Введение в Новый Завет
Сосредоточенность и развитие божественного света и огромная важность истин, содержащихся в Новом Завете
Продолжая это исследование Писания, я с определенным чувством благоговения приступаю к Новому Завету, столь великому и требующему такого же благословения в его исследовании. Сосредоточенность и в то же время развитие божественного света в этом драгоценном даре Бога, огромный охват истин, содержащихся в нем; множество различных аспектов и правильных применений одного и того же отрывка, и его взаимосвязи со всем кругом божественных истин; огромная важность этих истин, или самих по себе, или по отношению к славе Бога, или в связи с нуждой человека; способ, которым они открывают Бога и удовлетворяют эту нужду, – все эти размышления, которые я могу лишь несовершенно выразить, заставили бы каждого смиренного человека отказаться от притязаний дать истинное и (даже в принципе) адекватное представление о намерении Духа Святого в книгах Нового Завета. И чем больше открывается сама истина, чем больше сияет истинный свет, тем больше должно быть ощущение неспособности говорить об этом и тем больший должен быть страх затемнить то, что является совершенным. Чем чище истина, с которой мы имеем дело (а здесь это сама истина), тем труднее представить ее другим, не повреждая (в различных отношениях) ее чистоты, и тем пагубнее это искажение. Размышляя над тем или иным отрывком, мы можем передать для пользы других меру дарованного нам света. Но, пытаясь дать общее представление о книге в целом, на мысль приходит все совершенство самой истины и широта намерения Бога в данном им откровении; и каждый будет страшиться взять на себя ответственность представить истинную и основную идею, если конечно это не будет некто совершенный, на что не претендует ни один истинный христианин.
В Ветхом Завете говорил Бог, но в Новом Завете Бог являет себя
Ветхий Завет некоторым может казаться более сложным, чем Новый, и в объяснении некоторых отдельных отрывков это может быть; но, хотя вдохновенные авторы этой части Писания открывают мысли Бога, которые Он передал им (и мы можем восторгаться мудростью, которую там обнаруживаем), однако сам Бог был еще сокрыт за завесой. Мы можем ошибиться или не обратить внимания на значение выражения, и мы потерпим урон, ибо это говорил Бог; но в Новом Завете это сам Бог – кроткий, мягкий, человек на земле, в Евангелиях; или наставляющий божественным светом в последующих сообщениях Святого Духа, однако, по-прежнему – Бог, который являет себя. Но если свет является более ярким, как для нашего личного руководства, так и для познания Его самого, то неправильное толкование этих живых сообщений или искажение посредством наших собственных мыслей того, что является самой истиной, будет иметь еще более серьезные последствия. Ибо мы должны помнить, что Христос есть истина. Он есть Слово. Бог говорит в личности Сына, который, будучи истинным человеком, также являет Отца.
Новый Завет завершает и затмевает Ветхий Завет и вводит то, что является вечным и небесным
Что касается даже самого толкования, то сама истина, свет, вечная жизнь, как все это представлено в Новом Завете, могут быть рассмотрены с различных сторон, так что практическая трудность является намного большей. Ибо эта истина может быть рассмотрена в своей внутренней ценности: мы можем видеть ее как проявление вечной природы Бога, или в ее проявлении в отношении славы Сына; мы можем исследовать ее связи и ее контрасты с неполными сообщениями Ветхого Завета, который она завершает и затмевает своим собственным блеском, с системой земного управления Бога, которое приостановлено, чтобы ввести то, что является вечным и небесным. Она может быть рассмотрена в своей связи с человеком, ибо жизнь была светом для людей, в то время как Богу было угодно явить и прославить себя в человеке, открыть себя человеку и создать ему средства откровения о Себе самом для других созданных Им разумных творений. В каждом отрывке есть что-то, что говорит по каждому из перечисленных аспектов, ибо истина одна, и она от Бога, но она сияет на все и являет истинный характер всего.
