Синопсис Д.Н. Дарби

Филистимляне и верховное провидение Бога в суде

В главе 4 враги Бога и Его народа показывают свою силу, филистимляне выстраиваются против Израиля. Бог, в своем верховном провидении, все направляет так, чтобы исполнить свои намерения.

Нам полезно будет здесь немного задержаться, ибо филистимляне представляют для нас большой интерес из-за той роли, которую они играют в этой истории как сила врага. Я думаю, что они представляют силу врага, действующую внутри круга Бога. Они находились на территории израильтян — в самой земле, и даже по эту сторону Иордана. Они не были, подобно египтянам и ассирийцам, внешними врагами. Они постоянно были враждебно настроены по отношению к Израилю, к тем, кто по установлению Бога должен владеть землей обетования; они были тем более опасными врагами, что всегда были рядом и претендовали на обладание землей; филистимляне прообразно изображают нам силу врага, действующую изнутри. Я подразумеваю не плоть, а врага в кругу исповедующей церкви, притеснителя истинного народа Бога, конечно действующего посредством орудий, — притеснителя тех, кому принадлежат обетования.

Утрата ковчега, смерть Илии и имя Ихавод

Израиль, развращенный во всех своих путях и дерзкий в своих отношениях с Богом, вследствие того что он забыл о Его величии и святости, хочет соединить Сущего[4] с собой в своем состоянии неверности, таким, каким Он был в их первоначальном состоянии, вместо того чтобы предстать перед Ним и узнать, почему Он оставил свой народ. Бог не желает ни признать их, ни помочь им. Напротив, ковчег завета, символ и место Его отношений с народом, захвачен. Его престол больше не находится посреди народа, Его скиния пуста, все установленные отношения разорваны. Куда они теперь будут приносить жертвы? Где приближаться к Сущему, их Богу? Илий священник умер; и его благочестивая невестка, потрясенная этими бедственными вестями, провозглашает траурную речь о несчастном народе в имени, данном ею ребенку, который не мог уже быть ее радостью. Плод ее чрева несет лишь печать бедствия народа, в ее глазах он лишь Ихавод.

Сила и величие Бога поддержаны среди филистимлян и Его народа

Как благословенно, что по благодати Духом уже была дана песнь Анны для поддержки веры и надежды народа! Все внешние связи разорваны, но Бог поддерживает свое собственное величие, и если неверный Израиль не был способен противостоять этим идолопоклонникам, Бог, которого Израиль забыл, отстаивает свою славу и доказывает в самом лоне их храма, что их идолы — это лишь тщета.

Филистимляне вынуждены признать силу Бога Израиля, которого Израиль не мог прославить. Его суды подсказали их природной совести [6,9-12] средство, которое (доказывая, что влияние могущественной силы Бога ощущается даже творениями, лишенными разумения, заставляя их действовать против их самых сильных инстинктов) являет также, что именно Сущий, Всемогущий Бог, причинил им наказания, которые они претерпевали.

Бог поддерживает свое величие даже в среде Израиля. Он больше не пребывает среди них, обеспечивая им обещанные благословения. Его ковчег, подвергнутый из-за их неверности унизительному обращению со стороны филистимлян и любопытству, становится (как знак присутствия Бога) причиной суда, обрушившегося на безрассудство тех, кто осмелился заглянуть в него, забыв о божественном величии Того, кто сделал его своим престолом и хранил свое свидетельство внутри него.

Но как часто отсутствие Бога заставляет почувствовать ценность Того, чье присутствие не было до этого оценено!

Израиль, еще лишенный присутствия Сущего и Его славы, плачет за Ним [7,2]. Отметим здесь, что Бог не мог оставаться среди филистимлян. Неверность могла подчинить Его народ их врагам, хотя Бог был там. Но, предоставленный, так сказать, самому себе, Он своим присутствием предал суду ложных богов. Соединение являлось невозможным, филистимляне никак не желали Его. Вы не можете прославиться в победе над Тем, кто, будучи плененным, уничтожает вас. Филистимляне избавляются от Него. Дети сатаны никогда не могут терпеть присутствие истинного Бога.

Ковчег в Кириаф-Иариме

Более того, сердце Бога не отвернулось от своего народа. Он находит свой способ подтвердить народу свой выбор суверенным образом, который доказывает, что Он является Богом всего творения [6,10-12]. Но, как мы увидели, Он утверждает свое величие. Более пятидесяти тысяч человек поплатились за свое нечестивое безрассудство. Бог возвращается; но необходимо еще, чтобы Он проложил себе дорогу в соответствии со своими намерениями и своими путями, согласно которым Он заново утверждает свои отношения с народом. Таким образом, Самуил снова появляется на сцене, когда Израиль (после двадцатилетнего пребывания ковчега в Кириаф-Иариме, глава 7) плачет перед Сущим. Ковчег не возвращается на свое место, первоначальный порядок также не восстановлен.