Евангелие по Луке
Обзор Евангелия по Луке: посредник, Сын человека, открывающий Бога в избавляющей благодати
Евангелие по Луке представляет нам Господа в характере Сына человека, открывая силу Бога в избавляющей благодати среди людей. Следовательно, данное действие благодати и ее результаты в большей степени относятся не к замене домоправлений, как у Матфея, но к спасающей небесной благодати (и даже пророчески относятся к настоящему времени). Сначала, во вступительной части, в которой представлена самая изысканная картина благочестивого остатка, мы, без сомнений, находим Его (и именно потому, что Он должен быть явлен как человек и в благодати к людям), явленного Израилю, которому Он был обещан и в связи с которым Он пришел в этот мир; но затем это Евангелие представляет нравственные принципы, которые применимы к человеку, кем бы он ни был, несмотря на то, что в тот момент Христос явлен в среде этого народа. Эта сила Бога в благодати явлена различными способами в своем применении к нуждам человека. После преображения, о котором в повествовании Луки[1] рассказывается раньше, чем в других Евангелиях, мы находим суд над теми, кто отверг Господа, и небесный характер благодати, которая, так как она является благодатью, обращается к язычникам, к грешникам, без какой-либо особой ссылки на иудеев, ниспровергая основанные на законе принципы, согласно которым последние претендовали (и в отношении их внешнего положения первоначально были призваны к этому на Синае) на связь с Богом. Безусловные [т. е. не ограниченные условиями] обетования Аврааму и другим и пророческое подтверждение их представляют собой совсем другое. Они будут исполнены по благодати и должны были стать достоянием веры. После этого мы читаем о том, что должно произойти с иудеями согласно праведному управлению Бога; и в конце — описание смерти и воскресения Господа, совершающего дело искупления. Мы должны отметить, что Лука (который нравственно отставляет в сторону иудейскую систему и который представляет Сына человека как человека перед Богом, являя Его как того, кто исполнен всею полнотой Бога, обитающей в Нем телесно, как человека пред Богом по Его сердцу, и таким образом как Посредника между Богом и человеком, и как центр нравственной системы, которая намного превосходит систему Мессии среди иудеев) – мы должны отметить, я повторяю, что Лука, который занят этими новыми отношениями (фактически же древними, что касается намерений Бога), дает нам факты, относящиеся к связи Господа с иудеями, признанными в благочестивом остатке этого народа, с более полным их изложением, чем другие евангелисты, также как свидетельства о Его миссии в отношении этого народа, когда Он приходит в этот мир, – свидетельства, которые должны привлечь их внимание и сосредоточить его на ребенке, который родился им.
Христос представлен как человек на земле
Добавлю, что особенно характерным в повествовании и отличающим это Евангелие является то, что оно представляет нам, кто такой Христос. Это не Его официальная слава и занимаемое Им соответствующее положение, также это не откровение о Его божественной природе самого по себе, не Его миссия как великого Пророка. Это – Он сам, каким Он был, человек на земле: Личность, которую я бы встречал каждый день, если бы я жил в то время в Галилее или Иудее.
Я хочу добавить еще замечание в отношении стиля Луки, которое может облегчить читателю изучение этого Евангелия. Он часто приводит множество фактов в одном коротком главном утверждении и затем подробно останавливается на каком-нибудь отдельном факте, в котором явлены нравственные принципы и благодать.