Синопсис Д.Н. Дарби

Общие принципы Божьего управления; страдания ради праведности в связи с Божьими управлением и судом

С начала этой главы и до конца стиха 7 апостол продолжает рассматривать общие принципы управления Бога, увещевая христианина поступать согласно принципам самого Христа, что заставит его избегать хождения, осуждаемого этим управлением; в то же время христианин ожидает, когда мир будет осужден Христом, которому он служит. Прославленный Христос, как мы увидели в конце предыдущей главы, готов судить, и те, кто был раздражен на христиан и направляем своими страстями, не заботясь о грядущем суде, должны будут дать отчет тому Судье, которого они не захотели признать Спасителем.

Здесь следует заметить, что страдания, о которых здесь идет речь, это страдания ради праведности (гл. 2,19; 3,17) в связи с управлением и судом Бога. Принцип был следующим: христиане принимали Спасителя и следовали за Ним, отвергнутым миром и своим народом; они шли по Его святым следам в праведности, как пришельцы и странники, удаляясь от растления, царящего в этом мире. Ходя в мире и следуя за добром, они до некоторой степени избегали нападок других; и очи Того, кто с высоты обозревал все, покоились на праведных. Тем не менее в отношениях повседневной жизни (1Пет. 2,18) и в своих взаимоотношениях с людьми им, возможно, приходилось страдать и сносить ужасную несправедливость. Время же суда Бога еще не настало. Христос был на небесах, Он был отвержен на земле, и удел христиан был в том, чтобы следовать за Ним. Время явления управления Бога будет в период суда, который должен совершить Христос. Между тем Его хождение на земле снабдило образцом того, что одобряет Бог суда (гл. 2,21-23; 4,1 и последующие стихи).

Они должны были делать добро, страдать за него и быть терпеливыми. Именно это благоугодно Богу, именно это делал Христос. Лучше, если Бог считал это необходимым, пострадать за добрые дела, чем за злые. Христос (гл. 2,24) понес наши грехи, пострадал за наши грехи, Праведный за неправедных, для того чтобы мы, будучи мертвы для грехов, жили для праведности и чтобы привести нас к самому Богу. Христос сейчас на небесах, Он готов судить. Когда придет время суда, принципы управления Бога будут явлены и восторжествуют.

Смерть Христа применена к практической смерти для грехов, в контрасте с жизнью язычников

Начало главы 4 требует некоторых более подробных замечаний. Смерть Христа здесь применена к практической смерти для грехов — состояние, которое противопоставлено жизни язычников.

Христос на кресте (Петр ссылается на стих 18 предыдущей главы) пострадал во плоти за нас. Он умер фактически, что касается Его человеческой жизни. Мы должны вооружиться теми же самыми мыслями и не допускать никакой деятельности жизни или страстей, исходящих из воли ветхого человека, но страдать, что касается плоти, никогда не уступая ее воле. Грех — это действие в нас воли плоти, воли человека как живущего в этом мире. Когда эта воля действует, там принцип греха, ибо мы должны подчиняться. Воля Бога должна быть источником нашей нравственной жизни, и тем более по причине того, что мы сейчас имеем познание добра и зла, — познание того, что в нас есть воля плоти, непокорная Богу: либо воля Бога будет единственным мотивом наших действий, либо мы будем действовать по плоти, ибо последняя всегда присутствует в нас.

Смерть для Христа была предпочтительнее, чем непослушание

Христос пришел, чтобы быть послушным; для Него было лучше умереть, вынести все страдания, чем проявить непослушание. Он, таким образом, умер для греха, который никогда, даже на мгновение, не нашел входа в Его сердце. Для Него, искушенного до крайней степени, предпочтительнее было умереть, чем допустить непослушание, даже когда смерть имела характер гнева по отношению к греху и характер суда. Какой бы ни была горькой эта чаша, Он был готов скорее испить ее, чем не исполнить во всем совершенстве волю своего Отца и не прославить Его. Когда Он был испытываем до крайней степени, оставаясь совершенным, искушение, которое атаковало Его всегда извне и старалось войти в Него (ибо внутри Его не было его), все время удерживалось снаружи; оно ни разу не проникло в Него и не нашло никакого отклика Его воли, обнаруживая лишь послушание или совершенство божественных мыслей в человеке; и посредством смерти, посредством страданий во плоти, Он покончил со всем этим, покончил с грехом навсегда и навсегда вошел в покой, будучи испытан до предела и искушен во всем подобно нам[5], что касается испытания веры, этого сражения духовной жизни.

