Синопсис Д.Н. Дарби

Речь на горе Елеон: пророчество и наставление

Мы уже увидели, что отвержение свидетельства о царстве в благодати является причиной суда, который совершается над Иерусалимом и его жителями. Теперь, в главе 24, мы видим положение этого свидетельства в среде этого народа; положение язычников и то, в каком отношении они находились к этому свидетельству, представляемому учениками; затем — положение Иерусалима вследствие отвержения им Мессии и его презрения к свидетельству; и потом — всемирное ниспровержение к концу тех дней: положение вещей, которое должно закончиться появлением Сына человека и собиранием избранных Израиля от четырех ветров.

Мы должны рассмотреть этот примечательный отрывок и как пророчество, и как наставление ученикам, направляющее их в пути, которым они должны следовать среди грядущих событий.

Иисус уходит от храма, и это навсегда, – важное действие, которое, мы можем сказать, совершает суд, только что объявленный Им. Этот дом теперь пуст. Сердца учеников все еще были привязаны к нему из-за их прежней предрасположенности. Они обращают Его внимание на величественные здания, входящие в состав храма. Иисус объявляет им о его полном разрушении. Сидя отдельно с Ним на горе Елеонской, ученики спрашивают, когда это должно случиться и какие будут знаки Его пришествия и конца века. Они рассматривают вместе разрушение храма, пришествие Христа и конец века. Мы должны отметить, что концом века здесь является конец того периода, в течение которого Израиль был подчинен закону под старым заветом: период, который должен закончиться, предоставив место Мессии и новому завету. Отметим также, что темой является управление Богом землей и суды, которые будут иметь место в пришествие Христа, которые положат конец существующему веку. Ученики смешали то, что Господь сказал о разрушении храма, с этим периодом[66]. Господь трактует эту тему со своей собственной точки зрения (иначе говоря, в отношении свидетельства, которое ученики должны представлять в связи с иудейским народом во время Его отсутствия и до конца века). Он ничего не добавляет относительно разрушения Иерусалима, которое Он уже объявил. Время Его пришествия было преднамеренно скрыто. Более того, разрушение Иерусалима Титом фактически положило конец тому положению, которое имели в виду эти наставления Господа. Не существовало больше никакого различимого свидетельства среди иудеев. Когда это положение будет возобновлено, применимость этого отрывка также возобновится. После разрушения Иерусалима и до того времени вопрос стоит только о собрании.

Деление этой речи

Речь Господа делится на три части:

Общее положение учеников и мира в течение времени свидетельства – до конца стиха 14.

Период, знаменуемый тем фактом, что мерзость запустения стоит на святом месте (ст. 15).

Пришествие Господа и собрание избранных Израиля (ст. 29).

Свидетельство среди народа и среди язычников до конца века

Время свидетельства учеников характеризуется лже-христами и лжепророками среди иудеев; гонением тех, кто возвещает свидетельство, когда их предают язычникам. Но есть нечто еще более определенное, касающееся тех дней. В Израиле будут лже-христы. Будут войны, голод, эпидемии, землетрясения. Они не должны были быть обеспокоены: это еще не будет концом. Это было только началом скорбей. Это все преимущественно является внешним. Существовали другие события, которые приведут к большим скорбям и испытают учеников еще больше, – то, что более внутреннее. Учеников будут предавать, убивать, ненавидеть во всех народах. В результате многие исповедовавшие соблазнятся, они будут предавать друг друга. Восстанут лжепророки и обманут многих, и по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь – печальная картина. Но это предоставит возможность для укрепления веры, которая подверглась испытанию. Тот, кто претерпел до конца, будет спасен. Это в особенности относится к сфере свидетельства. То, что Господь говорит, не ограничивается только лишь свидетельством в Ханаане; но, так как именно отсюда свидетельство исходит, все это соединено с этой землей, как центром путей Бога. Но, в дополнение к этому, евангелие царства должно быть проповедано во всем мире для свидетельства всем народам, и тогда придет конец – конец этого века. Хотя, когда царство будет устанавливаться, небеса являются источником власти, Ханаан и Иерусалим являются его земным центром. Так что понятие царства, несмотря на распространение по всему миру, обращает наши мысли к земле Израиля. Здесь говорится именно об «этом евангелии царства»[67]; оно не является провозглашением ни единения собрания со Христом, ни искупления в его полноте, как это проповедовали и учили апостолы после вознесения, но является царством, которое должно было быть установлено на земле, как провозгласили Иоанн креститель и сам Господь. Установление всеобщей власти взошедшего на небеса Христа будет проповедано во всем мире, чтобы испытать послушание учеников и чтобы представить объект веры тем, кто имел уши, чтобы слышать.

