Синопсис Д.Н. Дарби

Давид — победитель филистимлян, сопровождаемый пророком и священником

Давид, хотя он был презираем, является царем и спасителем народа; он изгоняет филистимлян и истребляет их великое множество. Он встречает в Израиле лишь предательство, которым Саул пользуется в надежде схватить его. Но как у Давида находится мудрость пророка [22,5], так он также получает ответ Бога через ефод священника, который находится с ним [23,9-12].

Действительное положение Саула перед Богом

Попутно отметим, что Саул внешне сильно возвеличился. С ним теперь не шестьсот человек, которые следовали за ним, трепеща от страха; он может назначать своих тысяченачальников и сотников; он может раздавать виноградники и поля; у него есть свой Доик, начальник пастухов. Перед Богом он ужасным образом внутренне прогрессирует во зле; он не только покинут Богом, но преодолевает все барьеры, которые ставит ему его совесть и которые воздвигали перед ним свидетельства и предписания Бога. Ибо пророк Самуил и священники должны были бы стать уздой для того, кто заявлял, что отождествляется с интересами народа Бога.

Прогресс во внешнем процветании, соединенный с реальным «прогрессом» во зле внутренне, — это очень серьезно. Это одновременно ловушка для плоти и испытание для веры. Давид, напротив, внешне (и фактически, что касается обстоятельств) изгнан из среды народа. У него нет ни дома, ни убежища. Но свидетельство Бога в лице Гада, пророка, и общение с Богом посредством ефода священника — таков его удел во время изгнания. Изгнанный человеком, он там, где реализуются все источники Божьей помощи согласно нуждам Его народа.

Давид, действующий как священник, — прообраз Христа

Заметьте также, что Давид сам действует как священник, чтобы обрести понимание мыслей Бога. Он берет ефод, чтобы искать у Бога совета; он вкушает хлебы предложения, и этот замечательный прообраз Христа учит нас, что когда все рушится, то благословения переходят к тем, кто посредством веры ходит в послушании, понимая долг верующего, который осознает, каково нравственное место веры, — то, чем вера обязана Богу, и как она может рассчитывать на Него.

Давид определяет, что угодно Богу

Заметьте также, что отличает здесь Давида: это не блестящие дела, плод энергии веры, а внутреннее ощущение и понимание того, что подобает его положению, нравственное различение того, что угодно Богу, и линия поведения, которой должен следовать Его служитель как сосуд Его духовной энергии, в то время как принадлежащая ему власть находится в руках другого. Это хождение того, кто постиг, что подобает в этом трудном положении во всех обстоятельствах, в которые оно ставит его; который почитает то, что почитает Бог, и делает дело Бога без страха, когда Бог призывает его, — замечательный прообраз Иисуса во всем этом и пример для нас.

Кроме этой духовной проницательности, этих нравственных приличий, большая часть этой истории показывает нам путь, которым Бог устремляет все к осуществлению своих намерений (несмотря на все побуждения и замыслы людей), чтобы поставить Давида через терпение и энергию веры в то положение, которое Он приготовил для него.

Божьи вмешательство и охрана

Однако Давид нуждается во вмешательстве Бога и в Его охране. Покинув Кеиль (гл. 23) по предостережению Бога, он идет в пустыню. Там его окружают воины Саула. Но в тот момент, когда Саул собирается захватить его, филистимляне вторгаются в землю, и Саул вынужден возвратиться.