Синопсис Д.Н. Дарби

Истинная виноградная лоза; Христос на земле в контрасте с Израилем

Начало этой главы и то, что говорится о виноградной лозе, относится к земной стороне положения Иисуса – к тому, чем Иисус был на земле, и к Его взаимоотношениям со своими учениками на земле — и не идет далее этого положения.

«Я есмь истинная виноградная Лоза». Сущий посадил виноградную лозу, перенесенную из Египта (Псалом 80,8). Это Израиль по плоти, но он не был истинной виноградной Лозой. Истинной виноградной Лозой был Его Сын, которого Он привел из Египта, – Иисус[55]. И Он являет себя так своим ученикам. Здесь не представлено то, чем Он будет после своего ухода; Он был ею на земле, и исключительно на земле. Мы не можем говорить ни о насаждении виноградной лозы на небесах, ни о подрезании там ветвей.

Принесение плода ветвями; личная ответственность учеников

Ученики должны рассмотреть Его как самую превосходную ветвь винограда; но, представленный таким образом, Он будет лишь одним из Израиля, тогда как Он сам являлся сосудом, источником благословения согласно обетованиям Бога. Истинная виноградная Лоза, следовательно, не является Израилем, скорее наоборот, это Христос в противопоставлении Израилю, но Христос, посаженный на земле, занимает место Израиля как истинная виноградная Лоза. Отец ухаживает за этим растением, несомненно, на земле. На небесах нет необходимости в виноградаре. Те, кто прилеплен ко Христу, как остаток Израиля, ученики, нуждаются в этом уходе. Именно на земле ожидают принесения плодов. Поэтому Господь говорит им: «Вы уже очищены чрез слово, которое Я проповедал вам», «...вы ветви». Иуда, можно, наверное, сказать, извержен вон, а также ученики, которые больше не ходили с Ним. Другие же будут испытаны и очищены, чтобы они могли принести больше плода.

Я не сомневаюсь, что эти отношения, по основной и общей аналогии, существуют и теперь. Исповедующие, прилепляющие себя к Христу, чтобы следовать за Ним, будут, если есть жизнь, очищены; если же нет, тогда то, что они имеют, будет отнято. Отметьте в этой связи, что Господь говорит лишь о своем слове – слове истинного пророка – и о суде, то ли для воспитания, то ли для отвержения. Следовательно, Он говорит не о силе Бога, а об ответственности человека, – ответственности, которую человек, разумеется, не сможет удовлетворить без благодати, но которая тем не менее обладает здесь характером личной ответственности.

Подрезаемые Отцом; плод как доказательство живой и вечной связи

Иисус являлся источником всей их силы. Они должны пребывать в Нем, тогда Он – именно в такой последовательности – будет пребывать в них. Мы отмечали это в главе 14. Он говорит здесь не о суверенном проявлении любви в спасении, но об управлении детьми их Отцом, так что благословение зависит от хождения (ст. 21, 23). Здесь виноградарь ищет плод, но данное наставление показывает полную зависимость от виноградной Лозы как средства произвести плод. Он являет ученикам и то, что, ходя на земле, они будут подрезаемы Отцом, а человек (в стихе 6 Он очень точно изменяет выражение, ибо Он знал учеников и объявил, что они уже чисты) – человек, кто-либо, не приносящий плод, будет извергнут. Потому что темой здесь является не единство с Христом на небе через Святого Духа, которое не может быть прервано, но отношения, которые образовались уже тогда на земле и которые могли быть живыми и вечными или же могли таковыми и не быть. Доказательством будет плод.

При прежней виноградной лозе это не являлось необходимым: они были иудеями по рождению, они были обрезаны, они соблюдали уставы и пребывали на виноградной лозе как хорошие ветви, не принося плода вообще. Они должны были быть отсечены от Израиля только за сознательное нарушение закона. Здесь не говорится об отношениях с Сущим, основанных на обстоятельствах рождения в определенном роду. То, что здесь ищется, – это прославление Отца через принесение плода. Именно это покажет, что они являются учениками Того, кто так много вынес.

