Синопсис Д.Н. Дарби

Миссия Иоанна крестителя

Это сообщение является новым, по крайней мере, в том абсолютном и совершенном характере, который оно принимает, и в его прямом и непосредственном применении. Это не являлось иудейскими привилегиями, которые были бы получены посредством покаяния и возвращения к Господу. Господь приходил по своему обещанию. Чтобы приготовить Его путь перед Ним, Иоанн проповедовал покаяние для прощения грехов. Именно в этом они нуждались: прощение грехов для кающегося было великим делом, официальной целью миссии Иоанна.

Покаяние и прощение грехов; прощение с точки зрения оправдания и с точки зрения управления

Покаяние и прощение грехов ясным образом отсылают к ответственности человека, здесь – Израиля в его природном местоположении пред Богом; и очищая нравственно и в отношении ответственности, что касается положения человека перед Богом, приготовляют его к принятию предназначенного благословения: нравственно – в том, что он судит грехи в принципе как судит Бог, и в отношении ответственности – посредством того, что Бог прощает их все до одного. Следовательно, прощение обязательно касается и существующего положения. Существует прощение с точки зрения управления, также как прощение с точки зрения оправдания, но принцип один и тот же, и последнее является основой предыдущего. Только, когда речь идет о прощении с точки зрения управления, оно может сопровождаться некоторыми сопутствующими действиями Бога, однако грех более не вменяется, что касается существующих взаимоотношений с Богом; что касается оправдывающего прощения, то оно является вечно истинным. Оправдывающее прощение — как в Послании Римлянам, глава 4, где показан общий характер невменения путем использования Псалма 32, – основано на деле Христа и, следовательно, является абсолютным и неизменным. Грех не вменяется и никогда не может быть вменен, потому что это дело, которое удалило грех от взора Бога, совершенно и закончено; это дело — вечное, абсолютное и неизменное по своей природе – является основанием всех действий Бога в благодати по отношению к человеку. Благодать царствует через праведность. Послание Евреям, главы 9 и 10, раскрывает это в отношении совести, прихода к Богу и входа в святое святых. Так и в Послании Римлянам, главы 3-5, где этот вопрос является юридическим, делом суда, гнева и оправдания. Это является основой благословений (не целью), великой, какой она есть по своей природе, – мир с Богом и примирение. Здесь это являлось основанием всех тех благословений, которые Израиль будет иметь посредством нового завета (основанного на смерти Христа); но так как это было отвергнуто, уверовавшие войдут в лучшие и небесные благословения. В книге Исход 32,14.34 мы находим прощение с точки зрения управления, а не оправдание. В случае великого греха Давида грех был прощен, когда был признан, нечестие его удалено, но с ним было связано строгое наказание, потому что Давид дал повод врагам Господа к хулению. Божья слава в праведности должна быть сохранена перед миром (2Сам. 12,13.14).

Здесь это было предложением тогдашнего прощения Израилю, которое будет осуществлено в последние дни; и затем, когда их продолжительное отвержение будет закончено в прощении с точки зрения управления, они будут также через смерть и пролитие крови Христа, по крайней мере остаток, прощены и оправданы для обладания обетованиями под новым заветом (сравните Деян. 3,19-21).

Совесть народа пробуждена; исповедание грехов

Пророки действительно возвестили прощение при условии, что народ вернется к Сущему; но здесь прощение являлось основной темой этого воззвания. Народ как целое не смог воспользоваться этим. По крайней мере, совесть была пробуждена; и какой бы ни была гордость их вождей, народ, как только что-либо помимо религиозной рутины действовало на сердца и совесть (иначе говоря, когда говорил Бог), сразу чувствовал состояние Израиля. Они исповедуют свои грехи. У многих, возможно, это происходило только из-за их природной совести, то есть не как следствие действительно животворящей работы; но в любом случае это было вызвано свидетельством Бога.

Провозглашение Иоанна

Но Иоанн, твердо отделившись от народа и живя в стороне от человеческого общества, возвещает другого, более могущественного, чем он, чьи ремни обуви он не был достоин развязать: Он не просто будет проповедовать покаяние, признаваемое через крещение водой; Он даст Святого Духа, силу тем, кто принял Его свидетельство. Здесь рассматриваемое Евангелие быстро переходит к служению Того, кого Иоанн так провозгласил. Оно только кратко излагает то, что вводит Его в это служение.

Положение Господа в служении на земле

Господь занимает свое место среди покаявшихся из Его народа, и, подчинившись Иоаннову крещению, Он видит небеса открытыми для Него и Святого Духа, сходящего на Него подобно голубю. Отец признает Его как своего Сына на земле, в котором Его благоволение. Затем Он поведен Святым Духом в пустыню, где Он подвергается искушениям сатаны в течение сорока дней; Он – с дикими зверями, и ангелы исполняют свое служение по отношению к Нему. Здесь мы полностью видим Его положение: характер, который Господь принимает на земле, – все особенности этого положения и взаимоотношения с тем, что окружало Его, собранные в этих двух или трех стихах. Это было рассмотрено во всех деталях в Евангелии по Матфею.

Пути Господа, всегда готового служить; Его слово силы

После этого Иоанн исчезает со сцены, предоставляя место публичному служению Христа, которого он был только глашатаем; и сам Христос появляется в месте свидетельства, возвещая, что время исполнилось, что это не было теперь вопросом пророчеств или дней грядущих, что Бог собирался установить свое царство и что они должны покаяться и принять благовестие, которое в этот самый момент возвещалось им.