Это общая история того, что должно произойти до наступления конца века, не затрагивающая темы того провозглашения, которое основало собрание в правильном значении этого названия. Надвигающееся разрушение Иерусалима и отказ иудеев принять евангелие были причинами того, что Бог воздвигает особое свидетельство посредством Павла, не отменяя истины о грядущем царстве. То, что следует далее, подтверждает, что такое провозглашение свидетельства о царстве будет происходить в конце и что это свидетельство достигнет всех народов прежде наступления того суда, который положит конец веку.

Великая скорбь, «время конца»

Однако будет момент, касающийся свидетельства в Израиле, когда в определенной сфере (а именно в Иерусалиме и его окрестностях) наступит особое время страданий. Говоря о мерзости, которая причиняет запустение, Господь отсылает нас к Даниилу [Дан. 12,11], чтобы мы могли понять, о чем Он говорит. Даниил (гл. 12, где говорится об этой скорби) ясно представляет нам последние дни: время, когда Михаил будет стоять за народ Даниила, то есть за иудеев, которые находятся под господством язычников, – дни, в которые будет время скорби, какой никогда не было и больше не будет, и в которые остаток будет избавлен (Дан. 12,1). В последней части предыдущей главы этого пророка это время названо «временем конца», и пророчески объявлено об уничтожении северного царя. Пророк говорит, что за 1335 дней до полного благословения (блажен имеющий участие в нем!) ежедневная жертва будет прекращена, и будет установлена мерзость, причиняющая запустение; что от этого момента пройдет 1290 дней (то есть на один месяц больше, чем 1260 дней, о которых говорится в Откровении, в течение которых женщина, убегающая от змея, питаема в пустыне; и также, чем три с половиной года в Дан. 7,25). После этого, как мы здесь находим, приходит суд и царство отдано святым.

Время и народ, к которым это пророчество относится

Таким образом, доказано, что этот отрывок (Мат. 24,15) относится к последним дням и к положению иудеев в это время. События, произошедшие с того времени как Господь говорил это, подтверждают эту мысль. Ни за 1260 дней, ни за 1260 лет после дней Тита, ни за 30 дней или лет после не произошли никакие события, которые можно было бы считать исполнением тех дней в книге Даниила. Эти периоды закончились много лет назад. Ни Израиль не был избавлен, ни Даниил не восстал для получения своего жребия в конце тех дней. Также ясно, что в этом отрывке рассматривается Иерусалим и его окрестности, потому что тем, кто находится в Иудее, дано повеление бежать в горы. Ученики, которые будут там в то время, должны будут молиться, чтобы их бегство не происходило в субботний день, – дополнительное свидетельство того, что именно иудеи являются объектом этого пророчества; но и свидетельство той нежной заботы, которую Господь проявляет о своих, думая, даже посреди этих беспримерных событий, о том, чтобы не было зимней погоды во время их бегства (ст. 16).

Речь идет об иудейском остатке, а не собрании

Помимо этого, другие обстоятельства доказывают, если необходимы дальнейшие доказательства, что рассматривается именно иудейский остаток, а не собрание. Мы знаем, что все верующие должны быть восхищены, чтобы встретить Господа на воздухе (1Фес. 4,17.14). Впоследствии они возвратятся с Ним. Но здесь будут лже-христы на земле, и народ будет говорить: «Он – там, в пустыне», «Он – здесь, в потаенных комнатах» (ст. 24-26). Но святые, которые будут восхищены и вернутся с Господом, не имеют никакого отношения к лже-христам на земле, так как они взойдут на небеса, чтобы быть с Ним там прежде Его возвращения на землю; тогда как легко объяснимо, что иудеи, которые ожидают земного избавления, будут подвергнуты таким искушениям и что они будут обольщены ими, если сам Бог не сохранит их.

