Синопсис Д.Н. Дарби

Суд над домом Ахава начат Ииуем

В главе 9 начинается суд над домом Ахава. Тот, кто исполняет его, не устраняет тем самым жезл, который Бог поднял против Израиля в лице Азаила. Посредством Ииуя Бог судит дом Ахава, но Израиль притесняем сирийцами, и его земля претерпевает вторжения во время всего царствования Ииуя. Пойдя дальше, чем Иорам, он уничтожает Ваала и поклонение ему одновременно с уничтожением дома Ахава, но он не возвращается к Сущему. Он видел безрассудство идолопоклонства. Энергичный и честолюбивый, он видел свой интерес в другом. Когда пророк Сущего объявляет ему, что скоро он будет обладать троном, он прислушивается к нему. Возможно, искренний в убеждении, что Сущий был Богом, он был готов всецело почитать Его, когда его интересы находились в согласии с его убеждениями. Он проявил всю свою энергию для осуществления дела, которому он посвятил себя. Религия Ахава не имела никакой привлекательности для него. В своей совести он почувствовал силу свидетельства Илии и понимал, что было безумием вести войну против Сущего, чью сторону он занял. То, что он делал для Сущего, он делал хорошо, согласно своей обычной энергии. Однако в его мести нет страха Сущего, она — плотская (смотри Ос. 1,4). В то же самое время золотые тельцы все еще существовали, так же как и святилище царства, с возникновением которого они были связаны и национальной религией которого они являлись. Этого Ииуй не позаботился коснуться. Бог признает усердие, которое честно осудило зло, ибо здесь речь идет о Его внешнем управлении, а не о Его суде над тайнами сердца, и действительно Ииуй действовал с верностью, уничтожая Ваала, корень и ветви. Таким образом он убивает царя Иудеи, который являлся союзником зла, и царскую семью Иудеи, которая шла навестить царскую семью Израиля. Все падает перед его мстящим мечом, и исполняются слова Илии, служителя Сущего. Таким образом, именно Елисей исполняет обязанности Илии[12] вместо него, пророчески помазав Азаила и Ииуя, хотя не своими собственными руками.