Синопсис Д.Н. Дарби

Последовательное рассмотрение семи собраний; собрание в этом мире является объектом суда; Бог будет судить его и отстранит, если оно лишится своей первоначальной силы; Ефес

Сейчас мы можем по отдельности рассмотреть то, что сказано о каждом собрании, однако кратко, в большей степени в связи с композицией всей книги, чем для вхождения в назидательные подробности, что я сделал в другом месте в серии лекций.

Первым значительным фактом является то, что собрание в этом мире является объектом суда и что его существованию как светильника или носителя света на земле и его положению перед Богом может быть положен конец. Во-вторых, нам сообщается, что Бог сделает это, если оно лишится своей первоначальной духовной силы. Это чрезвычайно важный принцип. Бог поставил собрание, чтобы оно было верным свидетелем того, что Он явил в Иисусе, и того, чем Он является, — сейчас, когда Иисус на небесах. Если собрание не осуществляет этого, то оно является лжесвидетелем и оно будет устранено. Бог может проявлять терпение к нему, и Он, да будет благословенно Его имя, являет его. Он может предложить ему вернуться к своей первой любви, и Он делает это; но, если это не происходит, светильник сдвигается, собрание перестает быть Божьим носителем света в мире. Первоначальное состояние должно быть сохранено, иначе слава Бога и истина искажаются, и в этом случае ответственное творение должно быть устранено. Однако ни одно творение как таковое не может, если не будет поддержано, остаться в своем первоначальном состоянии; оно не удерживается в том, что ему доверено, и все осуждается, за исключением того, что в Сыне Бога, втором Человеке, или что поддерживается Им. Ефес смог сохранить стойкость, но он утратил то самозабвение и ту поглощенность одним только Христом, которые являются первыми плодами благодати. Как уже отмечалось ранее, там были дела, труд и терпение; но вера, надежда и любовь в их истинной силе — исчезли [ср. 1Фес. 1,3]. Ефесяне отвергли притязания лжеучителей, перенесли многие трудности и не утомились. Все то, что Христос мог сказать о них, чтобы проявить свою любовь, Он сказал; Он показывает, что Он не забыл о них и о добре, проявленном в них. И все-таки ефесяне утратили свою первую любовь; и если они не покаются и не будут творить прежние дела, должен быть осуществлен суд — светильник будет сдвинут со своего места.

Когда утрачена верность, Бог направляет внимание отдельных личностей к своему Слову, чтобы они приняли его для самих себя; предупреждение об отстранении светильника

Здесь мы находим еще один важный принцип. Он заключается в том, что когда собрание утратило верность, когда оно коллективно перестало быть выражением любви, в которой Бог посетил мир, тогда Он направляет внимание отдельных личностей к своему слову, чтобы они приняли его для самих себя: «Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам». Собрание судится, поэтому оно не может быть опорой для веры; тогда отдельный человек призывается слушать то, что говорит Дух. Предупреждение, данное здесь о том, что светильник будет сдвинут со своего места, заслуживает особого внимания, потому что хотя в Ефесе было много того, что Господь одобрял, и хотя Он ободрял их, показывая это свое одобрение, но, несмотря на все это, если первая любовь утрачена, светильник должен быть сдвинут.

Обетование, данное побеждающему лично

В этом послании характер Христа является общим, так же как и обетования, данные побеждающему, потому что собрание Ефеса характеризует общий принцип, на котором зиждется собрание. Христос держит звезды в своей правой руке и ходит посреди светильников. Это не является особенным характером, соответствующим особому состоянию, но это выражает все значение Его положения посреди собраний. Никогда ничего не обещается собранию, оставившему свою первую любовь. Когда оно само подвергается упрекам и суду, то оно не может направлять верующего. Обетование, следовательно, дается побеждающему индивидуально — очень важный принцип. Обетование, данное тому, кто побеждает, носит общий характер; оно противопоставляется гибели, в которой оказался человек через Адама, но то, что обещано, более превосходно и возвышенно, чем благо, которым наслаждался Адам и которое он утратил [Быт. 3,22-24]. Побеждающий будет вкушать от дерева жизни. Но это не дерево жизни в человеческом раю в этом мире, но в раю самого Бога. Необходимо отметить также, что сейчас это не как первый Адам, которому необходимо было хранить лично свое первоначальное состояние, — теперь речь идет о побеждающем. И мы должны побеждать не только мир и его враждебность, хотя это может быть, но побеждать то, что находится в сфере самого собрания, поскольку именно призыв слушать, что Дух говорит собраниям, дает повод сказать о побеждающем. Это является исключительно важной истиной в связи с притязаниями, выдвигаемыми церковью, чтобы ее слушали как имеющую авторитет. Это обращение адресовано собранию, а не посредством собрания к личностям, и оно порицается как виновное, тогда как святой лично призывается побеждать.

