Вторая Книга Царей. Главы 18, 19
Иудея в отношениях с Ассирией и Вавилоном
Глава 18 подводит нас к несколько другой теме, а именно: к отношениям Иудеи с Ассирийцем, который стал их угнетателем из-за их неверности, и также к отношениям Иудеи с Вавилоном.
Вера Езекии в Сущего
Чтобы показать в истинном свете свои пути со своим народом, Бог воздвигает верного царя, отличающегося тем, что он полагает свое упование на Сущего, как ни один царь со времен Давида до этого момента и как ни один царь после него до пленения[15].
Медный змей; сатана использует его
То, что произошло с медным змеем, показывает нам склонность сердца к идолопоклонству. И сколько вещей, к которым человек продолжает быть привязан по-плотски, остаются скрытыми посреди столь многих благословений и наказаний! Это также учит нас тому, насколько — в таких сердцах, как наши — воспоминание о благословении близко к идолопоклонству в отношении символов благословения. Вера избавляется от таких вещей, ибо Бог дал медного змея не для того, чтобы он был знамением воспоминания после исцеления, а для того, чтобы исцелять. Человек сохранил его, исходя из весьма естественного чувства, но это не от Бога и вскоре стало орудием сатаны.
Филистимляне покорены
Езекия поражает филистимлян, этих внутренних и вечных врагов народа Бога, и в значительной степени подчиняет их.
Именно после этого приходит царь Ассирии.
Царь Ассирии, захвативший Израиль, наступает на Иудею
Царь Ассирии Салманассар уводит Израиль в плен. Его преемник также пытается завоевать Иудею. По выражению пророка воды этой реки доходят до шеи (Ис. 8,8). Могущество объединившихся царей Израиля и Сирии, по-видимому, имело некоторую привлекательность для народа Иудеи, который с другой стороны презирал слабость дома Давида, ибо Бог занимал мало места в их мыслях. В этом союзе, которому, как кажется, благоволили жители Иудеи и Иерусалима, они намеревались заменить дом Давида сыном Тавеиловым. С одной стороны, существовал план, по всей видимости, хорошо продуманный, а с другой стороны, была надвигающаяся опасность. Но мысли Бога были не такими. В своей милости Он еще не намеревался погасить светильник дома Давида. Он дает обетование об Эммануиле и увещает остаток возложить свое упование на самого Сущего.
Мы рассмотрим это более подробно, изучая пророчество Исаии. Я лишь упоминаю сейчас об этом, чтобы пролить свет на историю и показать состояние народа. Ахаз, который не полагался на Господа, был орудием исполнения Его намерений, но Ассириец, на силу которого он полагался [2Хрон. 28,20], стал из-за него бичом Иудеи [Ис. 28,18].
Езекия и Сеннахирим
Но чтобы Он мог еще благословить и сохранить Иерусалим и Иудею, Бог воздвигает Езекию, благочестивого и верного царя, который полагался на Сущего. У Езекии нет силы, чтобы отразить наступление Сеннахирима, так что народ наказан. Он покоряется Сеннахириму, предложив заплатить все, что тот наложит на него, но либо ресурсы царя были недостаточными, либо царь Ассирийский нарушил свое обещание (сравните Ис. 33), после того как принял все посланное ему Езекией. Сеннахирим, воспользовавшись явной слабостью царя, требует полного подчинения как царя, так и царства и предлагает жителям Иерусалима выйти из города и стать подвластными ему.
Ответ Бога на хулу Сеннахирима
Однако мы видим, что, даже хуля Сущего, Сеннахирим осознает, что перед ним принцип и сила, которые он не понимает. Народ, послушный приказам царя, не отвечает ему. Отвлеченный в другое место известием о нападении царя Эфиопии, Сеннахирим повторяет в письме свои поношения и оскорбления. Езекия все это полагает перед Сущим и ищет Его ответа через пророка Исаию. В ту же самую ночь Бог поражает армию Ассирийцев. Сеннахирим возвращается в свою землю и умирает там от руки своих собственных сыновей.
Езекия — прообраз истинного Эммануила
Таким образом, Езекия — прообраз истинного Эммануила, перед которым падет Ассириец, опустошитель Израиля. Это очень важная история, как предзнаменование событий последних дней, но мы изучим ее с большей пользой, рассматривая книгу Исаии, который часто ссылается на нее с этой точки зрения. Здесь лишь необходимо коснуться главной идеи.