Синопсис Д.Н. Дарби

Воздействие благодати на поведение христиан по отношению к миру

Что касается поведения христиан по отношению к этому миру, то благодать изгнала насилие и дух мятежа и противления, который возбуждает сердца неверующих и источник которого кроется в своеволии, стремящемся утвердить свои собственные права по отношению к другим.

Христианин имеет свой удел, свое наследие не в этом мире, он спокоен и покорен здесь и готов делать добро. Даже когда другие жестоки и несправедливы по отношению к нему, он терпит это, помня, что когда-то и он был не лучше: трудный урок, ибо жестокость и несправедливость возбуждают сердце; но мысль о том, что это грех и что мы раньше тоже были его рабами, порождает терпение и благочестие. Лишь одна благодать сделала различие, и мы должны поступать с другими согласно этой благодати.

Человек по плоти; доброта Бога-Спасителя; сознание того, чем мы были, и того способа, которым Бог действовал, соединяясь, управляют нашим поведением по отношению к другим

Апостол приводит печальный список характерных черт человека по плоти — каковыми мы прежде были. Грех являлся безрассудством, являлся непослушанием; грешник был обманут — он был рабом похотей, исполнен злобой и завистью, ненавистный и ненавидящий других. Таков человек, характеризуемый грехом. Но явилась доброта [в рус. неправильно переведено «благодать», стих 4] Бога, Бога-Спасителя, Его добрая воля и милосердие по отношению к людям (прекрасный и драгоценный характер Бога!)[3]. Характер, который Он принял, - это характер Спасителя: имя, особо используемое в отношении Его в этих трех посланиях [1Тим. 1,1; 2,3; Тит. 1,3; 2,10], чтобы мы носили печать этого характера в нашем хождении, чтобы он наполнил наш дух. Наше хождение в этом мире и наше поведение по отношению к другим зависит от принципов наших отношений с Богом. То, что сделало нас отличными от других, - это не какая-то наша заслуга, не какое-то личное превосходство (когда-то мы были такими же, как они), это нежная любовь и благодать Бога милости. Он проявил доброту и милость к нам; когда мы познали эту милость, мы стали милостивыми в наших отношениях с другими. Истинно то, что, очищая и обновляя нас, эта милость действовала по совершенно новому принципу и в совершенно иной сфере жизни, так что теперь мы не можем идти вместе с этим миром, как мы ходили прежде; но мы поступаем по отношению к другим, все еще находящимся в трясине этого мира, как Бог поступил по отношению к нам, чтобы вытащить нас из нее, чтобы мы могли наслаждаться всем тем, чем, согласно тому же принципу благодати, мы теперь желаем, чтобы другие наслаждались также. Сознание того, чем мы когда-то были, и того способа, которым Бог действовал по отношению к нам, соединяясь, управляют нашим поведением по отношению к другим.

Двоякий характер дела Бога в нас

Итак, когда явилась доброта Бога-Спасителя, она не была чем-то неясным и неопределенным: Он спас нас не посредством дел праведности, которые мы совершили, но по своей милости посредством того, что омыл и обновил нас. Мы видим в этом двоякий характер дела, совершенного в нас, те два момента, которые мы находим в Иоан. 3 [ст. 3 и 5] в беседе Господа с Никодимом; разве что здесь добавлено то, что теперь имеет место благодаря делу Христа, а именно то, что Святой Дух обильно излит на нас, чтобы быть силой этой новой жизни, источником которой Он является. Человек омыт, очищен. Он омыт от своих прежних привычек, помыслов, желаний — в практическом смысле. Мы моем вещь, которая существует. Человек был нравственно плохим и осквернен в своей внутренней и внешней жизни. Бог спас нас посредством того, что очистил нас, Он не мог сделать этого по-другому. Для того чтобы находиться с Ним во взаимоотношениях, необходима практическая чистота.

Очищение посредством возрождения; новая жизнь, новые мысли, новое творение

Но это очищение было полным. Это не было поверхностным очищением сосуда. Это было очищение посредством возрождения; оно, несомненно, тождественно сообщению новой жизни, которая является источником новых мыслей в связи с новым творением Бога и способна наслаждаться Его присутствием и в свете лица Его, но эта новая жизнь сама по себе была переходом из состояния, в котором мы пребывали ранее, в совершенно новое, из плоти через смерть в состояние воскресшего Христа.