Смирна: скорби и нищета — удел собрания; Бог допускает это в милости; смерть вторая

Слово к Смирне довольно короткое. Какими бы ни были злоба и сила сатаны, самое большее, что он может делать (если ему позволят), — это осуществлять власть смерти. Христос является Первым и Последним, за смертью, также как и перед смертью, ибо Он есть сам Бог; более того, Он встретился со смертью и прошел через ее силу. Святые не должны бояться. Сатана может действовать, ему будет позволено просеивать их, ввергать их в темницу. Святые же должны лишь быть верными до крайней точки его силы: все то, что за смертью, — вне его власти и принадлежит Христу; и верный получит от Христа венец жизни. Скорбь, нищета, презрение со стороны тех, кто претендует на обладание законного наследуемого права быть народом Бога (они всегда являются гонителями, будь то иудеи или христиане), — все это было уделом собрания на земле, и Бог позволял это. В действительности это являлось милостью с Его стороны по отношению к собранию, приходящему в упадок. Надежда святых была вне всего этого, когда Христос обещал им венец жизни. Это должно было дать понять собранию, скатывающемуся в мир (или постепенно приближающемуся к этому из-за оставления своей первой любви), что мир находится в руках сатаны, что он не является местом покоя для святых. Однако, если Господь допускает скорбь, с другой стороны, Он ставит ей предел. Все было в Его руках. Он не только даст венец тем, кто страдал, но удел всякого побеждающего был надежным: смерть от суда — вторая смерть — не может коснуться его.

Пергам: Христос показан в особом характере в связи с особым состоянием; верность в гонениях, но внутри обольщение злым учением

Для Пергама становится необходимым более скорый суд [отметим, что в оригинале в стихе 5 отсутствует слово «скоро», в стихе 16 оно есть]. Христос явлен как Тот, кто имеет обоюдоострый меч слова, исходящий из Его уст. Здесь следует отметить, что в Смирне и Пергаме особый характер, в котором изображен Христос, соответствует особому состоянию. В нем нет ничего того, что является общим для собрания. В Ефесе мы видим Христа в положении Судьи посреди светильников, над собранием же нависла угроза быть сдвинутым с места свидетеля на земле. В Фиатире Он занимает свое место как Сын Бога, Сын над своим собственным домом; и, так как дела (что касается собрания) идут все хуже и хуже, Он открывается во всепроникающем и неизменном суде, а побеждающему обещает полное благословение нового состояния. В Пергаме перед нами вновь святые, верность которых уже была видна в Смирне, они, несмотря на гонения, твердо держатся имени Христа и веры. Но есть одно отличие от Филадельфийского собрания, заключающееся в том, что не говорится, что Его слова твердо держались там как «слова терпения» Христа (собрание, в его состоянии Пергама, не делало этого), но оно твердо держалось исповедания Христа посреди гонений. Однако к ним вошел другой вид зла, отличающийся от того, который был в Ефесе, — соблазн соединиться с путями мира посредством злого учения внутри собрания. Это было учение Валаама, несущее с собой идолопоклонство. Внутри церкви были также секты, которые учили злому хождению под видом так называемой святости [2,15]. Господь будет судить все это.

Обетование побеждающему в Пергаме, когда растление прогрессировало

В Пергаме не рассматривается вопрос об удалении светильника с его места ни как общая истина, как это было в случае, когда собрание могло быть призвано хранить свою первую любовь; ни как неотвратимый суд, когда собрание уже полностью уклонилось; но здесь были развратители, и слуги Христа были вовлечены в идолопоклонство и зло. Личное одобрение Христа; общение с Ним в благословении, которое еще в будущем (а сейчас в духе), — общение с Ним, некогда униженным и отвергнутым (собрание также было таким [2,13], но перестало быть); имя, данное Им, говорящее о нежности с Его стороны, связь с Ним, известная только тому, кто имеет ее; словом, личное соединение с Ним и личное благословение в наслаждении тайным счастьем — таково обетование побеждающему в то время, когда растление прогрессировало, но еще не господствовало беспрепятственно в собрании.

Фиатира: допущены идолопоклонство и Иезавель; суд, осуществленный в неизменной праведности; пришествие Господа; папство; хотя Фиатира длится до конца, но она не характеризует свидетельство Бога до конца

Что касается Фиатиры, здесь собрание идет до конца. Среди того, что Христос признал в состоянии вещей, характеризующих Фиатиру, мы видим возрастающую преданность [ст. 19]. Однако там терпели Иезавель и с ней, в самом собрании, терпели связь с миром, идолопоклонство и детей, которых она родила. Все должно было быть судимо, на Иезавель падет великая скорбь, и ее дети будут убиты. Христос исследовал сердца и внутренности и осуществлял суд в неизменной праведности. Верные этого периода, «вы же прочие», к которым Христос обращается особо, — это лишь «прочие», остаток, но они отличаются особой и всевозрастающей преданностью. Мы можем отметить здесь, что в центре внимания находится то, чем являются собрания по отношению ко Христу. То, как поступала Иезавель по отношению к верным, не открыто. Пришествие Господа является тем временем, на которое направляются взоры; а тому, кто побеждает, обещается все благословение тысячелетнего царства: как царствование с Христом, так и сам Христос, Звезда утренняя. Обращение «имеющий ухо, чтобы слышать», расположено теперь после обетования побеждающему; это обращение сделано не в связи с собранием, а в связи с побеждающим в нем. Именно это и характеризует данное состояние. Фиатира может продолжаться до конца, но она не характеризует свидетельство Бога до конца, для этого должны быть представлены другие состояния. В Фиатире мы видим, я не сомневаюсь, папство средних веков, скажем, до реформации; сам католицизм продолжается до конца. Приговор над Иезавелью — окончательный. Господь дал ей время покаяться, но она не покаялась. Она будет неизбежно соединена с теми, кого она совратила, для их общей гибели. Основная характерная особенность здесь — всепроникающий суд, согласно природе самого Бога и Его требованиям; скорбь и суд имеют особый характер, чего нельзя сказать о благословении; оно представляет собой всеобъемлющий удел святых во всем том, что они имеют вместе с Христом, так же как падение и суд были полными, — ибо это было прелюбодейство, а не просто утрата первой любви.