Синопсис Д.Н. Дарби

Сила евангелия

Благовествование в Филиппах столкнулось с нечестной наживой, возможность для которой предоставлял сатана, в Афинах — с ожесточением и нравственным безразличием знаний, которые льстили человеческому тщеславию, в Фессалониках — с нападками иудейской зависти. Благовествование продолжает свой путь, одерживая победу над одной из этих враждебных склонностей и уступая действию другой; и, после того как ученым афинянам было раскрыто все, насколько позволяло их состояние, оно покидает их и находит среди роскоши и развращенных нравов богатого города Коринфа множество людей для введения их в собрание. Таковы пути Бога и упражнения его преданного слуги, ведомого Святым Духом.

Позволим себе заметить, что эта сила, которая ищет язычников, никогда не теряет из вида благоволение Бога к Его избранному народу, — благоволение, искавшее их до тех пор, пока они не отвергли его.

Помощь апостолу; апостол, ведомый Богом, действует смело и решительно; обращение к язычникам

В Фессалониках Павел дважды получает помощь из Филипп; в Коринфе же, где была обширная торговля и изобилие денег, он не принимает помощь, но тихо трудится с двумя из своих соотечественников, у которых была та же профессия, что и у него. Он снова начинает с иудеев, которые противятся его учению и богохульствуют. Апостол следует своим путем со смелостью и решительностью человека истинно ведомого Богом, следует спокойно и рассудительно – так, чтобы не отклониться в сторону. Он отрясает свои одежды в знак того, что он чист от их крови, и объявляет, что сейчас он обращается к язычникам согласно Ис. 49, принимая это пророчество как повеление Бога.

Труд Павла в Коринфе; его желание идти в Иерусалим

В Коринфе Бог имеет «много людей». Поэтому Он использует безразличие неверия Галлиона, чтобы разрушить планы и злые умыслы иудеев, завидующих, как обычно, религии, которая затмила их значимость, какой бы ни была благодать, направленная к ним. Павел, потрудившись в Коринфе продолжительное время, в мире отправляется в путь. Его друзья из иудеев, Прискилла и Акила, идут с ним. Он отправляется в Иерусалим. Он также находится под обетом. Противостояние иудеев не умаляет его привязанности к его народу — его преданности в проповеди евангелия им в первую очередь — в признании всего, что принадлежит им в благодати пред Богом. Он даже подчиняется иудейским постановлениям. Возможно, на него некоторое влияние оказала привычка, которая была не от Духа; но, как бы то ни было, у него, согласно Духу, не было мысли не признавать то, что терпеливая благодать Бога даровала народу. Он обращается к иудеям в Ефесе. Они расположены слушать его, но он желает праздник провести в Иерусалиме. В этом он со своими празднествами и обетами все еще иудей. Несомненно, Дух изложил нам эти обстоятельства, чтобы дать истинную и полную картину отношений, существующих между иудейской системой и той, которой Павел являлся служителем, — как степень свободы от влияния одной, так и силу, которая устанавливала другую. Первая, которая связана с плотью, часто в определенной степени сохраняет свое влияние там, где имеется в очень высокой степени сила, создающая другую систему, являющуюся духовной. Свобода, снисходящая до предрассудков и привычек, не то же самое, что самому быть в зависимости от этих предрассудков. По нашей немощи эти две вещи смешиваются, но в действительности они противоположны друг другу. Признавать то, что признает Бог, даже когда система потеряла реальную силу и ценность, если мы призваны действовать, будучи в связи с этой системой, когда она не представляет собой ничего, кроме суеверия и слабости, — это совершенно отлично от того, чтобы отдаться в рабство суеверию и слабости. Первое является действием Духа, последнее — действием плоти. Увы! В нас часто одно перемешивается с другим. Милосердие становится слабостью, лишая свидетельство твердости.