Сила, действующая в новой жизни и связанная с ней; энергия, сообщающая и производящая то, что является новым

Но есть сила, которая действует в этой новой жизни и которая сопровождает ее в христианине. Это не просто, как говорят, субъективная перемена. Существует деятельная божественная Сила, которая передает нечто новое, источником чего является Он сам — сам Дух Святой. Это Бог, действующий в творении (ибо именно посредством Духа Святого Бог всегда непосредственно воздействует на творение), и именно в характере Святого Духа Он действует в этом деле обновления. Это новый источник мыслей в отношениях с Богом: не только жизненная способность, но энергия, которая производит в нас то, что является новым.

Святой Дух, излитый на нас, продолжает свое действие, чтобы поддерживать своей силой радость взаимоотношений

Задавался вопрос: когда происходит это обновление Святым Духом? Происходит ли оно в самом начале или после возрождения[4], о котором говорит апостол? Я думаю, что апостол говорит о нем согласно характеру дела и что он добавляет «излил на нас» (то, что характеризует благодать нынешнего периода), чтобы показать, что это дополнительная истина, а именно: что Дух Святой, как «излитый на нас», продолжает свое действие, чтобы своей силой поддерживать радость взаимоотношений, в которые Он ввел нас. Человек очищен в связи с этим новым порядком вещей, но Дух Святой является источником совершенно новой жизни, совершенно новых мыслей — не только источником нового нравственного бытия, но и источником сообщения всего того, в чем это новое бытие развивается. Мы не можем отделить природу от объектов, по отношению к которым развивается эта природа и которые образуют сферу ее существования и характеризуют ее.

Дух — источник мыслей и всего нравственного бытия нового человека; мы не только рождены Им, но Он действует в нас

Именно Дух Святой дает мысли, создает и формирует все нравственное бытие нового человека - нравственно нельзя отделить мысль от того, что мыслит, когда сердце занято этой мыслью. Дух Святой есть источник всего в спасенном человеке, именно по этой причине человек спасен окончательно.

Дух Святой не просто дает новую природу, Он дает ее нам в связи с совершенно новым порядком вещей («новое творение») и наполняет нас, что касается наших мыслей, тем, что есть в этом новом творении. Именно поэтому это дело, что касается действия Духа Святого, продолжается, хотя мы помещены в это новое творение раз и навсегда, потому что Он всегда сообщает нам все больше и больше о том, что относится к этому новому миру, в который Он привел нас. Он берет принадлежащее Христу и показывает нам, а все, чем владеет Отец, принадлежит Христу [Иоан. 16,14.15]. Я думаю, что обновление Святым Духом включает все это, потому что апостол говорит, что Бог Его «излил на нас обильно». Таким образом, мы не только рождены от Него, но Он действует в нас, сообщая нам все, что принадлежит нам во Христе.

Дух излит посредством Иисуса Христа; полнота наслаждения посредством Святого Духа

Дух Святой обильно излился на нас через Иисуса Христа, нашего Спасителя, чтобы, оправдавшись благодатью этого Спасителя, мы были бы наследниками согласно надежде вечной жизни. Я думаю, что фраза, с которой связан союз «чтобы» в ст. 7, — это «омовение возрождения и обновление Святым Духом», а фраза «которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа» является дополнительной вставной мыслью, введенной, чтобы показать нам, что мы имеем полноту наслаждения всем этим посредством силы Духа Святого.

Оправданные благодатью Христа, которая дает вечную жизнь; наследники согласно надежде вечной жизни

Таким образом, Он спас нас посредством этого обновления, чтобы мы могли быть наследниками согласно надежде вечной жизни. В этом нет ничего внешнего, земного или материального. Благодать дала нам жизнь вечную. Для этого мы были оправданы благодатью Христа[5]. Итак, здесь есть энергия, сила, надежда через обильный дар Духа Святого. Для нашего участия в этом мы были оправданы Его благодатью, и наше наследство состоит в нетленной радости вечной жизни.

