Вторая Книга Царей. Главы 13 — 17
Избавление Израиля от сирийцев
Шагая по стопам Иеровоама, сына Наватова, дом Ииуя нисколько не защищает Израиль от Азаила. Но сострадание Сущего воздвигает избавителя. В Его милосердном сердце было еще место для долготерпения к своему народу. Умирающий Елисей ставит царя на путь избавления, но сердце того было неспособно охватить все значение этого. Однако в царствование Иоаса сирийцы были оттеснены в свою землю, а Иеровоаму, хотя он и ходил путями сына Наватова, удалось возвратить все, что когда-то оказалось во владении Иудеи, ибо Бог сострадал Израилю и увидел, что его страдания были очень тяжкими.
Ассирийский захватчик; Израиль и Сирия объединились против Иудеи
Увы! Когда не вера является источником силы народа Бога, один разбитый враг уступает место другому. На сцену вскоре выходит Ассириец. После смерти Елисея Израиль, лишенный этой последней связи с Богом, скоро впадает в анархию и разорение. Ассириец захватывает страну. Израиль, вступив в союз с царем Сирии, обращает свои последние усилия против Иудеи. Печальная картина состояния народа Бога! Объединение Сирии и Израиля выявляет неверность царя Иудеи и запутывает его в сетях Ассирийца.
Смерть Елисея; его история характеризуется силой жизни
Елисей, уже мертвый, возвращает жизнь телу, которое поспешно хоронили из-за вторжения моавитян. Его история до конца характеризуется силой жизни[14].
Это воскресение, произведенное прикосновением к костям Елисея, представляет собой, как мне кажется, утешительное наставление, что, если даже все кажется потерянным для Израиля, истинный пророк всегда является сосудом и хранителем всех их надежд и что, когда Израиль является, так сказать, мертвым и забытым, Бог в конце концов вернет его к жизни так же неожиданно, как и могущественно.
Союз Иудеи с Ассирийцем
Теперь мы приступаем к отношениям Иудеи с Ассирийцем, — отношениям, которые являлись следствием ее внутреннего разложения.
Ахаз погружается в наихудшее идолопоклонство. Исполненный мирской мудрости, он ищет в новой силе Ассирии поддержки против более близких врагов и преуспевает в этом на свою погибель. Здесь мы еще раз видим ничтожность первосвященника перед лицом царя. Кажется, что народ утратил свое упование на дом Давида, как сам этот дом — на верность и доброту Господа.
Осия — последний царь северного царства; Израиль в плену
Осия, хотя и менее нечестивый, чем его предшественники, завершает список царей, которых долготерпение Бога выносило в Израиле. Бог думал о своем народе, а теперь надежды больше не было; этот народ не был даже сосудом, пригодным содержать избрание Бога, которому Бог явил себя. Порабощенный царем Ассирии, Осия стал искать помощи у Египта. После того как царь Ассирии заключил его в темницу, Самария и весь Израиль сопротивлялись недолго. Народ Бога уведен в плен и рассеян среди городов Ассирии и Мидии, а земля, которая принадлежала Сущему и которая была отдана во владение Израилю, была заселена чужестранцами, отправленными туда царем Ассирии.
Пророчества Осии после смерти Елисея
В пророчествах Осии можно увидеть два великих принципа путей Бога, один из которых показан нам в Елисее (замечательна связь между воскресением человека, которого собирались похоронить, и первым из стихов, которые я упоминаю ниже), а именно, искупление от власти смерти (Ос. 13,14) и пути управления Бога (Ос. 14,9). Но какой труд потребовался от пророка, чтобы приспособить свой голос к безрассудству Израиля и чтобы достигнуть им совести этого заблудшего народа! Осия приходит после смерти Елисея. Присутствие Елисея посреди Израиля и последующее свидетельство Осии раскрывают чудесное терпение и доброту Бога к этому народу. Осия показывает нам больше чем внутреннюю историю: он раскрывает нам причины судов, хотя Бог может иногда вмешаться для восстановления и может показаться, что Он карает, когда царь был менее злым, чем обычно.
В словах пророков мы видим то, чем на самом деле был народ в глазах Бога. В них также содержится обетование их восстановления и в принципе даже обетование наших нынешних благословений.
Чужие народы приведены в землю
История о том, что происходило после введения чужих народов, показывает нам странную путаницу, которая имела место в Израиле. Именно один из бывших священников системы Иеровоама приходит наставлять их в страхе Сущего. Вместе с этим они поклонялись своим богам, следствием чего была смесь, столь ненавистная Господу. Точно так же, несмотря на неверность своего народа, Господь сохранил на него свои суверенные права, и мы видим, что Он также отстаивает свои права на землю, после того как народ был изгнан из нее. Он сохраняет эти права навеки.