Каналы чистой и живой воды
Тем не менее два момента ободряют меня: во-первых, что мы имеем дело с Богом совершенной благости, который дал нам эти чудесные откровения, чтобы мы могли использовать их; и, во-вторых, что, хотя источник истины бесконечен и совершенен, хотя эти откровения проистекают из полноты истины в Боге и сообщенная нам истина совершенна, ввиду совершенства Того, кто сообщил ее, однако это произведено посредством различных орудий, самих по себе имевших ограниченные способности, которые Бог употребил в передаче нам той или иной части истины. Эта чистая и живая вода ни в малейшей степени не была испорчена, но в каждом сообщении она была ограничена намерением Бога в тех орудиях, которые Он использовал для ее передачи, и в то же время в связи с целым, согласно совершенной мудрости Того, кто сообщил всю истину. Канал не является бесконечным. Вода, которая течет через него, – бесконечна, но не бесконечна в переданных сообщениях. Они пророчествовали отчасти, и мы знаем отчасти. Подход и применение истины имеет особый характер в зависимости от сосуда, посредством которого она сообщена. Живая вода здесь – в своей совершенной чистоте. Какова она в своем источнике, такова она, когда льется потоком: форма ключа, посредством которого она течет перед людьми, соответствует мудрости Того, кто сформировал его, чтобы он был Его орудием для исполнения этого намерения. Святой Дух действует в человеке, в сосуде, приготовленном для этого. Бог создал, сформировал, придал форму и приспособил сосуд, нравственно и интеллектуально, для того или иного служения относительно истины. Он действует посредством сосуда с той целью, для которой он приготовил его. Христос был и является истиной. Другие передали ее, каждый соответственно тому, что ему дано, и в связи с теми факторами, с помощью которых Бог привел его мысли и сердце к согласованности, и в соответствии с той целью, для которой Святой Дух приготовил его.
Поэтому, забывая мои опасения, я с доверием принимаюсь за выполнение этого служения, а мое сердце полагается на совершенную благость Бога, который любит благословлять нас. Пусть праведное чувство моей ответственности не позволит мне допустить чего-либо не по мыслям Бога, и пусть сам Господь в своей благодати соблаговолит направлять меня и снабдит меня тем, что будет благословением читателю!
Характер Нового Завета: присутствие самого Бога как Человека среди людей
Новый Завет имеет характер, существенно отличающийся от характера Ветхого Завета. То, что я уже отметил, составляет сущность этого различия. Новый Завет дает нам откровение о самом Боге и показывает нам человека, введенного в праведности во славу в присутствии Бога. Прежде Бог дал обетования, и Он осуществил суды. Он управлял народом на земле и осуществлял действия по отношению к внешним народам, рассматривая этот народ в качестве центра своих советов в отношении земли. Он дал им свой закон, и давал им посредством пророков все больший свет, который провозглашал все более приближающееся пришествие Того, кто скажет им все от Бога. Но присутствие самого Бога, Человека среди людей, изменило положение всего. Или человек примет, как венец благословения и славы, Того, чье присутствие должно было изгнать все зло и развить и усовершенствовать всякий элемент добра, предоставляя в то же время объект, который должен быть средоточием всякой привязанности, проявляемой в совершенном счастье посредством наслаждения этим объектом; или, отвергая Его, наша бедная природа проявит себя враждебной Богу и докажет необходимость совершенно нового порядка вещей, в котором счастье человека и слава Бога будут основываться на новом творении.
Отвержение людьми Бога — средство исполнения вечных намерений Бога о новом порядке вещей
Мы знаем, что произошло. Тому, кто являлся образом Бога невидимого, после того как Он проявил совершенное терпение, пришлось сказать: «Отче Праведный! И мир тебя не познал». Увы! и даже более этого – Ему пришлось сказать: «И видели и возненавидели и Меня, и Отца Моего».