Воля плоти бездействует, когда мы соглашаемся страдать

С нами в нашей повседневной жизни, происходит то же самое. Если я страдаю во плоти, то воля плоти, конечно же, бездействует; и плоть, поскольку я страдаю, практически мертва — я уже не имею ничего общего с грехами[6]. Таким образом, мы свободны от греха [Рим. 6,18.22], покончили с ним и обрели покой. Если мы соглашаемся со страданием, наша воля не действует, там по факту нет греха, потому что страдания — это не своеволие, это благодать, действующая в соответствии с образом и мыслями Христа в новом человеке; а мы освободились от действия ветхого человека. Он не действует, мы успокоились от него, мы покончили с ним, чтобы более не жить оставшуюся нам на земле жизнь во плоти по нашим человеческим похотям, но — по воле Бога, которой следует новый человек.

Довольно того, что мы потратили прошедшее время нашей жизни, исполняя волю язычников (Петр все еще обращается к христианам из обрезанных) и предаваясь излишествам, которые для них привычны, и они удивляются в то же время тому, что христиане отказываются поступать подобно им, и злословят их за это. Но им придется держать ответ перед Тем, кто готов судить живых и мертвых.

Суд над живыми и над теми, кто умер

Для иудеев привычно слышать о суде над живыми, ибо они являлись центром управления Бога на земле. Суд над мертвыми, с которым мы более знакомы, практически не был им открыт. Тем не менее они подлежали этому суду, ибо именно с этой целью им были даны обетования Бога, при их жизни, для того чтобы они либо могли жить согласно Богу в духе, либо подвергнуться суду как люди, ответственные за то, что сделали во плоти. Ибо тот или другой из этих результатов должен быть произведен в каждом из слышавших обетования. Таким образом, что касается иудеев, суд над мертвыми должен иметь место в связи с обетованиями, данными им прежде. Ибо это свидетельство Бога помещало всех слышавших его под ответственность, так что они должны быть судимы как люди, которые должны дать отчет Богу за свое поведение во плоти, если только они не выйдут из этого положения жизни во плоти посредством оживления силою слова, обращенного к ним, примененного энергией Духа, так что они избавлялись от плоти через духовную жизнь, которую они получили.

Конец всего близок

Итак, конец всего был близок. Апостол, говоря о великом принципе ответственности в связи со свидетельством Бога, привлекает внимание верующих к торжественной мысли о конце всего, на что опиралась плоть. Этот конец приближался.

Заметьте, что здесь Петр говорит не о пришествии Господа, чтобы взять своих, и не о Его явлении с ними, но о том моменте торжественного утверждения путей Бога, когда исчезнет всякое убежище для плоти и все мысли человеческие погибнут навеки.

Разрушение Иерусалима; его последствия и уроки

Что касается отношений Бога с миром в управлении, то разрушение Иерусалима, хотя это еще не было «концом», имело огромное значение, потому что оно уничтожило сам центр этого управления на земле, в котором должен был воцариться Мессия и еще воцарится.

Бог следит за всем, заботится о своих, считает волосы на их головах, всем содействует к их высшему благу, но это все делается посреди мира, который Он больше не признает. Ибо не только земное и непосредственное управление Бога было прервано, что имело место в дни Навуходоносора и в некотором смысле в дни Саула; но Мессия, который должен был царствовать в нем, был отвергнут и занял небесное место в воскресении, что и составляет тему данного послания.

Разрушение Иерусалима (которое должно было произойти в те дни) являлось окончательной отменой даже следов этого управления до пришествия Господа. Отношения земного народа с Богом, основанные на ответственности человека, были завершены. Взамен прежнему пришло общее управление Бога, управление, которое в принципе всегда оставалось тем же, но которое, поскольку Иисус пострадал на земле, все еще допускало, что Его члены будут страдать здесь на земле. И пока не придет время суда, злые будут гнать праведных и праведные должны иметь терпение. Что касалось этого народа, то эти отношения существовали лишь до разрушения Иерусалима; упования неверующих иудеев как народа были в судебном порядке ниспровергнуты. Апостол говорит здесь в общей манере и с учетом результата торжественной истины о конце всего, ибо Христос все еще «готов судить», и если имеет место промедление, то это потому, что Бог не желает смерти грешника [Иез. 18,23], и потому что Он продлевает время благодати.

Ввиду этого конца всего того, что видимо, мы должны быть благоразумными и бодрствовать, чтобы молиться. Итак, мы должны иметь сердце таким образом упражняющееся перед Богом, который неизменен, который непреходящ и который хранит нас во всех трудностях и искушениях этой преходящей сцены до дня избавления, который приближается. Вместо того чтобы позволять себе увлекаться настоящими и видимыми вещами, мы должны обуздать наше «я» и нашу волю и общаться с Богом.