Павел как иудей

Павел отправляется в путешествие, поднимается в Иерусалим, приветствует собрание, спускается в Антиохию, и вновь посещает первые образованные им собрания, объединяя, таким образом, весь свой труд, Антиохию и Иерусалим. Насколько его прежние привычки оказывают на него влияние в его образе действий, я предоставлю судить читателю. Он был иудеем. Святой Дух позволит нам увидеть, что Павел был, насколько это возможно, далек от какого-либо презрения к древнему народу Бога, для которого божественная благосклонность никогда не изменится. Это чувство было, без сомнения, правильным. Слово показывает нам в другом месте, что он переходил границы Духа и духовности из-за этого чувства. Слово дает нам здесь только сами факты. Возможно, у него были какие-то личные причины, обоснованные тем положением, в котором он находился. Можно оказаться в обстоятельствах, противоречащих свободе Духа, которые тем не менее, когда мы в них находимся, имеют некоторые права на нас или же оказывают влияние, которое непременно ослабляет в душе силу этой свободы. Мы могли поступить неправильно, поместив себя в эти обстоятельства, но когда мы в них находимся, мы испытываем их влияние, они предъявляют нам свои требования. Человек, призванный служить Богу, ушедший из дома отца, ходит в свободе Духа. В то время как с его отцом не произошло никаких перемен, он приходит в отчий дом: права его отца восстанавливаются — где же его свобода? Или человек, обладающий намного более ясным духовным разумением, находится среди друзей, которые духовно значительно ниже его; ему почти невозможно сохранить духовное суждение. Как бы то ни было, здесь связь добровольно установлена со стороны того, кто занимал положение свободы и благодати, с христианами Иерусалима, которые оставались на прежнем уровне своих предрассудков и требовали терпения и снисхождения того, кто был сосудом и свидетелем свободы Духа Бога.

Это, в дополнение к его труду в Ефесе, образует круг активной работы апостола по благовествованию, чтобы показать нам в нем пути Духа по отношению к людям.

Аполлос просвещен Акилой и Прискиллой

Со стиха 24 главы 18 по стих 7 главы 19 мы находим своего рода краткое описание успеха, достигнутого учением Христа, и силы, сопутствующей ему. Аполлос знал только учение Иоанна, но, честный сердцем, он публично исповедовал и проповедовал то, что он знал. То была вера возрожденной души. Акила и Прискилла полностью просветили его относительно фактов евангелия и учения об умершем и прославленном Христе. В Коринфе он становится сильным учителем евангелия, проповедуя о Господе среди иудеев, утверждая таким образом веру в учениках. Сила Святого Духа проявляется в нем без какого-либо вмешательства апостола или двенадцати. Он действует независимо, то есть Дух действует независимо в нем. Люди могли сказать: «Я Аполлосов». Интересно видеть эти различные проявления силы и свободы Святого Духа и помнить, что Господь превыше всего и то, что если Он могущественно действует через Павла, то Он действует также в том, в ком Он захочет.

В Ефесе: Иоанново крещение и христианство

С другой стороны, в том, что следует за этим, мы находим развитие божественного откровения в соединении с апостольской силой Павла, отчетливо выраженной посредством его способности передавать Святого Духа. Двенадцать человек уверовали, но они не получили никакого другого наставления, кроме Иоаннового, – их крещение было связано с этим наставлением. Они ожидали прихода Христа, а также Святого Духа, которого Он пошлет. Крещение Иоанна требовало покаяния, но никоим образом не выходило за рамки иудаизма, хотя оно открывало перспективу чего-то другого, согласно суверенитету Бога и вследствие прихода Христа. Но оно являлось крещением к покаянию для человека на земле, а не к смерти и воскресению Христа. Благодать действовала в остатке, которому Иисус был общником [cотоварищем] на земле. Сейчас христианство (так как грех человека полностью проявил себя) основывается на смерти и воскресении, во-первых, Христа (через что совершено искупление), а затем на нашей смерти и воскресении с Ним, чтобы поместить нас в Нем и подобных Ему самому перед Богом в безгрешной жизни, — в жизни, источником которой является Его жизнь, и омытых Его кровью от всех наших грехов. Крещение Иоанна в действительности учило только покаянию здесь на земле, чтобы принять Христа; христианство же учит действенности смерти и воскресения отвергнутого Христа, в силе чего будет принят Святой Дух, Утешитель, сошедший с небес.