Тем не менее это состояние человека ни в коей мере не было препятствием Богу в осуществлении Его намерений, напротив, оно стало средством этого. Он не отвергнет человека до тех пор, пока человек не отвергнет Его (как в Эдемском саду человек, осознавая грех, будучи неспособным выносить присутствие Бога, удаляется от Него прежде, чем Бог изгнал его из сада). Но теперь, когда человек со своей стороны всецело отверг Бога, пришедшего в милости в среду его нищеты, Бог был свободен – если можно рискнуть так говорить и если это выражение является нравственно правильным – выполнить свои вечные намерения. Но это не является исполнением суда, как это было в Эдеме, когда человек уже ушел от Бога. Это суверенная благодать, которая, когда человек явно потерян и провозгласил себя врагом Бога, совершает свой труд для восхваления Его славы перед всей вселенной в спасении несчастных грешников, которые отвергли Его.[1]
Но, для того чтобы мудрость Бога была явлена в деталях, должно быть показано, что это дело суверенной благодати, в котором Бог открывает себя, связано со всеми Его предыдущими действиями, раскрытыми в Ветхом Завете, и также, что оно оставляет то же самое место Его управлению в мире.
Четыре главные темы Нового Завета
Все это является причиной того, что в этой удивительной книге есть четыре темы (не считая одной великой идеи, доминирующей во всей книге), которые открываются глазам веры.
Во-первых, великая тема, основной факт, состоит в том, что явлен совершенный свет: Бог явил себя. Но этот свет явился в любви, другом важнейшем имени Бога.
Христос, который является проявлением этого света и любви и который, если бы Он был принят, был бы исполнением всех обетований, представлен человеку, и особенно Израилю (рассматриваемому в своей ответственности), со всеми доказательствами: личными, нравственными, явленными в силе, – доказательствами, которые оставили этот народ неизвинительным.
Во-вторых, когда произошло отвержение (отвержение, посредством которого осуществлялось спасение), нам представлен новый порядок вещей – новое творение, человек прославлен, собрание разделяет с Христом небесную славу.
В-третьих, рассматривается связь между старым порядком вещей на земле и новым в отношении закона, обетований, пророков или божественных учреждений на земле, то ли в показе нового как завершения и прекращения того, что стало ветхим, то ли в выявлении контраста между новым и старым; а также рассматривается совершенная мудрость Бога, которая проявляется в каждой детали Его путей.
И последнее, пророчески изображается управление миром со стороны Бога и кратко, но ясно изложено возобновление взаимоотношений Бога с Израилем как в суде, так и в благословении, в связи с разрывом этих отношений из-за отвержения Мессии.
Можно добавить, что все необходимое для человека как странника на земле, пока Бог не совершит в силе намерения своей благодати, дано в изобилии. Выйдя по призыву Бога из того, что отвергнуто и осуждено, и еще не овладев тем, что Бог приготовил для него, человек, который послушался этого призыва, нуждается в том, что будет направлять его и откроет источники силы, необходимые ему в следовании к цели его призвания, и средства, с помощью которых он сможет воспользоваться этой силой. Бог, призывая его следовать за Учителем, которого мир отверг, изобильно снабдит его всяким светом и всякими наставлениями, необходимыми, чтобы направлять и ободрять его в его пути, а также укажет ему источники силы и то, как обрести ее.
Всякий читающий Библию поймет, что эти темы в Новом Завете не рассматриваются систематично и по отдельности. Если бы это было так, они не были бы в полной мере понятны. Они раскрываются нашим сердцам в жизни и силе, или силе Христа, или силе Святого Духа во вдохновенных авторах.
