Синопсис Д.Н. Дарби

Брачный пир

В свою очередь, в главе 22 представлено поведение иудеев в отношении приглашений благодати. Следовательно, эта притча является образом царства небес. Намерение Бога – почтить своего Сына посредством празднования Его брака. В первую очередь на брачный пир зовут иудеев, уже приглашенных. Они не хотят прийти. Это было при жизни Христа. Затем, когда все приготовлено, Он снова посылает своих посланников, чтобы убедить их прийти. Это миссия апостолов к этому народу, когда дело искупления было совершено. Они или презирают послания, или убивают посланников[64]. Результат – уничтожение этих злых людей и их города. Это разрушение, которому подвергся Иерусалим. Так как они отвергли приглашение, то на пир пришли язычники, те, кто был вне, и брачный пир наполнился гостями. Здесь представлено также другое. Истинно, что мы увидели в этой притче суд над Иерусалимом, но так как это есть образ царства, то нам представлен суд также над тем, что имеется в царстве. Должно быть соответствие этим обстоятельствам. Для брачного пира должна быть брачная одежда. Если прославляется Христос, то все должно соответствовать Его славе. Может иметь место внешнее вхождение в царство, исповедание христианства; но тот, кто не одет в одежды, соответствующие пиру, будет исторгнут. Мы должны облечься в самого Христа. С другой стороны, все готово – ничего уже не нужно. И гостям не нужно приносить с собой что-либо — Царь обеспечил все. Однако мы должны быть пропитаны духом того, что сделано. Если есть помышление о том, что угодно брачному пиру, то и сама необходимость в брачной одежде обязательно будет прочувствована: если же нет, то забудется честь Сына Царя. Сердцу это было чужим; человек сам станет чужим посредством суда Царя, когда Он обратит внимание на пришедших гостей.

Таким образом, благодать также была явлена Израилю, и этот народ судится за отказ от приглашения великого Царя на брак Его Сына. А затем осуждается и оскорбление этой благодати теми, кто создал видимость принятия ее. Провозглашается введение язычников.

Здесь завершается история суда над Израилем в общем и того характера, который примет царство.

Ответ фарисеям и иродианам

После этого (гл. 22,15 и ниже) по очереди выходят вперед различные группы иудеев, вначале фарисеи и иродиане (то есть те, кто благоволил к власти римлян, и те, кто противился ей) стараются уловить Иисуса в Его словах. Драгоценный Господь отвечает им с той совершенной мудростью, которая всегда присуща сказанному и сделанному Им. Что касается их, это была явная злоба, открывающая полное отсутствие совести. Они попали из-за своего собственного греха под римское ярмо – в положение, воистину противоположное тому, которое должно было быть у народа Бога на земле. Они предполагали, что Христос должен или стать предметом подозрения для властей, или отречься от своих притязаний быть Мессией и, следовательно, Избавителем. Кто привел к такой дилемме? Это был плод их собственных грехов. Господь показывает им, что они сами приняли ярмо. На монете отражен знак этого: пусть они отдадут ее тем, кому она принадлежит, и пусть они также – то, чего они не делали, – отдадут Богу Божие. Он оставляет их под ярмом, которое они (как и сами они вынуждены признать) приняли. Он напоминает им о правах Бога, о которых они забыли. Более того, таковым должно быть положение Израиля согласно тому, что власть была передана Навуходоносору, – «виноградная лоза, широкая, низкая ростом» [Иез. 17,6].

Неверие саддукеев

Следующими перед Ним являются саддукеи и задают Ему вопрос о воскресении, думая доказать его абсурдность. Таким образом, как в беседе с фарисеями Он показал состояние народа, так здесь выявлено неверие саддукеев. Они помышляли лишь о вещах этого мира, стараясь отвергнуть существование другого мира. Однако каким бы ни было положение деградации и зависимости, в которые впал народ, Бог Авраама, Исаака и Иакова не изменился. Обетования, сделанные отцам, оставались твердыми, и отцы были живы, чтобы впоследствии обладать обещанным. Вопрос стоял о слове и силе Бога. Господь отстаивал их с силой и очевидностью. Саддукеи молчали.

Сущность совершенного закона

Законник, пораженный Его ответом, задает вопрос, который предоставляет Господу случай выделить из всего закона то, что в глазах Бога является его сущностью, представляя, таким образом, его совершенство и то, что – какими бы средствами это ни было достигнуто – дает счастье тем, кто ходит в нем. Только благодать поднимается выше.

Здесь их вопросы прекратились. Всему дана оценка, все приведено во свет в отношении положения этого народа и отдельных группировок Израиля; и Господь представляет им совершенные мысли Бога относительно их, или на предмет их состояния [ст. 21], обетований Бога [ст. 32], или о сущности закона [ст. 40].

Вопрос Господа, единственный ответ на него; истинное положение Христа

И теперь наступила очередь Господа предложить свой вопрос, с тем чтобы представить свое собственное положение. Он спрашивает фарисеев, как согласовать имя Сына Давида с именем Господа, которое Давид сам дал Ему, и причем в связи с восхождением того же самого Христа, чтобы сесть по правую руку Бога до тех пор, пока Бог не положит всех Его врагов в подножие Ему и не установит Его престол на Сионе. В этом целиком заключалось положение Христа в тот момент. Они были неспособны ответить Ему, и никто не осмеливался задать Ему еще какой-либо вопрос. Действительно, если бы иудеи смогли понять Пс. 110, они бы поняли все пути Бога в отношении Его Сына в тот момент, когда они собирались отвергнуть Его. Это, естественно, завершает их беседу, показывая истинное положение Христа, который, хотя и является Сыном Давида, должен взойти на высоту, чтобы принять царство и в ожидании его сидеть по правую руку Бога согласно правам Его славной личности – Господа Давида, так же как и Сына Давида.

Состояние, привилегии и ответственность всех классов иудеев

Здесь можно отметить еще один интересный момент. В этих ответах на вопросы и в этих диалогах с различными группами иудеев Господь со всех сторон выявляет состояние иудеев, что касается их взаимоотношений с Богом, и затем положение, которое занимает Он сам. Сначала Он показывает их национальное положение по отношению к Богу – они находятся под ответственностью перед Ним согласно природной совести и тех привилегий, которые принадлежат им. В результате они будут отсечены и в виноградник Господа будут введены другие. Об этом мы читаем в главе 21,28-46. Затем Он показывает их положение в отношении благодати царства и введение грешников из язычников. Здесь также результатом является отсечение и разрушение города[65]. Потом иродиане, друзья римлян, и фарисеи, их враги, показывающие себя друзьями Богу, раскрывают истинную позицию иудеев по отношению к имперской силе язычников и к Богу. В своем разговоре с саддукеями Он показывает непреложность обетований, сделанных отцам, и отношения, в которых Бог состоял с ними касательно жизни и воскресения. Он предлагает книжникам истинный смысл закона и затем положение, которое Он занимает сам: Сын Давида, согласно Псалму 110, — положение, которое было связано с Его отвержением вождями народа, окружавшими Его.