Синопсис Д.Н. Дарби

Свобода Христа и ярмо закона

Именно в этой свободе, свободе Христа, на которую указывают свободная женщина и вышний Иерусалим, они должны были твердо стоять и не ставить себя вновь под ярмо закона. Если они становились на это основание, то делались ответственными лично исполнить закон, закон во всей его полноте, и Христос был бесполезен им. Они не могли опираться на дело Христа касательно праведности и далее брать на себя ответственность осуществлять самим праведность по закону. Эти две вещи противоречат друг другу. Из этого следует также, что они больше не будут находиться под благодатью. Они отвергли благодать, чтобы удовлетворить требованиям закона. Это не является положением христианина.

Положение христианина

Положение христианина состоит в следующем. Он не ищет праведности перед Богом, как человек, который не имеет ее, он — праведность Бога во Христе, и сам Христос является мерой этой праведности. Святой Дух обитает в нем. Вера опирается на эту праведность, так же как Бог опирается на нее, и эта вера поддерживается Святым Духом, который направляет сердце, утвержденное в этой праведности, к славе, которая является ее воздаянием, — воздаянием, которым уже обладает Христос, так что мы знаем, чего заслуживает эта праведность. Христос пребывает в славе благодаря праведности, благодаря делу, которое Он совершил. Мы знаем эту праведность в силу того, что Он сделал, потому что Бог признал Его дело и посадил Его одесную себя в вышних. Слава, в которой Он пребывает, является справедливым вознаграждением этой праведности, так же как она является ее доказательством. Дух открывает эту славу и для нас отметил печатью эту праведность, на которой основывается вера. И апостол выражает это следующим образом: «А мы через Духа ожидаем надежды (т. е. желанной славы) праведности посредством веры» [так в греч. тексте и в англ. переводе звучит Гал. 5,5]. Для нас это — посредством веры, так как мы еще не обладаем тем, на что мы надеемся: не обладаем славой, которая причитается той праведности, которая принадлежит нам. Христос обладает ею, так что мы знаем, на что мы надеемся. Именно посредством Духа мы знаем эту славу, и посредством Него мы имеем уверенность в праведности, которая дает нам право обладать ею. Мы ожидаем не праведности, но посредством Духа в вере ожидаем надежды, которая соответствует ей. И это посредством веры, так как во Христе не приносит пользы ни обрезание, ни необрезание, а лишь вера, действующая любовью. Это должно быть реальным в нравственном отношении.

Беспокойство апостола о заблуждении галат; под грозой слава Христа; его упование на благодать Христа

Сердце апостола было угнетено мыслью о том, чтò они отвергали, и о вреде, который приносило учение иудаистов. Эта мысль переполняет его, и он прерывает свое доказательство, говоря: «Вы хорошо бежали: кто воспрепятствовал вам, чтобы вы не покорялись истине?» Быть так легко убежденными этим иудаистским учением, которое представляло собой не что иное, как смертоносное заблуждение, — не являлось делом Того, кто их призвал. Насколько разительно это отличается от того, как они посредством благодати стали христианами. «Малая закваска портит целое».

Тем не менее апостол вновь обретает свою уверенность, взирая вверх. Опираясь на благодать, которая есть во Христе по отношению к тем, кто принадлежит Ему, он может обрести уверенность относительно галат. Когда он думал о них, он сомневался [4,20]; думая о Христе, он имел уверенность, что они не будут мыслить иначе. Таким образом, когда галаты будут освобождены от зла посредством благодати, как и в случае, имевшем нравственный характер, у коринфян, Павел был готов наказать всякое непослушание, если все, кто научен послушанию полностью буду возвращены к послушанию. Так и здесь, где речь шла об учении, всякое сердце, которое было восприимчиво к влиянию истины, должно быть возвращено к силе истины Христа; а те, кто активно действовал во зле, смущая галат лжеучением, чья воля была направлена на то, чтобы распространять заблуждение, понесут наказание за это. Прекрасно видеть это беспокойство апостола, когда он думает о людях, — беспокойство, которое было, впрочем, плодом его любви к галатам, — и уверенность, которую он обретает вновь, как только он возносит свою душу к Господу. Но его отрывистый стиль, незаконченные и несвязанные фразы показывают, каким глубоко заинтересованным было его сердце. Заблуждение, отделяющее душу от Христа, было для него более ужасным, чем упомянутые плоды практической безнравственности. Мы не находим таких признаков волнения в Посланиях Коринфянам, здесь была поставлена под вопрос основа всего. В случае с галатами, с одной стороны, под угрозой находилась слава Христа Спасителя — единственное, что могло приводить душу в связь с Богом; и с другой стороны, это являлось целенаправленным действием сатаны, чтобы ниспровергнуть евангелие Христа, необходимое для спасения людей.

