Второзаконие. Главы 14, 15
Святой народ для сохранения святости
В 14-й главе народу запрещается, как сынам живого Бога, подражать нечестивым обычаям, служащим признаком преданности идолопоклонников тем гнусным существам, которым они поклонялись. Бог избрал Израиль для себя. Они не должны были оскверняться, употребляя в пищу всякую мерзость. Они были святым народом. Десятины и первые плоды должны были быть принесены Богу.
Признание верховенства Бога и совместное наслаждение Его благостью в общении с Ним
Каждый мог есть то, что было таким образом посвящено, на том месте, которое избрал Бог, чтобы там пребывало Его имя. Такая же заповедь была дана в отношении места, где израильтяне должны были есть десятины и первородное от скота (смотри главу 12), с той разницей, что там говорится еще и о том, что дети, слуги, служанки и левит могли участвовать в этом, относя это также к обетам, добровольным приношениям и возношениям. Эти постановления весьма замечательны[6].
Можно добавить здесь еще кое-что, о чем говорится в 14-й главе. Десятину третьего года необходимо было хранить дома, чтобы левит, сирота, пришелец могли прийти и есть от нее, и тогда Сущий благословит поступавшего так во всяком деле его рук.
Здесь все было посвященным, как принесенное в дар Сущему. Таким образом, признавалось, с одной стороны, что народ являлся Его народом и, с другой стороны, что все имеющееся у них было от Него; но, возвращая Ему то, что Он дал им, израильтянин наслаждался, так же как и вся его семья, в общении с Богом тем, что было общим для Бога и Его народа, что было дано Им, было принесено Ему, причем они наслаждались в Его присутствии в общении друг с другом, и сам Бог участвовал в этом, ибо все это было принесено Ему.
Здесь речь идет не о священниках, открывающих народу путь приближения к Богу: Бог был почитаем через приношения. Бог наслаждался благочестием народа, и народ сам делал эти приношения с радостью. Это был народ, наслаждавшийся привилегией, сидящий перед самим Богом в радости общения с Ним, как будто за одним столом с Ним.
Действие в благодати к бедным Сущего в семейном общении и с Его благословением
Что касается десятины третьего года, то это скорее не семейная радость народа с Сущим, а благодать, приносящая радость пришельцам или нуждающимся и слугам Бога, не имеющим наследия. Эту десятину откладывали внутри ворот [14,28, в рус. «в жилищах твоих»]; у них была привилегия действовать в благодати от имени Сущего, делясь с Его нищими тем, что Он дал им. Они не шли в дом Сущего, а приглашали в свой дом вдову, сироту и левита, чтобы веселиться, и Сущий благословлял их за это. Эти непосредственные взаимоотношения народа с Богом в семейном общении и в благодати представлены здесь очень примечательным образом. Священники не упоминаются; левиты являются объектами щедрости народа, поскольку они не имели наследия (сравните 12,19).
Год отпущения: щедрость и благодать к нищему и нуждающемуся
Глава 15 учит каждого из народа относиться с щедростью и благодатью к своим бедным братьям (это внимание к ним, кроме всего, проявлялось в год отпущения, которое применялось к должникам и к рабам-евреям). Тот, кто таким образом почитал Сущего в Его нищих, должен был возлагать свою надежду на Бога, который благословит его за то, что он поступал по Его заповедям, ибо эти нищие были Его нищими.