Первая Книга Хроник. Глава 17
Дом Господа и его строители
Но хотя Давид и должен был связать царскую власть на Сионе с ковчегом завета, и таким образом обеспечить благословение властью царя, избранного Богом, однако царь-воитель не должен был построить дом Господа. Сила, которая являлась победоносной над врагами Бога и Его народа, не была, однако, мирной и славной силой, которая привела бы народ к наслаждению всеми благословениями Бога, когда больше не будет врагов и все покорятся в абсолютном послушании престолу Бога на земле. Подобно Аврааму, Давид должен был лично являться хранителем обетований, но ему самому не пришлось насладиться результатом обетований на земле.
Когда народ был искуплен из Египта, его первым духовным желанием стало построить жилище, в котором Бог пребывал бы среди них (Исх. 15,2)[11], и это желание соответствовало мыслям Бога (Исх. 29,44.46).
Но если Бог сопровождал свой народ в его странствованиях, если Он вытерпел их неверность, когда Он вверил им свою славу в земле, и если песнь «Вовек милость Его» эхом звучала перед Его жертвенником посреди краха, если Он для избавления своего народа поставил царя по своему сердцу и установил ковчег (спасенный из рук врагов) на горе Сион, в месте, которое Он избрал для своего покоя, тем не менее по-прежнему было истиной то, что оставался покой для народа Бога. Победа, которой он достигался, не являлась этим покоем; не являлась им также благодать, которая дала эту победу. Когда Бог даст своему народу полный и совершенный покой, тогда дом, в котором Он желал обитать посреди них, будет построен; ибо Бог приходит в среду своего народа согласно их состоянию и их нуждам[12].
Намерения Бога в благословении; престол, установленный навеки
Но святое желание построить этот дом во славу Бога становится поводом для того, чтобы открыть Давиду все намерения Бога в отношении его. Благодать избрала его, когда он занимал низкое положение, и поставила его управлять народом Бога, Который сам был вместе с Давидом повсюду, где тот ходил; Он истребил его врагов и превознес его. И это было не все: Он предопределил своему народу покой, который не будет более нарушаем, как он нарушался прежде, в течение всего времени судей.
Кроме того, Бог покорит ему всех его врагов и построит ему дом. Не будет более освободителей, время от времени воздвигаемых для избавления народа от бедствий, в которые их погружала их неверность; но намерения Бога относительно этого народа исполнятся и благословение навеки утвердится в семье и в доме царя. Сын Давида будет сидеть на его престоле, он будет сыном Сущему, и Сущий будет ему Отцом, и милости Сущего не будут отняты от него. Он также навсегда утвердится в доме и в царстве Сущего, и его престол будет утвержден навеки.
Христос — истинный Сын Давида, Царь; молитва Давида
Здесь можно заметить, что всякий вопрос об ответственности потомства Давида[13] оставляется в стороне и что все относится к исполнению намерений Бога во Христе, истинном Сыне Давида согласно обетованию. Бог берет дело в свои руки. Пока Его народ лишен покоя, Ему угодно ходить с ними от шатра к шатру (стих 5), и Он не хочет, чтобы Ему построили дом. В конце концов Он сам воздвигнет того, кто построит дом, в чье царствование народ, навеки утвержденный в силе, насладится покоем, который Бог сам предоставит им. Давид, с переполненным сердцем, отвечает Сущему[14], который из любви к своему служителю и согласно своему сердцу сделал и открыл все это, чтобы Его служитель познал это. Признавая славную привилегию Израиля быть народом такого Бога, — единственного истинного Бога — он молит о том, чтобы Бог Израиля был действительно Богом для Израиля и чтобы Он исполнил все, что Он сказал ему относительно его потомства.