Синопсис Д.Н. Дарби

Результат благодати в христианском поведении; неверный управитель

В главе 16 представлено то, как сказывается благодать на характере поведения, и контраст, который существует (когда домоправление изменяется) между поведением, требуемым христианством касательно вещей этого мира, и положением иудеев в этом отношении. Здесь это положение являлось только выражением положения человека, которое сделалось очевидным посредством закона. Учение, таким вот образом изображаемое притчей, подтверждается иносказанием о богаче и Лазаре, в котором приподымается завеса, скрывающая иной мир, в котором выявляются результаты хождения людей.

Человек является управителем у Бога (то есть Бог поручил свое имущество человеку). Израиль в наибольшей степени находится в этом положении.

Но человек оказался неверным, Израиль несомненно оказался таковым. Бог отстраняет его от управления, но человек еще владеет этим имением и распоряжается им, по крайней мере так это было на практике (как Израиль на тот момент). Это имение является земным – то, чем человек может владеть по плоти. Будучи лишен управления из-за своей неверности и еще владея имением, он использует его, чтобы сделать друзьями должников своего хозяина, делая им добро. Это показывает, что должен делать христианин с земным имуществом, используя его для других, думая о будущем. Управитель мог присвоить деньги, которые задолжали его хозяину, но он предпочел приобрести друзей с их помощью (то есть он жертвует настоящим для выгоды в будущем). Мы можем обратить жалкие средства этого мира в средства действенной любви. Дух благодати, наполняющий наши сердца (а мы сами являемся объектами благодати), проявляет себя в отношении временных вещей, которые мы используем для других. У нас это осуществляется ввиду вечного наследия. «Чтобы они могли принять вас» равнозначно «чтобы вы могли быть приняты» – часто встречающаяся форма выражения у Луки, просто констатирующая факт без указания личностей, совершающих это, хотя и используется слово «они».

Земные и небесные богатства

Отметим, что земные богатства не являются нашими собственными; небесные богатства, если речь идет об истинном христианине, являются его собственными.

Эти богатства неправедны, т. к. принадлежат человеку падшему, а не небесному человеку, и так как их не было во времена невинности Адама.

Контраст между христианским и иудейским домоправлениями

Теперь, когда приподнята завеса над миром иным, истина полностью явлена. И контраст между иудейским домоправлением и христианским с достаточной ясностью раскрыт, ибо христианство открывает тот мир и в отношении его принципов принадлежит небесам.

Согласно управлению Бога на земле иудаизм обещал временное благословение праведным; однако все было нарушено: даже Мессия, глава этой системы, был отвергнут. Словом, Израиль, который рассматривается находящимся под ответственностью и которому были уготовлены земные благословения в ответ на послушание, оказался полностью несостоятельным. Человек в этом мире не мог более на этой основе быть свидетелем путей Бога в управлении. Наступит время земного суда, но оно еще не пришло. Между тем, обладание богатствами являло собой ни что иное, как доказательство благосклонности Бога. И в ответ на это личный эгоизм и, увы! безразличие к брату в нужде, находящемуся у дверей, характеризовали иудеев, обладавших богатствами. Откровение же открывает нашему взору иной мир. Человек в этом мире есть человек падший, порочный. Если он получил свое доброе здесь, то его постигает участь грешника, он подвергнется мукам, в то время как другой, которого он презирал, обретет счастье в мире ином.

Притча о богаче и Лазаре

Здесь не ставится вопрос о том, что дает право вступить на небеса. Речь идет о характерах этого мира и мира невидимого и о контрасте между их принципами. Иудей избрал этот мир — он потерял этот мир и невидимый также. Бедняк же, о котором он думал презрительно, находился на лоне Авраама. Все содержание этой притчи раскрывает ее связь с вопросом о надеждах Израиля и идею о том, что богатство являлось доказательством благоволения Бога (идею, которая, как бы она ни была ошибочна во всех случаях, даже в Израиле, достаточно понятна, если этот мир является местом благословения под управлением Бога). Тема притчи раскрыта также тем, что дано в конце ее. Несчастный богач желает, чтобы кто-либо из воскресших предупредил его братьев. Авраам говорит ему о тщетности этого средства. Для Израиля все было кончено. Бог не явил вновь своего Сына народу, который отверг Его, презрев закон и пророков. Свидетельство Его воскресения встретило то же неверие, которое отвергло Его при жизни, равно как и предшествовавших Ему пророков. Нет утешения в мире ином, если свидетельство слова, обращенного к совести, отвергнуто в этом мире. Пропасть нельзя перейти. Возвращение Господа не убедит тех, кто презрел Слово. Все это связано с судом над иудеями, который завершит это домоправление; в то время как предыдущая притча показывает, как должны поступать христиане в отношении того, что преходяще. Все проистекает из благодати, которая, в любви со стороны Бога, совершает спасение человека и, вводя небесное, упраздняет основанное на законе домоправление и его принципы.