Синопсис Д.Н. Дарби

Воскресение и его многие доказательства

Женщины приходят и видят камень отваленным, а в гробнице уже нет тела Того, кого они возлюбили. Недоумевая об этом, они видят возле себя двух ангелов, которые спрашивают, зачем они пришли искать живого среди мертвых, и напомнили ясные слова, которые Иисус сказал им в Галилее. Они уходят и рассказывают об этом всем ученикам, которые не могут поверить их словам; но Петр прибегает ко гробу, видит, что там все на месте, и удаляется, удивляясь происшедшему. Во всем этом не было веры ни словам Иисуса, ни тому, о чем говорилось в Писании. По дороге в Еммаус Господь связывает Писание с тем, что произошло с Ним, и показывает их умам, слишком долго задерживавшимся на мыслях о земном царстве, что согласно открытым в этих Писаниях намерениям Бога Христос должен был пострадать и войти в свою славу, – отверженный и небесный Христос. Он пробуждает то жадное внимание, которое сердце испытывает всякий раз, когда оно затронуто. Затем Он являет себя в преломлении хлеба – знаке Его смерти; не то чтобы это было причастие, но это особое действие связано с тем событием. Тогда их глаза открылись, а Он исчез. Это был истинный Иисус, но воскресший. Здесь Он сам изъяснил все, о чем говорилось в Писании, и явил себя в жизни с символами своей смерти. Эти двое учеников возвращаются в Иерусалим.

Господь уже являлся Симону, но об этом явлении нет никаких подробностей. Павел также упоминает это как первое явление, если говорить об апостолах (1Кор. 15,5). В то время как те двое учеников рассказывали, что с ними произошло, сам Иисус стал посреди них. Но разум их еще не был настроен на эту истину, и Его присутствие привело их в смятение. Они не могут постичь идею воскресения тела. Господь использует их смущение (вполне естественное, говоря по-человечески) для нашего благословения, давая им самые осязаемые доказательства, что это был Он, — воскресший, но Он сам, тело и душа, такой же, как и до Его смерти. Он предлагает им прикоснуться к Нему, Он ест перед их глазами[45]. Это был действительно Он сам.

Основание истинной веры

Остается важный момент, основа истинной веры: слова Христа и свидетельство Писания. Это Он явил им. Однако требовалось наличие еще двух вещей. Во-первых, им необходима была способность понимать Слово. Поэтому Он дает им разумение, чтобы они могли понимать Писания, и делает их свидетелями, которые были бы способны сказать не только: «Это так, потому что мы видели это», но также: «Это должно быть так, потому что так Бог говорит в своем Слове»; и свидетельство самого Христа исполнилось в Его воскресении.

Благодать должна быть проповедана среди всех народов

Но сейчас должна была быть проповедана благодать – в Иисусе, отверженном иудеями, закланном и воскресшем для спасения наших душ, который соделал мир и даровал жизнь согласно силе воскресения; дело, которое, будучи исполнено, очищает от греха, и прощение уже предоставлено в этом даре. Благодать должна была быть проповедана среди всех народов, иначе говоря, покаяние и прощение грешникам; начиная с этого места, с которым долготерпеливая благодать Бога все еще имела связь благодаря ходатайству Иисуса, но которое могло быть достигнуто только посредством суверенной благодати и в котором греху наибольшей тяжести предоставлялось прощение с наибольшей необходимостью, посредством свидетельства, которое, придя с небес, должно обращаться с Иерусалимом так же, как оно обращалось со всеми. Им предстояло проповедовать покаяние и прощение грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Иудей, чадо гнева, должен, как и прочие, встать на то же самое основание. Свидетельство имело более высокий источник, хотя и сказано «во-первых, иудею».

Ученики должны быть наделены силой свыше для своей миссии

Но, во-вторых, отсюда проистекала потребность в чем-то еще для совершения этой миссии, а именно потребность в силе. Они должны были пребывать в Иерусалиме, пока не облекутся силой свыше. Иисус ниспошлет им Духа Святого, обещанного Им и о котором также говорили пророки.

Восхождение Господа на небеса, характеризуемое благословением и великой радостью

В то время как Он благословляет своих учеников (при этом небеса и небесная благодать характеризуют Его взаимоотношения с ними), Иисус отдаляется от них и возносится на небо; они же возвращаются в Иерусалим с великой радостью.

Великие принципы, на которых основываются учения и доказательства воскресения

Необходимо отметить, что повествование Луки здесь в большой степени носит общий характер и содержит великие принципы, на которых основываются учения и доказательства воскресения; неверие природного сердца красочно обрисовано в наиболее простых и трогательных примерах; привязанность учеников к их собственным надеждам о царстве и трудность, с которой учение Слова овладевает их сердцами, хотя пропорционально росту их понимания их сердца открывались ему с радостью; явлена личность Иисуса воскресшего, все также являющегося человеком, тем благодатным, которого они знали; представлено учение Слова; даровано понимание Слова; дана сила Святого Духа – явлено все, что связано с истиной и вечным порядком вещей.

Вифания как точка контакта и связи между Иисусом и учениками

Тем не менее Иерусалим по-прежнему признавался в качестве первого объекта благодати на земле в согласии с домоправлениями Бога в отношении его; однако он не был, даже в качестве места, точкой контакта и связи между Иисусом и Его учениками. Он не благословляет их из Иерусалима, хотя, рассматривая действия Бога в отношении земли, они должны были оставаться здесь в ожидании дара Духа Святого; ради них самих и их взаимоотношений с Ним Он выводит их в Вифанию. Отсюда Он когда-то вышел, чтобы представить себя царем Иерусалиму. Именно здесь произошло воскресение Лазаря; именно здесь та семья, которая представляет нам характер остатка, — привязавшаяся к личности Того, кто был тогда отвергаем, но надеющаяся на лучшие времена, — принимала Иисуса самым удивительным образом. Именно сюда удалился Он, когда Его свидетельство иудеям закончилось, и именно здесь Его сердце могло успокоиться на малое время среди тех, кто посредством благодати любил Его. Именно здесь Он устанавливал связь (что касается обстоятельств) между остатком, привязавшимся к Его личности, и небесами. Отсюда Он и возносится.

Иерусалим является ничем иным, как публичной отправной точкой их служения, так как он был последней сценой Его свидетельства. Для них самих Вифания и небеса были соединены в личности Иисуса. Отсюда должно было явиться свидетельство для самого Иерусалима. Это становится более удивительным, когда мы сравниваем это с тем, что написано у Матфея. Там Он идет в Галилею – место единения с иудейским остатком, и там не упоминается вознесение, а поручение, данное ученикам, относится исключительно к народам. Это значило передать и им то, что тогда было ограничено кругом иудеев с запретом переходить эти границы.