Вторая Книга Царей. Главы 24, 25
Цари Израиля были пагубными примерами того пути, который привел Иудею и весь Израиль к их гибели (смотри 2Цар. 16,3). Союз благочестивого Иосафата с Ахавом было истоком всего этого, ибо зло приносит плоды, которые и после долго повторяются. Увы! увы! что представляет собой человек, когда он удаляется от путей Сущего, от узкой и простой стези воли и слова Бога, от стези веры — истинной стези послушного духа?
Притязания фараона и намерения Бога; Иерусалим попран язычниками
История, которую мы только что рассмотрели, содержит повествование об отношениях Ассирийца с народом Бога. Он был кедром на Ливане, но был срублен. Фараон на какой-то мгновение помыслил о том, чтобы завладеть империей [23,35]; он пожелал возвыситься, чтобы господствовать над деревьями леса. Иуда, вышедший в прежние дни из земли фараона рукой простертою, силой Бога, покорился ему. Но каковы бы ни были притязания фараона, это не является намерением Бога. Если Бог пишет «Ло-амми» на своем народе, то именно Вавилон должен начать времена язычников[17]. Фараон возвращается в свою землю, и Иоаким, беспомощный и безбожный, становится подвластным Навуходоносору[18]. Нет необходимости входить в подробности. Его сын, такой же злой, как и он, восстает против Навуходоносора, ибо Иуда, сын Всевышнего, не был привычен к рабству, но эта телица (Ос. 10,11) также должна была склонить шею под ярмо, и Иехония был отведен в плен в Вавилон. Царство и храм еще существуют, но Седекия, нарушив клятву, которую он дал во имя Сущего[19], и позволяя князьям управлять им, упорствует в своем мятеже и попадает в плен. Его сыновья убиты у него на глазах, а он сам, лишенный зрения, отведен в Вавилон. Храм сожжен, стены Иерусалима разрушены, место престола Сущего попрано ногами язычников. Печальный результат того, что Он доверил свою славу в руки людей, посреди которых Он поместил свой престол! Грустно, трижды грустно поведение человека — того рода, которому Бог оказал такую честь! С другой стороны, Бог воспользуется этим, чтобы явить эту бесконечную доброту, которая в суверенной благодати восстановит все то, что человек бросил под ноги нечестивцев.
Пророки раскрывают состояние, вызывающее суд и терпение Бога
Необходимо прочесть пророков Иеремию и Иезекииля, чтобы иметь полную историю, а также внутреннюю историю духа народа и духа царя, — историю того состояния, которое вызвало как это наказание, так и долготерпение Бога, который до самого момента взятия города продолжал посылать народу самые трогательные призывы к покаянию, увы, напрасно; и тогда наступают времена язычников.
Читатель, который пожелает полностью понять события всей этой истории, чудесное терпение Бога и то, как Он воздвигал верных царей, чтобы Он мог благословить, прочтет пророков Осию, Амоса, Иеремию и некоторые главы Исаии, которые говорили к народу в имени Сущего и сказали им об их истинном состоянии.