Первая Книга Царей. Главы 17, 18
Поразительные чудеса Илии и Елисея
Илия и Елисей (свидетели Бога среди народа, который Бог по благодати еще признает своим, но который открыто покинул Бога и стал поклоняться золотым тельцам), напротив, совершают поразительные чудеса в доказательство своей божественной миссии.
Они отстаивают права и силу Сущего посреди народа, который не признает Его; в то время как пророки Иудеи, поставленные посреди тех, кто публично исповедовал, что признает власть Сущего, неустанно говорят о последствиях этого положения. Правда, Бог посылал Израилю через уста своих пророков, таких как Осия и Амос, угрозы, подобные угрозам, обращенным к Иудее, но мы не видим, чтобы в Иудее пророками, которые там свидетельствовали, были совершены чудеса.
Чудеса Моисея и Илии
Чудеса Елисея, о которых мы будем говорить ниже, имеют характер, отличный от чудес Илии. Эти последние имеют характер, который подобен только чудесам Моисея. Это судейские чудеса по отношению к народу, посреди которого пребывает пророк. Соответственно, Бог позаботился о своем служителе чудесным образом. Сейчас я говорю только о том, что Илия делал в свидетельстве посреди народа.
Чудеса Илии немногочисленны и поразительны. Он затворяет небо[8] над мятежным народом, находящимся в отступничестве, так что не было дождя. Он вызывает огонь с небес на военачальников, которых царь послал схватить его. Наконец, он доказывает, что Сущий есть Бог, несмотря на все, что случилось, — Бог всех колен Израиля согласно неизменным правам, обусловленным Его намерениями и тем, что Он есть сам по себе. Когда народ признает это, сам произведя суд над священниками Ваала, Сущий снова дарует свое благословение и небо дает дождь[9]. Значение этих чудес очевидно.
Моисей был в другом положении. Народ Бога был в плену, а не в состоянии мятежа, и суд обрушивается на его притеснителей. Это ни небо, ставшее медным, закрывшееся от народа, ни небо — источник суда, который сходит оттуда. Земля, данная сынам человеческим и находящаяся во владении тех, кто не хочет признать, что Сущий является ее Богом или что Он имеет всякие права над ее обитателями, поражается всякого рода карами. Земля, вода, плоды земли, скот, воздух и наконец сам человек в его первенцах — все поражено жезлом Бога согласно могущественному слову Его свидетеля. Египтяне, пользуясь щедротами, посланными провидением благодатного Творца, подвергаются карам лишь после того, как отказались отпустить народ Бога и признать права Того, кто считает этот народ своим собственным. После того, как они отказались послушаться, они сначала были поражены в отношении земных благословений, которые они получили от Него, и затем сам народ был поражен в лице своих первенцев.
Два вида знамений двух свидетелей Апокалипсиса
Здесь можно отметить, что сила этих двух свидетелей проявляется в Откровении в обоих этих видах знамений. Они закрывают небеса, чтобы не было дождя, низводят огонь с неба, и если кто-то хочет навредить им, ему надлежит быть убитым таким способом. Таков Илия. Они поражают землю, когда пожелают этого, всякого рода карами. Таков Моисей. Вне всяких сомнений, они будут свидетельствовать посреди народа, имеющего два характера: мятежного народа и народа плененного, угнетаемого миром, который не желает слушать Бога земли, чьи права это свидетельство провозглашает.
Суверенные права Бога и сила, осуществляемая в благодати
Если в случае Илии Бог закрывает небеса над своим мятежным народом, Он заботится об остатке согласно благодати, даже выходя в этой благодати за границы завета закона. Много вдов было в Израиле во дни пророка Илии, но он не был послан ни к одной из них, а только к вдове в Сарепте Сидонской[10], — к вдове, которая послушалась голоса свидетельства Бога и которая посредством веры поступила согласно этому свидетельству в случае, который требовал самоотречения, и ее жизнь была сохранена. Эта благодать — весьма трудная вещь для сердца иудеев, — являющаяся откровением сердца Того, кого они не знали, открывается в силе пропорционально нужде; и мертвый возвращен к жизни. Бедная вдова получает своего сына благодаря силе, которая является силой воскресения, и ее вера полностью утверждена в слове Бога.
Сила Бога явлена: священники Ваала закланы
Затем Бог снова благословляет Израиль, после того как они вернулись к исповеданию Его имени благодаря поразительному проявлению Его силы, которое приводит в смятение пророков Ваала. Все они истребляются народом, теперь убежденным в неразумности идолопоклонства и ставшим исполнителем суда Бога. Именно здесь — как общее выражение мыслей Бога — завершается миссия Илии, хотя его служение еще продолжается в течение некоторого времени.