Послание Иуды
Масштабность короткого Послания Иуды в отношении отступничества христианства
В Послании Иуды раскрывается история отступничества христианского мира начиная с самых ранних элементов, вкравшихся в собрание, чтобы развратить его, и заканчивая судом над ним в явление нашего Господа — нравственного отступничества, обращающего благодать Бога в распутство. У Иоанна они вышли [1Иоан. 2,19], здесь же они вкрались, развращая. Это очень короткое послание, содержащее учение, представленное в очень лаконичной форме с энергичной стремительностью пророческого стиля, но имеющее огромную важность и большое значение.
Зло, прокравшееся в среду христиан, не исчезнет, пока оно не будет уничтожено судом.
Отступники, которые однажды стали частью исповедующего христианства; восхищение святых оставляет их для суда как врагов
Мы уже отмечали различие между Посланием Иуды и Вторым Посланием Петра, заключающееся в том, что Петр говорит о грехе, а Иуда — об отступничестве, об отходе собрания от своего первоначального состояния пред Богом. Отход от святости веры является темой, рассматриваемой Иудой. Он не говорит о внешнем отделении. Он рассматривает христиан как множество людей, исповедующих религию на земле и первоначально верных тому, что они исповедовали. В их среду незаметно вкрались некоторые люди. Они без страха насыщались на праздниках любви христиан, и хотя Господь явится, сопровождаемый всеми своими святыми (таким образом, истинные верующие к тому времени уже будут восхищены), однако эти личности в суде все еще причислены к тому же классу; «чтобы обличить, — говорит Иуда, — всех между ними нечестивых». Они могут на самом деле быть в открытом противлении в момент суда, но это были люди некогда составлявшие часть христианства, они были действительно отступниками, врагами, оставленными на земле.
Слова «люди, отделяющие себя» не означают, что они открыто отделяют себя от видимого собрания, ибо Иуда говорит о них как о находящихся среди него; но они отделились, пребывая в нем как более превосходные по сравнению с другими, подобно фарисеям среди иудеев. Иуда представляет их как находящихся в среде христиан и выдающих себя за таковых. На эту категорию людей падает суд, так как взятие святых оставляет их для суда.
Верность Бога и Его забота о своих святых; Иуда обращается к тем, кто был храним
Послание Иуды начинается с провозглашения верности Бога и характера Его заботы о святых в соответствии с молитвой Иисуса в Евангелии по Иоанну, глава 17. Они были призванными, освященными Богом-Отцом и сохраненными Иисусом Христом. Какое счастливое свидетельство, превозносящее благодать Бога! «Отче Святой, — сказал наш Господь, — сохрани их» и они были освящены Богом-Отцом и сохранены в Иисусе Христе. Апостол говорит об этом в виду оставления многими святой веры, он обращается к тем, кто был храним.
Необходимость призыва бороться за веру, которая уже была искажена; два элемента вошедшего зла: отвержение власти Христа и злоупотребление благодатью
Он намеревался написать им о спасении, общем для всех христиан, но он счел необходимым увещевать их твердо стоять, чтобы бороться за веру, однажды данную святым. Ибо эта вера уже была искажена отрицанием прав Христа как Господа и Господина [Хозяина]; таким образом также, когда поводья своеволия были отпущены, происходило злоупотребление благодатью, ее обратили в принцип распущенности. Таковы эти два элемента зла, введенные орудиями сатаны: отвержение власти Христа (не Его имени) и злоупотребление благодатью для потакания своим похотям. В обоих случаях это было своеволие человека, освобожденное от всего, что обуздывало его. Выражение «Господь Бог» указывает на этот характер Бога. «Господь» здесь не то греческое слово, которое обычно используется, а «despotes» [см. стих 4, в рус. Владыка, то же греческое слово употреблено в 2Пет. 2,1], что значит «господин, хозяин».
Божий суд над теми, кто не ходил там, где Он поместил их
Указав на зло, вкравшееся незаметно в среду христиан, послание далее изображает те случаи, когда суд Бога осуществлялся над теми, кто не ходил согласно тому положению, в которое Бог первоначально поместил их.
Вкравшиеся злые люди; последовавшее развращение
Зло заключалось не только в том, что некие люди проникли в среду христиан, — хотя и это само по себе было очень большим злом, потому что посредством этого создавались препятствия действию Святого Духа среди христиан, — но что в конце концов совокупное свидетельство перед Богом, сосуд которого содержал это свидетельство, могло бы стать (как уже было в случае с иудеями) развращенным до такой степени, что навлекло бы на себя суд Бога. И оно стало таким развращенным.
Два примера нравственного развращения и его суд: Израиль и ангелы, не сохранившие своего первоначального состояния
Мы находим здесь великий принцип крушения свидетельства (установленного Богом в мире) посредством развращения сосуда, содержащего его, и носящего его имя. Выявляя нравственное развращение, характеризующее состояние исповедующих, Иуда в качестве примера этого крушения и его суда приводит случай с Израилем, который пал в пустыне (за исключением двоих, Иисуса Навина и Халева), и падение ангелов, не сохранивших своего первоначального состояния [в рус. «достоинства», ст. 6], которые соблюдаются в узах мрака на суд великого дня.