Милость Бога и богатство Его благодати

Бог спас нас не посредством дел и не посредством[6] того, чем мы являемся, но посредством своей милости; но в таком случае Он поступил по отношению к нам согласно богатству своей собственной благодати, согласно мыслям своего собственного сердца.

Приведенные с благодарением к Богу, чтобы ощутить, каков наш вечный удел перед Ним; воздействие на совесть, чтобы чтить все, что Он утвердил

Апостол желает, чтобы именно этим были заняты мысли Тита, — тем, что с благодарением вводит нас в практическую связь с самим Богом и дает нам почувствовать, в чем заключается наш удел, наш вечный удел перед Ним. Это действует на совесть, наполняет нас любовью и стремлением делать добро, заставляет нас чтить все отношения, центром которых является сам Бог. Мы находимся в отношениях с Богом согласно Его правам, мы — перед Богом, который заставляет совесть чтить все то, что Он сам установил.

Гностический иудаизм, противопоставляющий себя евангелию; он должен быть отвергнут

Тит должен был избегать праздных споров и дискуссий о законе, а также всего, что разрушало бы простоту наших отношений с Богом согласно непосредственному откровению о Нем самом и о Его воле в Иисусе Христе. Гностический иудаизм по-прежнему восстает против простоты евангелия, он представляет собой закон и человеческую праведность, а также то, что путем введения посреднических существ разрушает простоту и непосредственный характер наших отношений с Богом благодати.

Указания отвергнуть после второго увещания того, кто пытается сделать свои собственные мнения превалирующими и тем самым создать группировки в собрании; его самоосуждение

Когда человек старается, чтобы его собственное мнение возобладало, и таким образом создать группировки в собрании, после первого и второго вразумления он должен быть отвергнут; его вера разрушена [2Тим. 2,18]. Он грешит, он осужден самим собой. Он не довольствуется собранием Бога, истиной Бога, он хочет сделать истину своей собственной. Как же он является христианином, если христианство, каковым Бог дал его, не удовлетворяет его? Создавая группировку ради своих собственных мнений, он сам себя осуждает.

Христианская деятельность, произведенная любовью Бога; усилия, прилагаемые, чтобы стадо могло наслаждаться всей даруемой помощью

В конце послания мы находим беглый взгляд на христианскую деятельность, произведенную любовью Бога, на усилия, прилагаемые, чтобы стадо могло наслаждаться всей помощью, даруемой Богом собранию. Павел желал, чтобы Тит пришел к нему, но критяне нуждались в его служении; и апостол делает прибытие Артемы или Тихика (последний нам хорошо известен благодаря услугам, которые оказывал Павлу) условием ухода Тита с того поля деятельности, на котором он трудился. Мы узнаем также, что и Зина, законник, и Аполлос, проявивший свое деятельное рвение в Ефесе и Коринфе, были расположены заняться на Крите делом Господа.

Два вида тружеников; отсутствие соперничества между ними; совет христианам совершать полезные дела

Заметим также, что пред нами два вида служителей: те, кто находился в личной связи с апостолом как его сотрудники, кто сопровождал его и кого он везде посылал продолжать начатое им дело, когда он уже более не мог продолжать его сам; и те, кто трудился по своему собственному побуждению, не являясь посланниками апостола. Но эти два вида деятельности не приводили ни к какому соперничеству. Павел не забывал о дорогом для него стаде. Он был рад, чтобы любой, кто был здрав в вере, поливал бы то, что он сам насадил [1Кор. 3,6]. Он побуждал Тита оказывать им сердечную привязанность и обеспечивать всем необходимым для их путешествия. Эта мысль наводит его на последующий совет, а именно совет о том, как хорошо было бы для христиан научиться совершать полезные дела, чтобы обеспечивать нужды других так же, как и свои собственные.

Особые привязанности и взаимоотношения в собрании Бога

Апостол завершает свое послание приветствиями, которые всегда производит христианская любовь; но как мы увидели в начале, здесь нет такого же расширенного сердца, как мы находим в посланиях Павла Тимофею. Благодать везде одинаковая, но существуют особые привязанности и взаимоотношения в собрании Бога.