Послание Иакова
Те, к кому обращено это послание, и его темы
Послание Иакова не обращено к собранию, и основанием его не является апостольская власть над теми, кому оно послано. Это практическое увещание, в котором все еще признаются двенадцать колен и связь христиан-иудеев с ними; подобно как Иона обращался к язычникам, хотя иудейский народ имел свое место перед Богом. Таким образом, Дух Бога все еще признает здесь отношения Бога с Израилем (как в случае Ионы он признает отношения с язычниками), а также права Бога, которые неизменны, какие бы особые привилегии ни были дарованы собранию или Израилю. Нам известно, что в историческом плане христиане-иудеи оставались иудеями до конца новозаветной истории и даже были ревностными исполнителями закона, что для нас весьма странно, но Бог некоторое время терпел это.
Темой данного послания не является учение христианства. Оно предоставляет Богу Его место в совести и в отношении всего, что окружает нас. Оно, таким образом, препоясывает чресла христианина, представляя ему также близкое пришествие Господа и воспитание, которое Он осуществляет в настоящее время, — воспитание, в отношении которого собрание Бога должно обладать разумением, и деятельность, основанную на нем. Также этот мир и все, что в нем превознесено и значимо внешне, оценивается с точки зрения Бога.
Положение христианина, рассматриваемое по отношению к Израилю
Несколько замечаний по поводу положения христиан (то есть о том, как это положение рассматривается по отношению к Израилю) помогут нам понять эту часть Слова.
Израиль все еще рассматривается как народ Бога. Для веры Иакова народ все еще имеет с Богом те отношения, в которые Он поставил их с самим собой. Иаков обращается к христианам, рассматривая их как все еще составляющих часть народа, связи которого с Богом на тот момент юридически не были разорваны, но среди них только христиане имели веру в истинного Мессию, данную им Духом. Они одни среди народа, как и автор этого послания, признавали Иисуса Господом славы. За исключением стихов 14 и 15 главы 5, в данном послании не содержится увещания, которое бы, по своей духовной высоте, выходило за пределы того, что могло быть сказано благочестивому иудею. Оно действительно предполагает, что те, к кому оно обращено, имеют веру в Господа Иисуса, однако оно не призывает их к тому, что свойственно исключительно христианству и зависит от его привилегий. Увещания проистекают из того же более возвышенного источника и исполнены дыхания той же более небесной атмосферы, однако результат, который они нацелены произвести, состоит в истинных доказательствах благочестия здесь на земле. Они такие же, как те, что можно услышать в исповедующей Церкви, — в многочисленном обществе, подобном Израилю, в среде которого было некоторое количество христиан.
Послание не базируется на христианских отношениях, но признает их наряду с другими
Это послание не базируется на христианских отношениях здесь на земле. Оно признает их, но только как один вид среди других, имеющих права над совестью автора этого послания. Оно предполагает, что те, к кому оно обращено, находятся в отношениях с Богом, которые являются известными, несомненными, древними, в среде которых было введено христианство.
Нравственный критерий жизни, представленной в послании
Важно обратить внимание на нравственный критерий жизни, представленный в данном послании. Как только мы поймем то положение, в котором оно рассматривает верующих, нам нетрудно будет постигнуть истину по этому вопросу. Это тот же самый нравственный критерий жизни, который представлял Христос, когда Он ходил посреди Израиля, являя своим ученикам свет и отношения с Богом, которые проистекали для них из Его присутствия. Теперь Христос отсутствовал, но тот свет и те отношения сохранялись в качестве критерия ответственности; и именно это должно отстоять возвращение Господа посредством суда над теми, кто отказывался поступать согласно этому свету и этим отношениям. И пока не наступил этот день, верующие должны были терпеливо выносить все гонения, которые они претерпевали со стороны иудеев, которые все еще хулили святое имя, посредством которого они были призваны [2,7].
Данное послание противоположно Посланию Евреям, что касается отношений верующих с иудейским народом; не нравственно, а из-за близости суда во время написания Послание Евреям.
Основные принципы Иакова; жизнь Христа — образец хождения во время терпеливого ожидания Его возвращения
Основные принципы того положения, о котором мы сказали, следующие: закон в его духовности и совершенстве, такой, как его изложил и подытожил Христос; сообщенная жизнь, основанная на нравственных принципах закона, божественная жизнь; откровение об имени Отца. Все это было истинным, когда Господь был на земле, и являлось той основой, на которую (в какой бы малой степени они ни осознали это) Он тогда поместил своих учеников. Он говорил им, что они должны стать после Его смерти свидетелями этого, как и всего того, что Он сказал, делая различие между этим свидетельством и свидетельством Святого Духа.
Именно этому и учит здесь Иаков, добавляя обещание Господа относительно Его возвращения. Это — учение Христа в отношении хождения среди Израиля согласно свету и истинам, которые Он ввел; и — так как Он еще отсутствовал — призывает к непоколебимости и терпению в этом хождении с ожиданием того момента, когда (посредством суда над теми, кто притеснял их) Он отстоит те принципы, на которых основывалось их хождение.
Хотя суд, осуществленный над Иерусалимом, и изменил положение остатка Израиля в этом отношении, тем не менее жизнь Христа всегда остается для нас образцом, и мы должны с терпением ожидать пришествия Господа.
В этом послании мы не находим связи христиан с Христом, вознесенным на небеса, а следовательно, и мысли о том, что мы выйдем навстречу Ему в воздухе, о чем учит Павел. Но то, что в нем содержится, всегда останется истинным, и тот, кто говорит, что пребывает в Нем (Христе), должен также ходить так, как Он ходил [1Иоан. 2,6].
Грядущий суд в связи с миром, богатыми и верующим остатком; страдания; требование практических доказательств веры
Грядущий суд заставляет нас понять, почему Иаков так говорит об этом мире, о богачах, радующихся своему уделу в этом мире, и о положении верующего остатка, притесняемого и страдающего среди неверующего народа, — понять, почему апостол начинает темой о несчастьях и так часто возвращается к ней, почему он также настаивает на практических доказательствах веры. Он все еще рассматривает весь Израиль вместе, однако некоторые приняли веру в Господа славы, и они поддавались искушению высоко ценить богатых и великих Израиля. Однако все они еще оставались иудеями, и мы можем легко понять, что тогда как некоторые из них по-настоящему верили и исповедовали, что Иисус есть Христос, но, так как эти христиане следовали иудейским постановлениям, те, кто являлся просто исповедующими, могли делать то же самое без каких-либо жизненных изменений, доказанных посредством их дел. Совершенно очевидно, что подобная вера ничего не стоит. Именно такая вера присуща тем, кто сегодня проповедует дела, — просто мертвое исповедание христианства. Рождение посредством Слова истины так же чуждо и непонятно им, как и иудеям, о которых говорит Иаков.
Предупреждение, обращенное к массе тех, кто называет себя верующими, и к личной совести
Так как верующие, таким образом, находились среди Израиля с теми, кто лишь исповедовал веру, то мы можем легко понять, почему апостол Иаков обращается к массам как к тем, кто мог бы разделить существующие в их среде привилегии; почему он обращается к христианам как к тем, кто имел свое собственное особое место; и почему он предостерегает тех, кто называет себя верующими во Христа. Наиболее легким и совершенно понятным является практическое применение послания ко всем временам, и в особенности к тому времени, когда массы людей присваивали себе право на привилегии народа Бога посредством наследования. Помимо сказанного, данное послание имеет особое значение для совести всякого человека — оно судит состояние, в котором он находится, мысли и намерения сердца.