Пришествие Сына человека

Данная часть пророчества относится к последним дням, последним трем с половиной годам перед судом, который внезапно будет излит в пришествие Сына человека. Господь придет внезапно, как вспышка молнии, как орел к своей жертве, к тому месту, где находится объект Его суда (ст. 27, 28). Сразу после скорби тех трех с половиной лет вся иерархическая система правления будет потрясена и полностью уничтожена. Затем явится знамение Сына человека на небе, и они увидят Сына человека, приходящего на облаках небесных с силою и великой славой. Этот стих (30) заключает в себе ответ на вторую часть вопроса учеников в стихе 3. Господь дает своим ученикам предупреждения, необходимые для того, чтобы направлять их; но мир не увидит никаких знамений, какими бы ясными они ни были для разумеющих. Но это знамение должно быть в момент явления Господа. Сияние славы Того, кого мир презрел, покажет этому миру, кем являлся пришедший; и это будет неожиданно для мира. Какой ужасный момент, когда вместо Мессии, который бы ответил их мирской гордыне, появится на небесах Христос, которого они презрели!

Затем Сын человека, пришедший и явленный таким образом, пошлет собрать всех избранных Израиля от четырех концов земли. Именно это заканчивает историю иудеев и даже Израиля (ответ на вопрос учеников) и раскрывает действия Бога в отношении свидетельства среди этого народа, который отверг его (свидетельство), возвещая время их больших страданий и суд, который будет излит посреди этой сцены в то время, когда приходит Иисус, совершая ниспровержение всех сил, больших и малых.

Значение захвата Иерусалима

Господь представляет историю свидетельства в Израиле и историю самого народа от момента своего исхода до своего возвращения; однако период времени, в течение которого там не будет ни народа, ни храма, ни города, не установлен. Это все придает значимость захвату Иерусалима. Об этом событии здесь не говорится прямо – Господь не описывает его; но захват Иерусалима кладет конец порядку вещей, к которому Его речь относится, и применение этого порядка вещей не будет возобновлено до тех пор, пока Иерусалим и иудеи не появятся вновь на сцене. Господь возвещает это вначале. Ученики подумали, что Его пришествие произойдет в то же самое время, что и разрушение Иерусалима. На вопросы, которые они задали, Он отвечает так, чтобы Его речь была полезна для них до момента захвата Иерусалима. Но как только упоминается мерзость запустения, мы переносимся в последние дни.

Ученики должны были понять знамения, которые Он дал им. Я уже сказал, что разрушение Иерусалима самим своим фактом прерывает применение Его речи. Иудейская нация была отставлена, но стих 34 имеет смысл более широкий, и которому он в большей степени соответствует. Неверующие иудеи будут находиться в таком состоянии до тех пор, пока все не исполнится. Сравните Второзаконие 32,5.20, где рассмотрен этот суд над Израилем. Бог прячет свое лицо от них до тех пор, пока Он не увидит, каким будет их конец, потому что они являются очень упрямым родом, детьми, в которых нет веры. Это и произошло. Они являются отдельной нацией до сегодняшнего дня. Этот род существует в таком же самом положении – памятник пребывающей непреложности образа действий Бога и слов Господа.

В заключение отмечу, что управление Бога, осуществляемое в отношении этого народа, прослежено до его конца. Господь приходит, и Он собирает рассеянных избранных Израиля.

Суд народов на земле соответственно их обращению с вестниками царства

Пророческое повествование продолжается в главе 25,31, которая связана с главой 24,30. И подобно тому как глава 24,31 повествует о собирании Израиля после появления Сына человека, глава 25,31 описывает Его образ действий в суде над язычниками. Он, несомненно, явится как молния в отношении отступничества, которое будет как труп в Его глазах. Но когда Он торжественно придет занять свое земное место во славе, это не промелькнет подобно молнии. Он сядет на престол своей славы, и все народы будут собраны перед Ним к Его престолу суда, и они будут судимы в соответствии с тем, как они обращались с вестниками царства, ходившими проповедовать его им. Эти вестники являются братьями (ст. 40); те, кто принял их, являются овцами; те, кто пренебрег их вестью, являются козлами. Отрывок, который начинается гл. 25,31, об отделении овец от козлов и о его результатах иллюстрирует народы, которые судимы на земле согласно тому, как они обращались с этими вестниками. Это суд над живыми, по крайней мере то, что относится к народам, – суд, с таким же финалом, как суд мертвых. Это не суд Христа в сражении, как в Откровении 19. Это заседание Его высшего суда в Его правах управления над землей, как в Откровении 20,4. Я говорю о принципе или, скорее, о характере этого суда. Я не сомневаюсь, что эти братья являются иудеями, такими как были ученики, иначе говоря, те, кто, что касается их свидетельства, будут в сходном положении. Язычники, которые приняли эту весть, будут благосклонно приняты, как если бы они обошлись подобным образом с Христом. Его Отец приготовил для них наслаждение царства; и они войдут в него, будучи еще на земле, потому что Христос сошел в силе вечной жизни[68].