Разделы Нового Завета и их темы
В целом, Евангелия представляют нам Христа как свет и благодать, а также, хотя не доктринально, — как самого Бога, впервые явленного людям в этом мире, так же как Того, в ком совершатся все обетования, сделанные Израилю, и затем они открыто представляют Его как божественную личность, в Ком будут исполнены намерения Отца, в то время как иудеи рассматриваются нечестивыми в их тогдашнем положении. Апокалипсис – книга о Божьем управлении этим миром в связи с ответственностью, в которую его поставило его отношение к явленному Богу. Писания Павла – принятие человека и его место перед Богом посредством искупления, новое творение и собрание согласно намерениям Бога, тайны Бога. Различные темы, связанные с этими, находятся, тем не менее, повсеместно в Посланиях, и каждое отдельное раскрытие одной из этих тем проливает свет на все остальные. Писания Иоанна, можно добавить, в особенной мере касаются явления Бога, божественной жизни во Христе, а затем в оживотворенном человеке, и того, какое должно быть соответствие одной и другой; писания Петра рассматривают странничество христиан, основанное на воскресении Христа, и нравственное управление миром.
Истина, сияющая в живом явлении Бога и в живом применении к людям
Но, я повторю это, то ли в личности Христа, то ли в общении Святого Духа (при этом жизнь Христа тем или иным способом является светом людей), истина сияет в живом явлении Бога и в ее живом применении к людям, и также, по мудрости Бога, она связана с последующим развитием[2], которое присуще истине, когда она сообщена человеку и приспособлена к особым нуждам и духовным способностям человека, которому она адресована.
Несомненно, что откровения Нового Завета предназначены для святых всех времен, но они были адресованы, в историческом плане, к живущим людям и приспособлены к их условиям. Но это обстоятельство ни в коей мере не ослабляет сообщаемой истины: она от Бога, точно как апостол выражает это: «Мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе». И в другом месте: «…не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом». Он ничего не добавляет к этому чистому вину, он не разбавляет его. То, что он получил, изливается из него таким же чистым, каким он получил его.[3]
Слово Бога, его действенность и авторитет
Но слово Бога, обращенное к человеку, имеет большую действенность, чем любая абстрактная истина; оно в большей степени непосредственно от Бога. Это не человеческие идеи в отношении Бога, не доводы человеческих рассуждений, пусть даже правильных, на эту тему; это даже не является истиной (каковой она является в Боге), абстрактно предоставленной способности людей, чтобы они могли судить о ней. Это – Бог, который обращается к человеку, который говорит ему, который сообщает свои мысли. Потому что, если человек должен оценивать их, тогда они, по сути дела, не являются словами Бога. «Вы приняли слово Божие, – говорит апостол, – не [как] слово человеческое, но [как] слово Божие, — каково оно есть по истине» (1Фес. 2,13).
Воздействию, производимому на человека, побуждающему его признать истину и авторитет Слова, часто пытаются противопоставить суждение, составленное человеком о Слове, как о чем-то подчиненном ему. Никогда не может Слово так представить себя. Это являлось бы отречением от его сущности, если бы кто-то говорил: «Это не мой Бог так сказал». Может ли Бог сказать, что Он не является Богом? Если нет, то Он никогда не скажет, что Его слово не имеет в себе авторитета.
Слово приспособлено к природе человека: жизнь есть свет людей. Существует многое, производящее результат согласно природе тех вещей, к которым они применяются, и при этом оно не подвергается оценке этими вещами. Примером могут служить все химические реакции. Лекарство помогало мне, я испытал его результат. Оно имело этот результат согласно моей природе. Таким образом, я убежден в этом результате и силе лекарства. Не ставится вопрос, чтобы я составил суждение об этом лекарстве, как о подчиненном моей способности. То же самое, по благодати, в отношении откровения о Христе, за исключением того, что злая воля противится и отвергает его, так что оно становится смертоносным запахом на смерть. Слово Бога никогда не судится, когда оно производит свой результат, оно судит «помышления и намерения сердечные». Человек является его объектом, он не судит его (слово).