Внутреннее положение христиан; следование самому Христу; пламенное милосердие и его результаты

Это приводит апостола к тому, чтобы говорить о внутреннем положении христиан, об их отношениях между собой, не затрагивая общее управление миром со стороны Бога. Они следуют самому Христу, потому что они христиане. Первое, к чему Он обязывает их, — это пламенное милосердие; не просто долготерпение, которое препятствовало бы вспышкам раздражения плоти, но энергия любви, которая, запечатлевая свой характер на всех путях христиан по отношению друг к другу, будет практически устранять действие плоти и давать возможность проявиться божественным присутствию и действию.

Итак, эта любовь покрывала множество грехов. Петр не имеет здесь в виду окончательное прощение, но то, на что Бог сейчас обращает внимание, — Его теперешние отношения управления своим народом, ибо мы имеем теперешние отношения с Богом. Если в собрании разногласия, если в нем не достает любви, если взаимоотношения между христианами характеризуются узостью сердец и трудностями, то существующее зло, взаимные обиды остаются перед очами Бога; но если там есть любовь, которая не наносит обид и не ропщет на них, но прощает все, находя в них лишь повод проявить себя, то тогда очи Бога покоятся на этой любви, а не на зле. Даже если и случаются проступки, — грехи — любовь занимается ими, и провинившийся возвращен, восстановлен милосердием собрания; грехи удалены от глаз Бога, они покрыты. Это цитата из книги Притч 10,12: «Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи». Мы имеем право простить их — омыть ноги нашему брату (сравните Иак. 5,15 и 1Иоан. 5,16). Не просто мы прощаем, но любовь сохраняет собрание перед Богом согласно Его собственной природе, чтобы Он мог благословлять его.

Христианское гостеприимство

Христиане должны проявлять гостеприимство по отношению друг к другу со всякой щедростью. Это проявление гостеприимства является выражением любви и способствует ее укреплению — мы уже не чужие друг для друга.

Ответственность в отношении даров

Дары следуют сразу за проявлением благодати. Все исходит от Бога. Каждый должен был служить тем даром, который получил, как домоправитель многоразличной благодати Бога. Именно Бог дает, а христианин — слуга и находится под ответственностью как домоправитель со стороны Бога. Он должен приписывать все Богу, непосредственно Богу. Если он говорит, то он должен говорить как изречения Бога, то есть как говорящий от имени Бога, а не от себя самого. Если чье-либо служение касается каких-то временных вещей, пусть он исполняет его по силе и способности, какую дает Бог, так чтобы, говорит ли кто, или служит, во всем мог прославиться Бог через Иисуса Христа. Ему, добавляет апостол, слава и держава.

Страдания за имя Христа

После этих наставлений Петр возвращается к теме страданий за имя Христа. Христиане не должны были рассматривать огненные гонения, которые происходили для их испытания, как что-то странное, приключившееся с ними. Наоборот, они соединялись со страдающим и отвергнутым Христом, они, таким образом, участвовали в Его страданиях и должны были радоваться этому. Он должен был вскоре явиться, и эти страдания ради Него должны были обратиться к их высочайшей радости в откровение Его славы. Поэтому они должны были радоваться, разделяя Его страдания, чтобы быть исполненными изобильной радостью, когда откроется Его слава. Если их бесчестили за имя Христа, это являлось блаженством для них. Дух Бога покоился на них. Именно имя Христа навлекло на них поругание. Он находился в славе у Бога; Дух, который пришел от этой славы и от этого Бога, исполнял их радостью, когда они терпели это поругание. Именно Христа злословили — Христа, который был прославлен, злословили враги евангелия, тогда как христиане имели радость, прославляя Его. Отметим, что в этом отрывке именно за Христа самого (как уже было сказано) страдает верующий, и поэтому апостол говорит о славе и радости в явление Иисуса Христа, о которых он не упоминает в стихах 2,20; 3,17 (сравните Мат. 5,10; и ст. 11, 12 той же главы).