Ученики Христа вне свидетельства в Израиле

Я на некоторое время опустил отрывок между главой 24,31 и главой 25,31, так как концовка последней завершает все, что относится к управлению и суду на земле. Однако есть еще группа лиц, чья история, с ее значительными нравственными особенностями, представлена между стихами, которые были только что упомянуты.

Это ученики Христа вне свидетельства, совершаемого среди Израиля, которым Он вверил свое служение и положение, связанное с Ним самим, во время Его отсутствия. Это положение и это служение связаны с самим Христом, а не с Израилем, где бы это служение ни совершалось.

Разделяющий суд в последние дни в среде домашних Господа

Тем не менее прежде чем мы перейдем к этому, есть несколько стихов, о которых я еще не говорил, которые более применимы к положению вещей в Израиле как предостережение ученикам, находящимся там, и описывают суд, имеющий отличительные признаки, который происходит среди иудеев в последние дни. Я говорю о них здесь, потому что вся эта часть беседы – а именно от главы 24,31 до главы 25,31 – является увещанием Господа, обращенным к ученикам по вопросу их обязанностей во время Его отсутствия. Я имею в виду главу 24,32-44. Эти стихи говорят о непрестанном ожидании, которое вменяется в обязанность ученикам в связи с их незнанием того момента, когда должен прийти Сын человека, в котором ученики преднамеренно оставлены (и суд является земным судом); в то время как со стиха 45 Господь обращается более прямо, и в то же время в более общей манере, к их поведению во время Его отсутствия, не в связи с Израилем, но в связи с Его собственными – Его домашними. Он дал им задание давать им необходимую пищу вовремя. Это ответственность служения в собрании.

Коллективная ответственность в служении

Важно отметить, что в первой притче положение собрания рассматривается в целом, притчи о девах и о талантах показывают индивидуальную ответственность. Поэтому неверный слуга рассечен, и его участь – с лицемерами. Положение ответственного собрания зависело от того, ждали ли они Христа, или их сердце говорило, что Он задерживается. Объявляется суд их верности в течение этого периода, — суд, который состоится при Его возвращении. В тот день верность будет одобрена. С другой стороны, тот факт, что на практике забудут о Его пришествии, приведет к распущенности и тирании. Не что-то умственное подразумевается в словах: «Злой раб говорит в своем сердце: "Мой господин задерживается"»; это касается его воли. В результате плотская воля выявила себя. Это более не являлось преданным служением Его домашним, с сердцем сосредоточенным на утверждении Господа о Его возвращении, но мирское в поведении и присвоение деспотической власти, к которому приводило вверенное ему служение. Он ест и пьет с пьяницами, он соединяется с миром и участвует в его путях, он своевольно бьет своих слуг-товарищей. Таковы, обдуманные в сердце, последствия того, что откладывается возвращение Господа во время Его отсутствия, и того, что собрание твердо обосновалось здесь на земле; вместо верного служения – мирской нрав и тирания. Не слишком ли верна эта картина?

Награда за служение в собрании

Что же происходит с теми, кто занимал место служения в доме Бога? С одной стороны, последовательность следующая: верный слуга, который из любви и преданности к своему Господину заботился о благосостоянии Его домашних, по возвращении своего Господина будет сделан управителем над всем Его имением; те, кто был верным в служении этого дома, будут поставлены Господом над всем, когда Он принимает власть и действует как Царь. Отец отдал все в руки Иисуса. Те, кто в смирении был верным в служении Господу во время Его отсутствия, будет сделан управителем над всем тем, что вверено Ему, то есть вообще над всем – это является не чем иным, как «имением» Иисуса. С другой стороны, тот, кто во время отсутствия Господа возвысил себя как господин и следовал духу плоти и мира, с которым он соединился, не просто разделит участь мира — его Господин придет совершенно неожиданно, и он примет наказание лицемеров. Какой урок тем, кто захватывает место служения в собрании! Отметьте: не сказано, что он сам пьяница, но что он ест и пьет с пьяницами. Он вступил в союз с миром и следует его обычаям. Кроме того, каким бы злым ни являлось сердце злого слуги, таков повсеместный вид, который примет царство в тот день. Жених действительно замедлит, и это будет способствовать проявлению последствий, которые можно ожидать от человеческого сердца. Но цель, как мы затем находим, – сделать явными тех, кто в действительности имеет[69] благодать Христа, и тех, кто ее не имеет.