. Нам всем известно исполнение этого во время Его первого пришествия.

Результат присутствия Мессии

Когда Мессия сам представлен таким образом, окончательный результат Его присутствия раскрывается далее, как продолжение стиха 8: напоминается, кто был введен. Он положит конец войне в Израиле, установит мир среди народов, и Его владычество будет до концов земли (при этом земля Израиля — центр Его власти). Сущий, избавив народ (то есть верующий остаток, который становится народом) посредством крови завета, восстановит их вдвойне за все их страдания и использует их, чтобы установить свою власть над островами язычников. Могущество Сущего должно сопровождать и спасать их, как стадо Его народа. Он изольет благословение на землю по молитве остатка своего народа, который блуждал, как стадо без пастуха, и тщетно искал помощи у своих идолов. Но Сущий уже посетил свое стадо, дом Иуды, и из них изойдет сила. Иуда будет как Его величественный конь в битве. Он укрепит Иуду и спасет Ефрема. Сущий соберет их в таком множестве, что не будет места для них. Он осушит море и реку, чтобы проложить им путь, а гордость их врагов будет низложена. Они будут сильными в Сущем, их Боге и будут ходить в Его имени.

До конца главы 10 следует общее провозглашение благословения, которым увенчают Иуду и Ефрема, когда по благосклонности Сущего они будут возвращены в свою землю.