То, что предшествует плоду; источник силы и плода; пребывание во Христе

Итак, Христос являлся истинной виноградной Лозой, Отец – Виноградарем, одиннадцать учеников – ветвями. Они должны пребывать в Нем, что осуществляется посредством отсутствия всяких мыслей о том, чтобы произвести плод, кроме как в Нем, в первую очередь взирая на Него. Плоду предшествует Христос. Пребывать в Нем означает зависимость, практическую, ставшую привычной, близость сердца к Нему и упование на Него, когда это сердце прилеплено к Нему через зависимость от Него. В таком случае Христос в них будет постоянным источником силы и плода. Он будет в них. Вне Его они не смогут делать ничего. Если они посредством пребывания в Нем обладали силой Его присутствия, то они принесут много плода. Более того, «если кто» (Он не говорит «они», Он знал их как истинные ветви и как чистых) не пребывал в Нем, тот будет извергнут вон для сожжения. Более того, если они пребудут в Нем (то есть если была постоянная зависимость, которая черпает из источника), если слова Христа пребывали в них, направляя их сердца и помыслы, то они будут повелевать источниками божественной силы; они будут просить то, что пожелают, и это будет сделано. Далее говорится, что Отец божественно возлюбил Сына, когда Он пребывал на земле. Иисус тоже возлюбил их. Они должны пребывать в Его любви[56]. Соблюдая заповеди своего Отца, Он пребывал в Его любви; соблюдая заповеди Иисуса, они будут пребывать в Его любви. Зависимость (что подразумевает доверие и отношение к Нему как к Тому, от которого мы зависим в нашей силе, как неспособные делать что-либо без Него и поэтому прилепляющиеся ближе к Нему) и послушание являются двумя великими принципами практической жизни здесь на земле. Иисус ходил как человек именно таким образом: Он знал через опыт истинный путь для своих учеников. Заповеди Его Отца явились выражением того, чем был Отец; соблюдая их в духе послушания, Иисус всегда ходил в общении Его любви — поддерживал общение с Ним самим. Заповеди Иисуса при пребывании на земле явились выражением того, чем был Он, божественно совершенный на пути человека. Ходя в них, Его ученики пребудут в общении Его любви. Господь сказал это своим ученикам, чтобы радость[57] Его пребывала в них, и чтобы радость была полной.

Здесь рассматривается путь ученика, а не спасение грешника

Мы видим, что рассматриваемой темой здесь является не спасение грешника, а путь, которым должен следовать ученик, чтобы в полноте наслаждаться любовью Христа и чтобы его сердце было без облаков в месте, где находится радость.

Послушание — средство пребывания в любви Господа

Здесь не говорится также и о том, может ли настоящий верующий быть отделен от Бога, так как Господь делает послушание средством пребывания в Его любви. Конечно же, Он не мог утерять благоволения своего Отца или же перестать быть предметом Его любви. Об этом не могло быть и речи, тем не менее Он говорит: «Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви». Но то был божественный путь, на котором Он наслаждался ею. Здесь говорится о хождении и силе ученика, а не о средстве спасения.

Любовь друг ко другу, ее мера

Со стиха 12 начинается друга часть темы. Он желает (это Его заповедь), чтобы они любили друг друга, как и Он возлюбил их. До этого Он сказал о любви Отца к Нему, которая изливалась с небес в Его сердце здесь на земле[58]. Он возлюбил своих учеников таким же образом, но Он стал также сотоварищем, слугой в этой любви. Итак, ученики должны любить друг друга любовью, которая превосходит всякую немощь других и которая в то же время является братской и побуждает того, кто чувствует ее, быть слугой своему брату. Она идет так далеко, что может положить саму жизнь за друзей своих. Сейчас для Иисуса тот, кто слушался Его, был Его другом. Заметьте, что Он не говорит, что Он будет их другом. Он был нашим другом, когда отдал свою жизнь за грешников; мы являемся Его друзьями, когда имеем Его доверие, как Он говорит здесь об этом: «Сказал вам все, что слышал от Отца Моего». Люди говорят о своих делах тем, кого это касается, когда возникает необходимость сделать это. Я делюсь всякой своей собственной мыслью с тем, кто является моим другом. «Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать?» и Авраам был наречен «другом Божиим». Бог тогда говорил не то, что касалось самого Авраама (Он уже сделал это в различных отношениях как Бог), но то, что касалось мира – Содома. Бог творит то же самое в отношении собрания, практически в отношении послушного ученика — такому Бог доверит свои помыслы. Более того, Он избрал их для этого. Не они избрали Его проявлением своей воли. Он избрал их и поставил, чтобы они шли и приносили плод и чтобы плод пребывал; так чтобы они, будучи избранными таким образом Христом для дела, получили от Отца, который не смог бы в этом случае обмануть их ожиданий, чего ни попросят. Здесь Господь подходит к источнику и определенности благодати, чтобы практическая ответственность, под которую Он помещает их, не затмила бы божественную благодать, которая действовала по отношению к ним и поместила их туда.