Наш евангелист быстро проходит[1] по каждому виду служения Христа. Представив Христа принявшим публичное служение, которое призывало людей принять благовестие как относящееся к настоящему времени (когда пришло время исполнения путей Бога), он показывает Иисуса призывающим других к исполнению того же самого труда в Его имени посредством следования за Ним. Его слово не имеет недостатка в силе своего воздействия – те, кого Он призывает, оставляют все и следуют за Ним[2]. Он входит в город, чтобы учить в субботний день. Его слово не состоит из аргументов, служащих доказательством для человеческих сомнений, но приходит с властью того, кто знает истину, которую Он возвещает, – властью, которая действительно была властью Бога, который может сообщить истину. Он говорит также как обладающий этой властью, и Он дает этому доказательства. Слово, которое таким образом представлено людям, имеет власть над бесами. Там был человек, одержимый злым духом. Злой дух, несмотря на свою сущность, свидетельствует о Том, который говорил и чье присутствие было невыносимо для него; но слово, раздражавшее его, имело власть изгнать его. Иисус возбраняет ему: повелевает ему замолчать и выйти из того человека; и злой дух, сделав очевидной реальность своего присутствия и своей злобы, затем покоряется и выходит из человека. Такова была сила слова Христа. Нет ничего неожиданного, что слава об этом деянии распространилась по всей той стране; но Господь продолжает свой путь служения туда, где появлялось дело. Он идет в дом Петра, чья теща лежала больная горячкой. Он немедленно исцеляет ее, и на исходе субботы к Нему приносили всех больных. Он, всегда готовый служить (драгоценный Господь!), исцеляет их всех.

Характер Его служения в зависимости от Его Бога и Отца

Но Господь трудился не для того, чтобы окружить себя толпой; и утром, задолго до начала дня, Он удаляется в пустыню для молитвы. Таков был характер Его служения – выработанный в тесном общении со своим Богом и Отцом и в зависимости от Него. Он идет один в уединенное место. Ученики находят Его и говорят Ему, что все ищут Его; но Его сердце пребывает в Его труде. Общее желание не возвращает Его назад. Он продолжает свой путь, чтобы совершить труд, который был вручен Ему для исполнения, – проповедать истину среди народа; потому что это являлось служением, которому Он посвятил себя.

Исцеление прокаженного; служение в силе любви

Но, как бы Он ни был предан этому служению, Его сердце не стало жестоким из-за озабоченности; Он всегда был самим собой у Бога. Бедный прокаженный приходит к Нему, зная Его силу, но неуверенный в отношении Его воли, в отношении той любви, которая владела этой силой. Эта ужасная болезнь не только приводила к изоляции самого человека, но оскверняла каждого, кто только касался страдальца. Но ничто не останавливает Иисуса в служении, к которому Его любовь влечет Его. Прокаженный был несчастным, отверженным такими же созданиями, как и он, и обществом и исключенным из дома Сущего. Но существовала сила Бога. Прокаженный должен получить заверение в благоволении, на которое его удрученное сердце не рассчитывало. Кто поможет такому несчастному как он? Он имел веру в отношении силы, которая была во Христе, но его мысли о себе скрывали от него ту меру любви, которая посетила его. Иисус протягивает свою руку и касается его.

Тот, кто занял самое низкое положение среди людей, приближается к греху и к тому, что являлось знаком греха, и рассеивает его; Человек, который в могуществе своей любви коснулся прокаженного, не будучи осквернен, являлся Богом, единственным кто мог удалить проказу, которая делала страдающего ею несчастным и отверженным.

Власть Господа, открывающая Его любовь и божественность

Господь говорит с властью, которая открывает одновременно и Его любовь и Его божественность: «Я хочу, будь очищен». «Я хочу» здесь являлось любовью, в которой прокаженный сомневался, властью Бога, единственного, кто имеет право сказать «Я ХОЧУ». За изъявлением Его воли последовал результат. Это тот случай, когда говорит Бог. И кто, кроме Сущего, мог исцелить прокаженного? Являлся ли Он Тем, кто сошел достаточно низко, чтобы коснуться этого оскверненного человека, оскверняющего всякого, кто должен был иметь с ним дело? Да, Он был тем Единственным; но это был Бог, сошедший вниз, любовь, которая достигла такого низкого места и которая, поступая таким образом, показывала свое могущество каждому, кто уповал на нее. Это была неподдающаяся осквернению чистота в силе, и которая поэтому могла служить в любви тем, кто являлся самым отвратительным, и наслаждаться, делая это. Он пришел к оскверненному человеку не для того, чтобы оскверниться от контакта, а для того чтобы удалить нечистоту. Он коснулся прокаженного в благодати, и проказа исчезла.

Он укрывается от приветственных возгласов людей и приказывает человеку, который был исцелен, пойти и показаться священникам согласно закону Моисея. Но это подчинение закону в действительности свидетельствует, что Он является Сущим, потому что только Сущий при законе суверенно очищал прокаженного. Священник был никем иным, как свидетелем того, что это произошло. Это чудо, будучи разглашено повсюду, привлекая толпу, удаляет Иисуса в пустыню.