Синопсис Д.Н. Дарби

Хороший Пастырь противопоставлен пастырям Израиля

В главе 10 Он противопоставляет себя всем тем, кто претендовал тогда или ранее на то, чтобы быть пастырями Израиля. Он освещает три следующие момента: Он входит через дверь; Он является дверью; и Он является пастырем овец – хорошим Пастырем (Пастухом).

Господь входит в овечий двор; истинный Пастырь

Он входит через дверь. Иначе говоря, Он подчиняется всем условиям, которые установил Тот, кто построил дом. Христос соответствует всему тому, что написано о Мессии, и Он следует путем воли Бога, представляя себя народу. Это не является человеческой энергией, пробуждающей и привлекающей чувства людей, но это послушный человек, покорившийся воле Сущего, занявший смиренное место слуги и живший всяким словом, происходящим из уст Бога, в смирении покорно занявший место, в которое суд Сущего поместил Израиль и в котором этот суд рассматривал этот народ. Все, что цитировал Господь в своем столкновении с сатаной, – из Второзакония. Следовательно, Тот, кто охранял овец, Сущий, действуя в Израиле посредством своего Духа и провидения и устраивая все, впускает Его к овцам, несмотря на фарисеев, священников и многих других, подобных им. Избранные Израиля слышат Его голос. Израиль сейчас находился под осуждением, поэтому Он выводит овец, но Он идет перед ними. Он покидает этот древний двор, несомненно претерпевая упреки, но идя перед своими овцами в послушании согласно силе Бога, встречая всякую опасность и указывая им путь, являясь для всякого, уверовавшего в Него, залогом того, что это был правильный путь, основание для их следования за Ним во что бы то ни стало.

Овцы следуют за Ним, потому что они знают Его голос. Есть много других голосов, но овцы не знают их. Их сохранность состоит не в знании их всех, но в знании того, что они не являются тем единственным голосом, который дает им жизнь, – голосом Иисуса. Все остальные являются голосами чужих.

Дверь овцам

Он является дверью для овец. Он является их правом на выход, их средством для входа. Входя, они спасаются. Они входят и выходят. Больше это не является ярмом заповедей, которые, охраняя их от внешних, поместили их в темницу. Овцы Христа свободны: их сохранность – в личной заботе Пастыря; и в этой свободе они пасутся на хороших и тучных пажитях, которые приготовляет Его любовь.

Словом, это уже не иудаизм, это спасение, свобода и пища. Вор приходит, чтобы получить свою выгоду от овец, убив их. Христос пришел, чтобы они могли иметь жизнь, и жизнь с избытком, то есть согласно силе этой жизни в Иисусе, Сыне Бога, который вскоре будет иметь эту жизнь (сила которой была в Его личности) посредством воскресения за пределами смерти.

Хороший Пастырь, отдающий свою жизнь за овец

Истинный Пастырь Израиля, по крайней мере остатка овец, становится дверью, дающей им право выйти из иудейского загона и допускающей их к привилегиям Бога через то, что им давалась жизнь по изобилию, согласно которому Он мог дарить ее; Он также находился в особой связи с овцами, которые были отделены таким образом, — хороший Пастырь, отдающий свою жизнь за овец. Другие бы подумали о себе, Он – о своих овцах. Он знал их, и они знали Его, точно так, как Отец знал Его и Он знал своего Отца. Драгоценный принцип! Они могли уразуметь земное знание и интерес со стороны Мессии на земле в отношении своих овец. Сын же, хотя Он отдал свою жизнь и был на небесах, знал своих, точно так, как Отец знал Его, когда Он был на земле.

Его «другие овцы»: одно стадо и один Пастырь

Таким образом, Он полагал свою жизнь за овец; и у Него были другие овцы, которые не были иудеями, не были из этого двора; и Его смерть совершалась для спасения этих бедных язычников, Он призовет их. Несомненно, Он отдаст свою жизнь за иудеев также – вообще за всех овец как таковых (стих 11). Он не говорит ясно о язычниках до тех пор, пока Он не сказал о своей смерти. Он должен был привести также их, и тогда будет только одно стадо и один пастырь (не «один двор», сейчас нет никакого двора).