Содом и Гоморра как вечное свидетельство на земле о суде над ними
Этот последний пример напоминает Иуде другой случай — случай с Содомом и Гоморрой, причиной суда которых послужили безнравственность и развращение. Состояние этих городов является вечным свидетельством их суда здесь на земле.
Раскрываются нечистота плоти и презрение к власти; сдержанность Михаила и его призыв к Богу
Эти безбожники, носящие имя христиан, были всего лишь мечтателями, ибо в них нет истины. Два принципа, которые мы отметили, раскрываются в них: нечистота плоти и презрение к власти. Последнее проявляется во второй форме, а именно в распущенности языка, своеволии, проявляющемся в хулении начальств, в то время как согласно этому тексту архангел Михаил не смел ругать даже дьявола, но с уравновешенностью того, кто действует согласно Богу, апеллирует к суду самого Бога.
Три вида зла и отчуждение от Бога
Затем [стих 11] Иуда резюмирует эти три вида или характера зла и отчуждения от Бога. Во-первых, он отмечает отчуждение природы, противостояние плоти свидетельству Бога и Его истинному народу; размах, который эта враждебность придает воле плоти. Во-вторых, он говорит о церковном зле, учащем заблуждениям за вознаграждение, в то же время знающем, что все это противоречит истине и направлено против народа Бога. В-третьих, он показывает открытое противостояние, мятеж против власти Бога в лице Его истинного Царя и Священника.
Характер отступников; конец этих исповедников; непрерывающаяся система зла от апостольских времен до пришествия Господа
В то время, когда Иуда писал свое послание, люди, введенные сатаной в церковь, чтобы задушить ее духовную жизнь и привести к тому результату, который пророчески рассматривает Дух, — эти люди обитали среди святых, принимали участие в благочестивых пиршествах, на которые они собирались в знак братской любви. Они были «пятнами [в рус. соблазном]» на этих «праздниках милости», без страха питаясь на пастбищах верных. Святой Дух решительно обвиняет их. Они были дважды мертвые, по природе и по своему отступничеству, они были бесплодны, принося плод, который погибает, будучи несвоевременным; вырванные с корнями; повсюду пенящиеся срамотами своими; звезды, блуждающие, сберегаемые для мрака. В древности Дух провозгласил устами Еноха суд, который обрушится на них. Этот отрывок представляет чрезвычайно важную сторону данного здесь наставления, а именно: что это зло, вкравшееся в среду христиан, будет продолжаться и будет еще обнаружено, когда Господь вернется для суда. Он придет с мириадами своих святых, чтобы осуществить суд над всеми нечестивыми среди них за их дела нечестия и за их нечестивые слова, которые они произносили против Него. Это непрерывающаяся система зла от апостольских времен до пришествия Господа. Это серьезное свидетельство о том, что должно произойти среди христиан.
Зачинщики распутства отождествляются с мятежниками, которые будут осуждены; предупреждение в отношении их уже было
Весьма примечательно видеть, как вдохновенный автор отождествляет этих подстрекателей распутства с мятежниками, которые будут объектами суда в последний день. Это тот же дух, то же дело врага, хотя и сдерживаемое на время, которое будет созревать для суда Бога. Несчастное собрание! Однако это лишь всеобщее направление движения человека. Единственная особенность, что сейчас, когда благодать полностью явила Бога и принесла избавление от закона, может быть либо святость сердца и души, наслаждение послушанием под совершенным законом свободы, либо вседозволенность и открытый мятеж. В этом отношении верна поговорка: развращение самого превосходного является наихудшим из развращений. Мы должны здесь добавить, что стремление вызвать восхищение людей, чтобы получить от них какую-либо выгоду, — другая характерная особенность этих отступников. Они смотрели не на Бога.
Итак, апостолы уже предупреждали святых, что появятся эти насмешники [в рус. ругатели], поступающие по собственным своими похотями, превозносящиеся, не имеющие Духа, но пребывающие в природном состоянии (стихи 17-19).
Практические увещания для тех, кто был сохранен, чтобы они созидали себя на своей святой вере и пребывали в общении Бога и в молитвах
За этим следуют практические увещания для тех, кто был сохранен. Согласно силе духовной жизни и силе Духа Бога они должны были посредством благодати созидать себя и сохранять себя в общении Бога. Вера для верующего — святейшая вера; из-за того что она самая святая, он любит ее; она приводит его во взаимоотношения и общение с самим Богом. То, что он должен делать в тех болезненных обстоятельствах, о которых говорит апостол (какой бы ни была степень их развития), — это созидать себя на этой святейшей вере. Он углубляет общение с Богом и использует через благодать откровения о Его любви. Христианин имеет свою собственную особую сферу мыслей, в которой он скрывается от окружающего его зла и возрастает в познании Бога, от которого его ничто не может отделить. Чем более усиливается зло, тем более для него очевиден его собственный удел. Его общение с Богом — в Святом Духе, в силе которого он молится и который является связью между Богом и его душой; и его молитвы соответствуют близости этих отношений, воодушевляемые разумением и силой Духа Бога.