Исторические обстоятельства оказывают большую помощь в понимании сказанного
Когда человек принял, по благодати, слово истины, которое адресуется ему как таковому, он в состоянии понять весь его смысл благодаря помощи Святого Духа, и в этом случае обстоятельства тех людей, которым оно исторически было адресовано, становятся средством к пониманию намерения Бога в рассматриваемой части слова. Эти обстоятельства, как мы увидели, совершенно не затрагивают божественную чистоту слова, но, так как Бог говорит людям согласно их положению, то это положение, как оно представлено нам в самом слове, в большой степени помогает нам понять сказанное. Само это положение понимается только посредством слова и с помощью Духа Святого. Иногда оно является результатом зла человеческого сердца, иногда частично зависит от периодов домоправления Бога.
Свет Слова доступен человеку и применим к его состоянию
Как бы там ни было, благодать обращается к человеку согласно его положению[4], согласно верности Бога Его обетованиям и в связи с Его путями, которым Он уже научил их. Это не значит, что этот свет (ведь пришел истинный свет) тускнеет или уменьшается, чтобы приспособиться к тьме. Если бы это произошло, он более не являлся бы самим собой, и не был бы способен поднять человека, освободив его от положения, в котором он находится, но он сообщается в таком виде, чтобы быть доступным человеку и применимым к его состоянию. Он являлся тем, в чем они нуждались, он являлся тем, что достойно Бога. Только Он мог сотворить его. И это в одинаковой степени истинно в применении к тому, что говорит Господь, и к тому, что Духом Святым сказано через апостолов. Он мог говорить к иудеям, обращенным, но еще привязанным к иудейской системе, чтобы открыть замыслы Бога (всегда верного своим обетованиям) по отношению к этому народу, как Он мог также, будучи вознесенным, сообщить Духом Святым все последствия единства церкви с Ним самим в небесах, вне всех действий Бога на этой земле. И к тем душам, которые питались мирским, вопреки этому небесному возвышению, и кто не овладел в нем тем, что освободило бы их от этих мирских и плотских привязанностей, – таковым Он мог явить доказательства зла, в которое они впали, и это Он мог сделать, приводя их в согласие с вечными истинами Бога, способом, который, хотя и простой, судил бы эти плотские склонности, которые встречаются во все времена у тех, кто не достиг высоты намерений Бога. Или Дух мог более просто открывать истину в той высоте, которая присуща ей. Он мог подробно остановиться на важнейших чертах природы Бога, чтобы осудить все, что претендовало, в самых благовидных формах, на то, что является христианским светом, но которое грешило против этой природы в самых простых вещах, и таким образом соединить самые простые и самые непросвещенные души с наиболее возвышенными качествами Бога в сущности Его природы.
Постижение божественной истины и практическая истина, реализуемая в душе
Понимание (полученное из священных писаний, в которых это все находится) положения тех, кому это адресуется, приносит большую пользу, под руководством Святого Духа, в постижении божественной истины, содержащейся в этих частях Писания; истина, которая абсолютна, но по благодати Бога, примененная истина, практическая истина, реализуемая в душе силой Бога, действующей в ней, и защищая ее посредством этой истины от плотских склонностей сердца впасть в те виды зла, которые послужили поводом, чтобы Писание говорило о них; истина, которая сошла к нам, каким бы ни было наше состояние, не посредством изменения своего характера, чтобы приспособиться к нам, не путем принятия формы, соответствующей нашему положению, хотя она и приспосабливается к нему, но сошла к нам, чтобы возвысить нас к источнику, из которого она сошла, и от которого она никогда не отделится (ибо истина, сообщаемая нам, всегда является истиной в Боге и во Христе, чтобы возвысить нас нравственно ко всем высотам божественной природы); «что есть истинно и в Нем и в вас: потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит». Это результат того, что вмешался Христос, с которым мы соединены Святым Духом, и который – одно с Богом Отцом.