Необходимость для народа Бога иметь упражнения в страданиях для своей пользы; Божье воспитание

Итак, христианин никогда не должен страдать как преступник, но если он страдал как христианин, то он не должен был стыдиться этого, но должен был прославлять за это Бога. Затем апостол возвращается к теме управления Бога, ибо эти страдания верующих имели и другой характер. Для того, кто страдал, это являлось славой: он участвовал в страданиях Христа, а Дух славы, Дух Бога, покоился на нем; и все это должно было обратиться в преизобильную радость в явление славы. Но Бог не испытывал удовольствия в том, что позволял своему народу страдать. Он допускал это; и если Христос должен был пострадать за нас, хотя Он, не знающий греха, не нуждался в этом ради себя самого, то народ Бога часто нуждался для своей пользы иметь упражнения в страданиях. Бог использует злых, врагов имени Христа, для этой цели. Книга Иова объясняет это, независимо от всех домоправлений. Но какой бы вид ни принимали пути Бога, Он совершает свой суд согласно порядку, который Он установил. Так поступал Он с Израилем, так поступает Он с собранием. Последнее имеет небесный удел, и, если оно привязывается к земле, Бог позволяет врагу причинять собранию беспокойство. Возможно, тот, кто страдает, исполнен веры и преданной любви к Господу; но когда начинаются преследования, сердце осознает, что мир не является местом его покоя, что оно должно иметь свой удел и свою силу в ином месте. Мы не от мира, который гонит нас. Если верный слуга Бога исторгнут из этого мира гонениями, это укрепляет веру, ибо в этом — Бог; но те, из чьей среды он исторгнут, страдают и ощущают, что это является вмешательством руки Бога: Его действия принимают форму суда, всегда в совершенной любви, но в наказании.

Суд начинается с дома Бога

Бог судит все согласно своей собственной природе. Он хочет, чтобы все было в согласии с Его природой. Ни один честный и достойный человек не хотел бы, чтобы вблизи него и всегда перед ним находился нечестивый; Бог, конечно же, этого не хочет. И в том, что наиболее близко к Нему, Он должен желать прежде всего, чтобы все соответствовало Его природе и Его святости, — всему, что Он есть. Я хотел бы, чтобы вокруг меня все было достаточно чистым, чтобы оно не бесчестило меня; но в моем собственном доме я должен иметь такую чистоту, которую я лично желаю. Таким образом, суд должен начинаться с дома Бога — апостол ссылается на Иез. 9,6. Это — важный принцип. Ни благодать, ни привилегии не изменяют природы Бога, и все должно быть приведено в соответствие с этой природой или в конце быть изгнано из Его присутствия. Благодать может привести нас к соответствию природе Бога, и именно это она совершает. Она дарует божественную природу, так что в нас есть принцип совершенного соответствия Богу. Но что касается практического соответствия в мыслях и делах, сердце и совесть должны упражняться, чтобы сердечное понимание, и привычные желания, и устремления воли формировались согласно откровению Бога и постоянно направлялись к Нему.

Что в Послании Петра подразумевает «спасение»

Если же это соответствие окажется настолько слабым, что свидетельству Бога будет причинен вред из-за его отсутствия, Бог, судящий свой народ и который будет судить зло повсюду, совершает суд посредством наказаний. Суд начинается с дома Бога. Праведные с трудом спасаются. Очевидно, что здесь подразумеваются не искупление или оправдание и не сообщение жизни: те, к кому обращается апостол, обладали ими. Для апостола Петра «спасение» — это не только нынешнее обладание спасением души, но полное избавление верных, которое будет иметь место в пришествие Христа во славе. Рассматриваются все искушения, все испытания и опасности, через которые христианин пройдет, пока достигнет конца своего пути. Необходима вся сила Бога, направляемая божественной мудростью, которая поддерживает и направляет веру, чтобы в сохранности провести христианина через пустыню, в которой сатана использует все возможности своего коварства, чтобы привести его к гибели. Сила Бога совершит это, но с человеческой точки зрения трудности почти непреодолимы. Однако, если праведные — согласно путям Бога, который должен поддерживать свой суд в соответствии с принципами добра и зла в своем управлении и который никоим образом не желает отречься самого себя в действиях с врагом наших душ, — если праведные с трудом спасались, то, что же произойдет с грешником и нечестивцем? Для них нет возможности избежать этих трудностей. Тот, кто страдал как христианин, должен был делать лишь одно — предать себя Тому, кто следит за судом, который Он осуществляет. Ибо, так как это была Его рука, человек страдал по Его воле. Именно так поступил Христос.

Бог познан в своих путях с этим миром и со своим народом в их странствовании здесь

Обратите внимание, здесь имеется в виду не только управление Бога, но здесь есть выражение «как верному Создателю». Дух Бога действует здесь в этой сфере. Это взаимоотношения Бога с этим миром, и душа знает Его, как Того, кто создал ее и кто не отвергнет дело своих рук. Это является иудейским основанием — Бог, познанный в Его связи с первым творением. Вера в Него основывается на Христе, но Бог познан в Его путях с этим миром и в Его путях с нами в нашем странствовании здесь на земле, где Он управляет и где Он судит христиан, как Он будет судить весь мир.