Цель христиан; милосердие в присутствии такого множества зла; тех, кто соблазнен, необходимо отличать от злых и развращенных
Таким образом, христиане сохраняют себя в осознании любви Бога, в общении с ней и в наслаждении ею. Они пребывают в Его любви, пока странствуют на земле, но их целью являлось ожидание милости Господа Иисуса Христа к вечной жизни. В результате, когда видно, каковы плоды человеческого сердца, мы чувствуем, что необходимо Его милосердие, чтобы представить нас незапятнанными перед Его лицом в тот день для вечной жизни с Богом святости. Несомненно, это Его неизменная верность, но перед лицом такого множества зла, больше думают о милосердии. Сравните, что в подобных обстоятельствах говорит Павел во 2Тим. 1,16. Именно милосердие проводит различие между падшими и теми, кто устоял (сравните с Исх. 33,19 [правильный перевод начала этого стиха: «Я проведу пред тобою всю доброту Мою»]). Мы должны также отличать [в рус. «с рассмотрением»] соблазненных. Есть люди, которые лишь сбиты с пути другими; есть те, в ком действуют похоти развращенного сердца; и, когда мы видим этих последних, мы должны проявить ненависть ко всему, что свидетельствует об этой развращенности, как к тому, что нельзя терпеть.
Козни сатаны; уверенность в Боге, который способен сохранить нас от падения и представить нас незапятнанными перед лицом своей славы
В этом послании Дух Бога не показывает действенность этого искупления. Он занят хитрыми уловками врага, его попытками соединить действия человеческой воли с исповеданием благодати Бога и таким образом добиться развращения собрания и падения христиан, подтолкнув их на путь отступничества и суда. Уверенность — в Боге, к Нему святой автор обращается в заключение своего послания, так как он думал о тех верных, которым он писал. «Тому, — говорит он, — кто может уберечь нас от падения и представить пред славою Своею незапятнанными в радости...»
Сила, которая может сохранить нас; грех никогда не извинителен
Важно отметить тот способ, которым Дух Бога говорит в послании о силе, которая может сохранить нас от всякого падения и непорочными, так что думать только о грехе всегда непростительно. Это не значит, что плоти нет в нас, но что — из-за того что Святой Дух действует в новом человеке — совсем необязательно, чтобы плоть действовала в нас или влияла на нашу жизнь (сравните 1Фес. 5,22). Мы соединены с Иисусом, Он представляет нас перед Богом, Он наша праведность. Но в то же время Тот, кто в своем совершенстве является нашей праведностью, является также нашей жизнью, так что Дух стремится к проявлению такого же совершенства, практического совершенства, в нашей повседневной жизни. Тот, кто говорит: «Я пребываю в Нем», должен поступать, как Он поступал. Господь также говорит: «Итак, будьте совершенны, как совершенен ваш Отец, который на небесах» [Матф. 5,48].
Прогресс христианина; цель — воскресший Христос
В этом и состоит продвижение вперед. Именно воскресший Христос является источником этой жизни в нас, которая вновь восходит к своему источнику и которая взирает на воскресшего и прославленного Христа; Ему мы уподобимся в славе как ее конечной цели (см. Фил. 3). Однако результатом этого является то, что у нас нет иной цели, — «только одно делаю» [Фил. 3,13, в рус. переведено «а только»]. Итак, какова бы ни была степень осуществления, мотив всегда совершенен. Плоть вовсе не является нашим мотивом, и в этом смысле мы непорочны.
Наша жизнь, связанная с конечным результатом непорочного состояния перед Богом; вся слава и господство приписываются Тому, кто может совершить это
Затем Дух — поскольку Христос, который является нашей праведностью, является также нашей жизнью — связывает нашу жизнь с окончательным результатом непорочного состояния перед Богом. Совесть знает через благодать, что абсолютное совершенство принадлежит нам, так как Христос есть наша праведность; но душа, которая радуется в этом перед Богом, осознает единство с Ним и стремится к осуществлению этого совершенства согласно силе Духа, посредством которого мы таким образом соединены с Главой.
Тому, кто может осуществить это, сохраняя нас от всякого рода падений, послание приписывает всю славу и господство во веки веков.
То, что особенно поражает в послании
Особенно поражает в послании Иуды то, что он прослеживает развращение собрания начиная с незаметного проникновения некоторых до его завершающего суда, показывая в то же время, что это развращение не остановилось, а проходит через различные стадии до сегодняшнего дня.