Христос — центр советов Бога
Эта истина, что сообщения Бога приспособлены к положению тех, кто исторически получал их, приводит нас к пониманию всех советов Бога, ибо Он открывается в своей власти, своей мудрости, своем суверенитете, в своих советах, так как Он открыл себя в своей природе, явив себя во Христе. Христос является центром этих советов, но всякое семейство на небесах и на земле подчинено Отцу нашего Господа Иисуса Христа [Еф. 3,15]. Ангелы, власти, силы, иудеи, язычники — все, что имеет имя (именуется), будет помещено под Его власть (в то время как церковь будет соединена с Ним в Его славе). Таким образом, советы Бога в отношении нас открыты в Его слове, и, хотя Бог не говорит нам для того, чтобы удовлетворить наше любопытство, многие темы, за исключением непосредственно темы спасения, которые соединены с этим верховенством Христа, соединены также с тем, что Бог говорит нам для нашего наставления, по мере развития этого в Его действиях здесь на земле.
Новый Завет являет гармонию путей Бога
Таким образом, хотя Его замыслы в отношении иудеев, естественно, могут быть в большей степени развиты в Ветхом Завете, однако связь их истории с темами Нового Завета, исторический переход от старого домоправления к новому, согласование обетований, сделанных иудеям, с универсальностью евангельского устройства – все эти темы непременно должны иметь место в Новом Завете, если нам должны быть открыты пути Бога. Я говорю: «пути Бога», ибо мы думаем не только об иудеях, это — Бог, который действует и который открывает себя в своих действиях. Таким образом, хотя в Новом Завете явлен полный свет, мы находим здесь то, что адресовано иудеям и ученикам, которые входили в состав этого народа, и оно раскрывает действия Бога по отношению к ним. И без этих откровений, и если бы они не относились к положению этого народа, не было бы никакой гармонии в путях Бога, по крайней мере, она была бы сокрыта от нас, и в нравственном отношении не существовала бы. Это относится к учению, к истории (то есть к представлению Мессии), к пророчеству, которое показывает верность Бога, и к суду над этим народом.
Сам Бог познан и прославлен
Чтобы мы могли познать Бога, – Бога, который снизошел, чтобы вмешаться в дела этого мира, – просто света недостаточно. Он должен быть познан, не только каков Он в своей природе, хотя это является очень важным и принципиальным, но каким Он открыл себя в полноте своих путей, в тех деталях, в которых наши маленькие, узкие сердца могли познать Его верность, терпение, снисходительную любовь, в тех действиях, которые развивают абстрактную идею о Его мудрости, чтобы сделать ее доступной нашему ограниченному разуму, который может различить ее в том, что было осуществлено среди людей, – хотя она полностью превышает все их предвидение, но она была провозглашена Богом, чтобы мы познали, что это от Него. Прежде всего, Богу было угодно связать себя с человеком во всем этом; чудесная привилегия для Его ничтожного творения! Философия – бессмысленная, ограниченная, и даже, в сущности, глупая в своих аргументах – заявляет, что мир слишком ничтожен для Бога, чтобы Он растрачивал себя на такое незначительное существо подобное человеку, на то, что является просто точкой в безграничной Вселенной. Презренная глупость! Как если бы объем репертуара театра являлся бы мерой нравственных воздействий производимых им, и той борьбы идей, которая поднимается им в качестве проблем. То, что имеет место в этом мире, является спектаклем, который раскрывает всем мыслящим во вселенной пути, характер и волю Бога. Таким образом, мы должны получить по благодати разумение и силу, чтобы мы могли радоваться об этом и чтобы Бог мог быть прославлен в нас, – не только посредством нас, что будет истинным в отношении всего, но в нас. Это является нашей привилегией по благодати, которая — во Христе и посредством нашего соединения с Ним, который является мудростью Бога и силой Бога. Чем в большей степени мы, как малые дети, проявляем послушание и смирение, тем в большей степени мы осуществим это славное положение. Впоследствии мы познаем подобно, как мы познаны. Между тем, чем больше Христос действительно является нашим уделом, и мы заняты Им, тем больше мы будем похожи на Него. Благодарность Богу! Он утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам. «Мудрость же, – говорит апостол, – мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей» (1Кор. 2,6.7).