Ненавидимые миром, в том же положении, что и их Учитель

Они, следовательно, должны были любить друг друга[59]. То, что мир будет ненавидеть их было ничем иным, как естественным результатом его ненависти к Христу — это было печатью их связи с Ним. Мир любит то, что от него; и, кроме того, Иисус, которого мир отверг, избрал их и отделил от него, поэтому мир будет ненавидеть их вследствие этого избрания в благодати. Была, помимо всего, нравственная причина этой ненависти мира к ученикам, а именно то, что они не были от него; но это служило доказательством их связи с Христом и Его суверенных прав, согласно которым Он взял их себе из мятежного мира. У них будет та же участь, что и у их Учителя: это будет происходить ради Его имени, так как мир – а Он говорит в особенности об иудеях, среди которых Он трудился, – не знал Отца, который послал Его в своей любви. Этот бедный народ вполне устраивала похвальба Сущим как своим Богом. Они приняли бы Мессию на этом основании. И совсем другое дело – знать Отца, открытого в своем истинном характере через Сына. Тем не менее Сын открыл Отца и как своими словами, так и своими делами явил Его и Его совершенства.

Падшие творения в присутствии милости и благодати, доказывающих, что они предпочли грех Богу

Если бы Христос не пришел и не говорил им, то Богу не пришлось бы упрекать их в грехе. Они могли бы еще оставаться в том же состоянии (даже если это было неочищенное состояние), без какого-либо доказательства (хотя было достаточно греха и преступлений как индивидуально, так и народа под законом), что им не нужен был Бог, – не нужен даже пришедший в благодати. Несомненно плод падшей природы был там, но не было доказательства того, что природа предпочла грех Богу, когда Бог был там в милости, не вменяя греха в вину. Благодать действовала по отношению к ним, не вменяя им греха. Милость обходилась с ними как с падшими, а не как со своевольными созданиями. Бог не стал на основание закона, который вменяет в вину, или на основание суда, но – на основание благодати в откровении Отца посредством Сына. Слова и дела Сына, открывающие Отца в благодати, отвергнутые, оставили их без надежды (сравните гл. 16,9). Если бы, в противном случае, их действительное состояние не было как следует подвержено испытанию, то Бог нашел бы для этого еще средства; Он возлюбил Израиль настолько сильно, что не осудил бы их, пока хоть одно средство оставалось неиспробованным.

Если бы Господь не сотворил между ними дел, которые никто другой не делал, то они, возможно, оставались бы такими, какими были, отказываясь уверовать в Него, и не имели бы греха пред Богом. Они бы оставались предметом долготерпения Сущего, но в действительности они увидели и возненавидели Сына и Отца (ст. 22-24). Отец был полностью явлен в Сыне – в Иисусе; и если, когда Бог был полностью явлен, и причем в благодати, они отвергли Его, то что можно было сделать, кроме как оставить их в грехе вдали от Бога? Если бы Он был явлен всего лишь частично, то у них было бы оправдание; они могли бы сказать: «О, если бы Он явил благодать, если бы мы познали Его таким, как Он есть, то мы бы не отвергли Его!» Они не могли так сказать. Они увидели Отца и Сына в Иисусе. Увы! они увидели и возненавидели[60].

Однако это явилось лишь исполнением того, что было сказано о них в законе. Все было кончено, что касается свидетельства, воздаваемого народом Богу, и принятия ими Мессии. Они возненавидели Его без причины [15,25].

Обещанный Святой Дух; новое свидетельство должно быть воздано Сыну Бога

Теперь (ст. 26 и ниже) Господь возвращается к теме Святого Духа, который должен прийти, чтобы поддержать Его славу, которую люди низвергли на землю. Иудеи не познали, что Отец явлен в Сыне; Святой Дух придет от Отца, чтобы свидетельствовать о Сыне. Сын пошлет Его от Отца. В главе 14,26 Отец посылает Его в имени Иисуса для личных отношений учеников с Иисусом. Здесь же Иисус, взойдя на высоту, посылает Его как свидетеля своей верховной славы, своего небесного положения. Это было новым свидетельством, и оно должно было быть воздано Иисусу, Сыну Бога, такому, каков Он на небесах. И ученики также будут свидетельствовать о Нем, так как они были с Ним с начала. Они должны были свидетельствовать с помощью Святого Духа, как очевидцы Его жизни на земле, явления Отца в Нем. Святой Дух, посланный Им, являлся свидетелем Его славы у Отца, откуда Он сам пришел.

