Синопсис Д.Н. Дарби

Моисей, как слуга Бога, принадлежал пустыне и не мог войти в землю

Теперь мы должны немного обсудить то, почему Моисею было запрещено войти в землю обетованную. Моисей, человек Бога, мог произнести благословения Израилю как уже вошедшему в эту землю, однако он сам как слуга Бога принадлежал пустыне. В связи с этим необходимо осмыслить несколько моментов. Что касается положения Моисея, то оно являлось положением управления народом, поставленным под принципы Синая; то есть, хотя этот народ находился под управлением Бога, именно во плоти он был подчинен этому управлению (сравните с Рим. 7,5, где этот вопрос обсужден детально [начало этого стиха правильно переводится: «Ибо когда мы были во плоти...»]).

Человек во плоти не может обладать обетованным

Итак, человек во плоти, под управлением Бога, не может вступить во владение обетованным. Это верно даже в отношении христиан. Христианин, умерев и воскреснув со Христом, посажен в небесных местах, он наслаждается обетованным в присутствии Бога, или по меньшей мере его привязанности обращены ввысь, его жизнь сокрыта со Христом[19], но как человек на земле он находится под управлением Бога, который поступает с ним согласно проявлению духовной жизни здесь на земле; и Христос — между ним и Богом, Он осуществляет священство и заступничество, которые не утверждают праведности (она уже утверждена раз и навсегда), но которые поддерживают отношения немощных людей с Богом во свете (к общению которого они призваны во Христе, Который пребывает в нем) посредством того, что они получают милость и благодать для своевременной помощи во время нужды [Евр. 4,16], чтобы им не упасть или, если они упали, чтобы восстановить их через заступничество [1Иоан. 2,1] действием Святого Духа на земле.

Переход через Иордан символизирует смерть и воскресение со Христом. Иисус Навин всегда символизирует Христа, Главу своего народа, согласно силе Духа. Но пустыней является этот мир. Моисей управляет и направляет в ней народ согласно Богу, поэтому он не входит в Ханаан.

Различие между Чермным морем и Иорданом

Различие между Чермным морем и Иорданом (мы остановимся на нем более подробно, когда будем изучать книгу Иисуса Навина) состоит в том, что Чермное море означает действенность искупления через смерть и воскресение самого Христа, и к тому же мы рассматриваемся в Нем; Иордан является применением этой истины к душе, как умершей с Ним, чтобы войти в обладание обетованным. За переходом через Чермное море следуют песни ликования, за переходом через Иордан — столкновение и осуществление обетований.

Падение Моисея, когда он устал от зла

Что касается лично Моисея, падение, которое воспрепятствовало его вхождению в землю, хорошо известно. Раздраженный мятежом израильтян и уставший от забот о народе, Моисей, вместо того чтобы возвеличить Бога в глазах Израиля, возвеличил самого себя. Он использовал дар Бога, чтобы возвеличить себя; он не освятил Сущего в глазах народа, он не отвел Ему должного места. Бог не устает в своей благости, и, таким образом, осуществляя наказание для блага своего народа согласно своему величию, Он всегда может вернуться на пути прямого благословения, которое проистекает из Его неисчерпаемой благодати. Человек, устав от зла, которое раздражает его, стремится как-то возвысить себя, чтобы стать выше зла и укрыться от него, потому что он не выше его. Он больше не прославляет Бога, он возвеличивает себя, и он унижен.

Если бы Моисей, вместо того чтобы действовать по плоти, вспомнил, что речь идет не о нем и не о его славе (и как часто он сам говорил им это!), а о Боге, то он бы почувствовал, что народ не мог затронуть славу Бога, и эта неизменная слава поддержала бы его. Он должен был взирать только на эту славу, которая всегда отстоит сама себя, так что если нашим единственным стремлением будет отстоять ее, то мы всегда сможем на нее положиться.

Но Моисею не хватило веры, и ему было запрещено войти туда, куда только совершенство этой славы могло открыть вход людям. И действительно, что могло безопасно провести Израиль через пустыню и ввести их в землю Ханаанскую? Лишь одна благодать, чистая благодать. Моисей был не в состоянии постичь высоту этой благодати, которая побеждает все; и именно согласно этой благодати, как мы увидели, Бог действовал у Меривы.

Необходимо новое творение для обладания обетованным

Итак, закон не мог ввести в жизнь, а поэтому плоть, мир и закон, всегда связанные друг с другом в путях Бога, относятся к пути через пустыню, и Моисей остается там. Он мог, как человек Бога и пророк, говорить о благодати, которая обеспечивала благословение Бога (глава 33,26-29). Верный во всем Его доме как слуга, он остается по эту сторону Иордана. Это является доказательством в этих трогательных обстоятельствах, что необходимо совершенно новое творение для получения обетованного Богом, согласно той благодати, которая одна способна, несмотря ни на что, в сохранности провести нас даже через пустыню, — неисчерпаемой благодати нашего Бога.

Смерть Моисея; цель его почетного погребения Сущим

Моисей умер и, похороненный Сущим, не является объектом плотского поклонения для народа, во все времена готового впасть в этот грех, когда его имя прославляет их по плоти, в то время как они постоянно противились ему, когда его присутствие согласно Богу являлось помехой для плоти. Он был человеком почитаемым Богом, которому едва ли можно найти равного, кроме, конечно же, Того, кто никогда не имел равных; и все же Моисей был человеком, а человек — это суета.