Синопсис Д.Н. Дарби

Особое место послания и его обзор

Послание Римлянам по справедливости помещено первым из всех посланий как закладывающее в упорядоченном виде основы отношений человека с Богом; оно согласовывает в то же время эту всеобщую истину о положении человека, во-первых, в ответственности и, во-вторых, в благодати с особыми обетованиями, данными иудеям. Также оно устанавливает важные принципы христианской практики: нравственности, не человеческой, а той нравственности, которая является плодом света, данного христианству, и откровений, которые оно привнесло. Важно заметить, что в этом послании христианин всегда рассматривается находящимся в этом мире. Он оправдан и имеет жизнь во Христе, но он здесь на земле, и не рассматривается как воскресший с Ним.

Структура, деление и содержание послания

Структура послания, я полагаю, такова: после нескольких вводных стихов, раскрывающих тему, некоторые из которых имеют большую важность, предоставляя ключ ко всему учению послания и к действительному положению человека по отношению к Богу (гл. 1,1-17), апостол (до 20-го стиха 3-ей главы[1]) показывает, что человек является совершенно испорченным и потерянным при любых условиях, в которых он находится. Без закона это было необузданным грехом; с философией это было осуждением зла и в то же время человек совершал его; под законом это было нарушением закона, при этом человек похвалялся тем, что обладает им, и бесчестил имя Того, с чьей славой обладающие им были, так сказать, отождествлены, когда получили от Него закон как Его народ. С гл. 3,21 до конца гл. 8 мы находим средство, ясно изложенное в двух частях. Начиная с гл. 3,21 и до конца главы в общих чертах показано, что кровь Христа через веру является ответом на все грехи, которые апостол описал перед этим; затем в гл. 4 представлено воскресение — печать на деле Христа и свидетельство его действенности для нашего оправдания. Все это согласно полноте благодати, раскрытой в гл. 5,1-11, удовлетворяет ответственности потомка Адама, которую закон лишь усугубил. Но в гл. 8 все это показано как находящееся во Христе, пребывающем на небесах; тот, кто имел часть в этом (то есть всякий верующий), помещен в новое положение перед Богом во Христе, и ему таким образом дана Христом свобода и жизнь — свобода, в которой Христос сам пребывал, и жизнь, которой Он сам жил. И именно это последнее неразрывно связывает оправдание и святость в жизни.

Но есть связанный с этим другой вопрос, который дает повод отметить более важное разделение тем послания. Начиная с гл. 3,21 и до конца гл. 5,11 апостол рассматривает тему наших грехов — личная вина удовлетворена кровью Христа, который (в гл. 4) был предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего. Но с гл. 5,12 вопрос греха рассматривается не с точки зрения будущего суда, а с точки зрения освобождения от настоящего состояния[2]. Первое заканчивается благословениями Рим. 5,1-11, второе – благословениями Рим. 8.

В главах 9-11 апостол согласовывает эти истины одного спасения, общего для всех верующих без различия, с обетованиями, данными иудеям, раскрывая чудесную мудрость Бога и то, как все это было предсказано и открыто в Слове.

Затем начиная с гл. 12 и далее Павел разъясняет практический христианский дух. В этой последней части он упоминает собрание как тело. Иными словами, представлен в общем смысле человек перед Богом праведности и дело Христа, которое его индивидуально помещает там (перед Богом) в мире [т. е. примиренным]. По той же причине в Послании Римлянам практически не говорится о вознесении, за исключением одного места в гл. 8, где оно упомянуто, чтобы сказать о ходатайстве. В послании рассматриваются смерть, а также воскресение Христа как основа для нового положения человека перед Богом[3].

Послание как откровение Бога в личности Христа: пробуждение нужды человека и привнесение того, что отвечает на нее

Давайте теперь рассмотрим ход мыслей, представленных Святым Духом в этом послании. Мы находим в нем ответ на важный вопрос Иова, недовольного тем, что он оказался в безнадежном положении пред лицом суда Бога. «Правда! знаю, что так; но как оправдается человек пред Богом?» (Иов. 9,2). Тем не менее этот вопрос, а именно, где можно обрести праведность, не является первой мыслью, представленной апостолом: это нужда человека, но евангелие приходит в первую очередь, открывая и привнося Христа. Оно приносит в своих руках благодать и Иисуса, оно говорит о Боге в любви. Это пробуждает ощущение нужды[4], принося то, что удовлетворяет ее; и дает это в достатке по благодати, которая представляет нам всю полноту любви Бога во Христе. Оно является откровением Бога в личности Христа. Оно ставит человека на его место перед Богом в присутствие Того, кто открыт, — человека такого, каков он есть сам по себе, и такого, каков он есть в благодати, во Христе. И все обетования находят свое исполнение в личности Того, кто открыт. Но важно заметить, что евангелие начинается с личности Христа, а не с прощения или праведности, хотя эта сторона полностью раскрывается ниже, со стиха 17.