Ценность смерти Христа в глазах Его Отца; Его уникальная сила

Итак, это учение наставляет об отвержении Израиля и о вызове избранных из среды этого народа, представляет смерть Иисуса как результат Его любви к своим, говорит о Его божественном знании своих овец, когда Он будет далеко от них, а также о призвании язычников. Важность такого наставления в тот момент очевидна. Его важность, благодарение Богу! не уменьшилась с течением времени и не ограничена фактом изменения домоправления. Оно вводит нас в реальности благодати, связанной с личностью Христа. Но смерть Христа представляла из себя нечто большее, чем любовь к своим овцам. Она имела большẏю ценность в глазах Отца. «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее». Он не говорит здесь: «...за своих овец» – она сама по себе является благоугодной Отцу. Мы любим, потому что сначала Бог полюбил нас, но Иисус, божественный Сын, мог предоставить повод для любви Отца. В том, что Он отдал свою жизнь, Он прославил Отца. Смерть признавалась справедливым наказанием за грех (будучи в то же время уничтожена, как и тот, кто имел ее власть, 2Тим. 1,10; Евр. 2,14), и вечная жизнь введена как плод искупления – жизнь от Бога. Здесь также явлены права личности Христа. Никто не отнимал у Него жизнь, Он полагал ее сам. Он имел эту власть (которой не владел никто другой, воистину только Он, имевший божественное право), чтобы отдать ее, и имел силу, чтобы опять принять ее. Однако даже в этом Он не отклонился от пути послушания. Он принял эту заповедь от своего Отца. Но кто бы был способен исполнить это, кроме Него, который мог сказать: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его"?[38]

«Никогда не погибнут»; божественные слава и любовь отождествляются с сохранностью овец

Они спорят о том, что Он сказал. Здесь были некоторые, которые видели в Нем только человека вне себя и оскорбляли Его. Другие под влиянием чудес, которые Он совершил, чувствовали, что Его слова отличались от слов сумасшедшего. В некоторой степени их совесть была затронута. Иудеи обступают Его и спрашивают, долго ли Он будет держать их в неопределенности: «Если Ты Христос, скажи нам открыто» (ст. 24). Иисус отвечает, что Он уже сказал им это, и что Его дела свидетельствуют о Нем. Он обращается к двум свидетельствам, которые мы увидели в предыдущих главах (8 и 9), а именно: Его слово и Его дела. Но Он добавляет, что они не являлись Его овцами. Затем Он пользуется возможностью, не обращая внимания на их предубеждение, сказать еще некоторые драгоценные истины, относящиеся к Его овцам. Они слышат Его голос, Он знает их, они следуют за Ним, Он дает им вечную жизнь, они никогда не погибнут. С одной стороны, не будет погибели для жизни внутри, с другой стороны, никто не вырвет их из руки Спасителя – сила извне не превозможет силу Того, кто хранит их. Но здесь есть другая, бесконечно драгоценная истина, которую Господь в своей любви открывает нам. Отец дал нас Иисусу, и Он больше, чем все, кто будет пытаться вырвать нас из Его руки. И Иисус, и Отец – одно. Драгоценное учение, в котором слава личности Сына Бога отождествляется с сохранностью Его овец, высот и глубин любви Которого они являются объектами. Здесь это не свидетельство, которое, являясь всецело божественным, показывает, что представляет из себя человек. Это — дело и действенная любовь Сына и в то же самое время дело и любовь Отца. Это не «Я есмь», а «Я и Отец – одно». Если Сын совершил дело и заботится об овцах, то именно Отец дал их Ему. Христос может совершить божественное дело и дать повод для любви Отца, но именно Отец поручил Ему исполнить его. Их любовь к овцам – одна, как и Они, имеющие эту любовь, одно.

Темы глав с 8-ой по 10-ю

Итак, глава 8 – проявления Бога в свидетельстве и в качестве света; главы 9 и 10 – действенная любовь, собирающая овец под попечение Сына и любовь Отца. Иоанн говорит о Боге, когда Он говорит о святой природе и о человеческой ответственности; об Отце и Сыне, когда он говорит о благодати, связанной с народом Бога.

Заметьте, что волк может прийти и схватить[39] овцу, если пастырь является наемником, но он не может выхватить39 ее из рук Спасителя.

Активное отвержение Господа; Израиль окончательно оставлен им

В конце главы иудеи взяли камни, чтобы побить Его, потому что Он сделал себя равным Богу. Господь не пытается доказать им истину о том, кем Он является, но показывает, что согласно их собственным принципам и свидетельству Писаний они в данном случае были не правы. Он снова обращается к своим собственным словам и делам как доказательствам того, что Он был в Отце и Отец в Нем. Они снова берут камни, и Иисус окончательно оставляет их. С Израилем было все кончено.