Дух иудаизма как великое орудие сатаны в сопротивлении евангелию

Здесь, внезапно прерываясь, он добавляет: «За что же гонят меня, братия, если я и теперь проповедую обрезание?» И действительно, можно увидеть, что обычно иудеи были зачинщиками гонений, которые приходилось претерпевать апостолу со стороны язычников. Дух иудаизма, религиозный дух природного человека, во все времена был важным орудием сатаны в его противостоянии евангелию. Если бы Христос дал свое одобрение плоти, то мир дошел бы до предела и был бы религиозен, насколько это возможно, и гордился бы ее преданностью. Но в этом случае, это не был бы истинный Христос. Пришел Христос — свидетельство того, что природный человек потерян, зол, безнадежен, мертв в своих преступлениях и грехах, что необходимо искупление и новый человек. Он пришел в благодати, но это произошло из-за того, что человек был неспособен вернуться в прежнее состояние, и, следовательно, все должно являться чистой благодатью и исходить от Бога. Если бы Христос пожелал иметь какое-либо дело с ветхим человеком, все было бы хорошо, но, я повторяю, Он больше не был бы Христом. Поэтому мир, ветхий человек не терпят Его. Но у человека есть совесть, есть ощущение нужды в религии, есть авторитет древней религии, которой придерживаются от отцов, возможно и истинной в своих первоначальных основах, но извращенной. Также князь мира сего будет использовать плотскую религию, чтобы возбудить плоть, готового врага (стоит лишь ей пробудиться) духовной религии, которая выносит ей приговор.

Добавление чего-то к Христу или необходимое и завершенное искупление

Здесь идет речь о том, чтобы только добавить что-то к Христу. Но что? Если это не Христос и не новый человек, то это ветхий человек, это грешный человек; и вместо необходимого и совершенного искупления и вместо полностью новой жизни свыше нам дают свидетельство, что можно достичь согласия между этими ветхим и новым человеком, что благодать не является необходимой, разве что только как небольшая помощь; что человек не является более потерянным и мертвым в своих преступлениях и грехах, что плоть не является абсолютно и по самой своей сути злой. Таким образом, имя Христа отдано в услужение плоти, которая охотно украшает себя репутацией Его имени, чтобы разрушить евангелие в самом его основании. Только проповедуйте обрезание, примите религию плоти, и прекратятся все трудности; мир примет ваше евангелие, но это будет не евангелие Христа. Сам по себе крест (то есть полная гибель человека — человек полностью выявил себя врагом Бога) и совершенно законченное искупление через благодать, всегда будут камнем преткновения для того, кто желает поддерживать хорошую репутацию плоти. «Да будут, — говорит апостол, ибо видит, что все евангелие разрушается от этой уловки врага, и души погублены, — да будут отсечены беспокоящие вас!» Что же мы увидели со времени написания послания? Где теперь святое негодование, которое мы видим у апостола?

Практические последствия религии плоти в контрасте с совершенной благодатью Бога и достойным хождением

Затем он касается практических последствий этого учения и объясняет, как учение совершенной благодати было связано, без закона, с хождением, достойным народа Бога. Апостол говорит, что они были призваны к свободе — только не используйте вашу свободу как повод для плоти, что плоть охотно бы сделала. Бог дал закон для того, чтобы обличить грех; плоть хочет использовать его, чтобы произвести праведность. Бог действует в благодати, чтобы мы могли быть над грехом и вне его власти; плоть хочет использовать благодать как повод, чтобы грешить без ограничений. Христианин, действительно свободный от ярма греха, так же как и от его осуждения (ибо Христос воскресший является его жизнью, так же как и его праведностью, а Дух является силой и водителем его хождения, направленного к славе и совершаемого согласно Христу), вместо того чтобы служить своим похотям, стремится служить другим, будучи свободным делать это в любви. Таким образом, сам закон исполняется без нашего пребывания под его ярмом, потому что весь закон в практическом отношении заключается в этой фразе: «Люби ближнего твоего, как самого себя».

Хождение в Духе, который является силой христианина; дела плоти и плод Духа

И если, уступая плоти и нападая на тех, кто не был обрезан, галаты пожирали друг друга, то они должны были беречься, как бы они не истребили друг друга. Но апостол хотел бы дать более позитивное наставление. «Я говорю, — продолжает он, возобновляя прерванную тему, — ходите в Духе, и вы не будете исполнять вожделений плоти». Поместив себя под закон, не обретешь силу против греха. Именно Дух (данный благодаря тому, что Христос, наша праведность, взошел по правую руку Бога) является силой христианина. И две силы, плоть и Дух, являются противоборствующими. Плоть стремится помешать нам, когда мы хотим поступать по Духу, а Дух сопротивляется действию плоти, чтобы воспрепятствовать ей исполнить ее волю[5]. Но если мы водимы Духом, то мы не под законом. Святость, истинная святость, осуществлена без закона, так же как праведность не основывается на нем. И не представляет сложности провести различие между тем, что от плоти и что от Духа; апостол перечисляет печальные плоды плоти, добавляя бесспорное свидетельство, что те, кто совершает подобные вещи, не унаследуют царства Бога. Плоды Духа точно так же являются очевидными в своем характере, и несомненно против таковых нет никакого закона. Если мы ходим по Духу, закон не найдет в нас ничего для осуждения. И те, кто Христовы, распяли плоть и ее похоти. Это то, чем они являются, как христиане; это то, что их отличает. Если эти галаты действительно жили, то это было посредством Духа — тогда они должны ходить посредством Духа.