Положение учеников после ухода Христа

Итак, мы увидели в Христе истинную виноградную лозу, в учениках — ветви, уже очищенные, при этом Христос еще находится на земле. После Его ухода они должны поддерживать эти практические отношения на земле. Они должны быть во взаимоотношениях с Ним, как Он на земле был с Отцом. И они должны были относиться друг к другу, как Он относился к ним. Их положение было вне мира. Сейчас же иудеи возненавидели как Сына, так и Отца; Святой Дух будет свидетельствовать о Сыне, пребывающем с Отцом и в Отце; а ученики также будут свидетельствовать о том, чем Он был на земле.

Святой Дух и в определенном смысле ученики занимают место Иисуса, как и старой виноградной лозы, на земле.

Присутствие и свидетельство Святого Духа на земле

В том, что следует за этим, явлены присутствие и свидетельство Святого Духа.

Хорошо бы отметить связь тем в рассматриваемых нами отрывках. В главе 14 нам представлены личность Сына, открывающего Отца, и Святой Дух, дающий знание о том, что Сын пребывает в Отце, и ученики в Иисусе на небесах [14,20]. Это являлось личным положением как Христа, так и учеников, и все связано воедино; только сначала – Отец, Сын, находящийся здесь на земле, а затем – посланный Отцом Святой Дух. В главах 15, 16 нам представлены различные домоправления: Христос, истинная виноградная лоза на земле, и затем Утешитель, приходящий на землю как посланный вознесшимся Христом. В главе 14 Христос умоляет Отца, который посылает Духа в имени Христа. В главе 15 вознесшийся Христос посылает от Отца Духа, свидетеля Его вознесения, так же как ученики, ведомые Духом, были свидетелями Его жизни в уничижении как Сына на земле.

Дух, посланный Отцом в имени Христа, как пребывающий Утешитель после ухода Господа

Однако, хотя и говорится об одних и тех же истинах, в этих наставлениях Господа есть развитие. В главе 14 Господь, хоть и покидает землю, говорит в связи с этим, чем Он являлся на земле. И именно Отец (не сам Христос) посылает по Его просьбе Святого Духа. Он идет с земли на небо для своих учеников как Посредник. Он попросит Отца, и Отец даст им другого Утешителя, который пребудет с ними, не оставляя их, как это делает Он. Их отношения с Отцом зависят от Него, эти отношения связаны с верой в Него, Иисуса, что Дух будет послан им, – не миру и не на иудеев как таковых. Он будет послан «в Его имени». Более того, Святой Дух сам научит их и напомнит заповеди Иисуса – все, что Он сказал им. Глава 14 представляет в целом положение, которое проистекает из явления[61] Сына и явления Отца в Нем и из ухода Господа (то есть его результаты в отношении учеников).

Дух, посланный также Христом с небес, — свидетель Его возвеличения

Сейчас же, в главе 15, Он исчерпал тему заповедей в связи с жизнью, явленной в Нем самом на земле; и в конце этой главы Он представляется вознесшимся и добавляет: «Когда же придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца...» (ст. 26). Утешитель приходит действительно от Отца, потому что наши отношения являются и должны являться непосредственно с Ним. Именно в эти отношения помещает нас Христос. Но в данном стихе не говорится, что Отец посылает Его по просьбе Иисуса и в Его имени. Христос занял свое место в славе как Сын человека в соответствии со славными плодами своего дела, и Он посылает Утешителя в связи с этим положением. Как следствие Дух свидетельствует о том, что есть Христос на небесах. Несомненно, Он помогает нам постичь, каковым был Иисус на земле, когда в безграничной благодати Он явил Отца, и постичь это намного лучше, чем постигли те, кто был с Иисусом во время Его пребывания на земле. Но об этом говорится в главе 14. Итак, Святой Дух послан с небес Христом и открывает нам Сына, которого мы теперь знаем как того, кто совершенно и божественно (хотя как человек среди грешных людей) явил Отца. Мы знаем, повторю, Сына как того, кто у Отца и в Отце. Оттуда Он послал нам Святого Духа.