Синопсис Д.Н. Дарби

Итак, мы подошли к рассмотрению книги Второзаконие, книги весьма интересной в плане нравственных предостережений относительно свидетельства, однако представляющей меньше тем для объяснения и истолкования, чем те книги, которые мы до сих пор изучали.

Охват книги Второзаконие

Эта книга изображает Израиль на самой границе Ханаана и настаивает на верном сохранении их отношений с Богом и на послушании Его заповедям — единственном основании, на котором Израиль мог войти в землю и остаться там, добавляя предупреждения о последствиях непослушания. В этой книге главным образом представлена основа исторического положения народа, а не прообразы, представляющие мысли Бога, как в тех книгах, которые мы только что рассмотрели[1]. В основной части книги, после напоминания истории пустыни, говорится о порядке в Израиле в обетованной земле под руководством Бога, когда у народа не будет руководителя на земле. На народ Израиля возложена ответственность ходить в послушании, имея только Бога в качестве их царя и правителя. Что касается ближайшего будущего, народ Израиля будет владеть землей обетованной при условии послушания; однако праздники и другие подобные установления указывают на времена тысячелетнего царства. В конце книги ясно показано отличие между владением землей при условии послушания закону и владением посредством благодати, исполняющей свои намерения, несмотря на то что явно обнаруживается несостоятельность.

Деление книги

Данную книгу можно разделить на три части. В первых одиннадцати главах настойчиво говорится о послушании, представлены различные мотивы, чтобы привести народ к нему. Далее, вплоть до конца 29-й главы, идут разные заповеди и наставления, к которым добавлены, как указ, последствия послушания и проклятия, ожидающие непослушных. Начиная с 30-й главы и до конца речь идет о грядущем, о благословении народа и о смерти Моисея.

Содержание и учение первых одиннадцати глав

Но это деление требует более подробного раскрытия, чтобы мы лучше поняли содержание книги. Первая часть подробно излагает их историю и делает это, настаивая на единственности невидимого Бога, на их долге перед Сущим, призвавшим их через искупление быть с Ним. Эта часть заканчивается главой 4, в которой говорится о выделении трех городов-убежищ для двух с половиной колен. Моисей не может войти в землю; Господь, Бог их — Бог ревнитель. Израильтяне поставлены под Синайский завет, однако Он — Бог милостивый, и в своей беде израильтяне могут рассчитывать на Бога своих отцов. В главе 5 весь Израиль призывается выслушать слова о том, в каком положении они находятся, и опереться на основание завета, поставленного на Синае, то есть соблюдать его на земле, в которую они входили, чтобы владеть ею. Эта земля была обещана, но они владели ею под заветом послушания закону, однако в основе этого лежало избавление из Египта, совершенное Сущим. Исключительно Ему они должны были служить, Он был Богом-ревнителем. Израильтяне не должны были иметь никаких связей с народами, находившимися в этой земле. Далее, мы узнаем об условиях милосердного, однако праведного управления, утвержденных во время второго восхождения Моисея на Синай. Таким образом, нам представлено управление Бога — Его пути приняты во внимание, а следовательно, характер их путей и их цели (глава 8). Если они не будут внимательны [в рус. Библии это переведено «берегитесь»], они погибнут. Это приводит к напоминанию (чтобы смирить их) о том, что они полностью пали в пустыне. Моисей ссылается на второй завет управления и указывает на любовь Господа, которая избрала их по щедрой благодати, причем несмотря на их падения, и уже так щедро благословила их. Они должны были обрезать свои сердца, чтобы служить Ему и только Ему — единственному, исключительному Богу, Богу управления. Все это резюмируется в виде наставления в главе 11. Израильтянам предстояло перейти через Иордан, где они должны были соблюдать все, что им было заповедано. Здесь упоминаются Гевал и Гаризим. До конца главы 4 израильтяне находятся за Иорданом, глава 5 изображает их в земле. Первая часть изображает единого невидимого Сущего на Хориве, ревнивого, но милосердного, хотя Его пути, в целом, по отношению к народу там также представлены. Во второй части представлен завет десяти заповедей с Сущим и Его управление на основе их ответственности. Из первых одиннадцати глав первые четыре, таким образом, образуют, пожалуй, отдельную часть.

Мотив для послушания, и как результат этого — благословение

То, что поражает в первых главах, так это усилия, которые Сущий прилагает, чтобы представить этому несчастному народу все возможные мотивы, чтобы привести их к послушанию, с тем чтобы они получили благословение. Это, вместо того чтобы, по крайней мере, тронуть их сердца, послужило, увы, лишь тому, чтобы доказать их жестокосердие и показать, что если человек должен быть благословлен, то Бог должен дать ему новое сердце, как написано в главе, завершающей вторую часть Его увещаний относительно послушания: «Но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь, очей, чтобы видеть, и ушей, чтобы слышать» (глава 29,4). Итак, из всех книг Моисея Второзаконие более всего связано с условиями, имеются в виду первые два ее раздела, на которые я указал.

Сокрытое и его раскрытие

Глава 29, являющаяся заключительной главой второго раздела, заканчивается следующими словами: «Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего». Последующие главы проливают на это больший свет, раскрывая то сокрытое, что должно было произойти после того, как народ явит полную несостоятельность в исполнении закона, как показывает это глава 30 (и еще более поразительно глава 32), говоря о праведности посредством веры. Ибо обсуждение праведности посредством закона заканчивается 29-й главой, а глава 30 подразумевает, что народ Израиля находится в положении, в котором достижение праведности посредством закона было невозможно, и где речь могла идти только о духе и конце закона в намерениях Бога. Христос являлся его концом, и именно так апостол применяет этот отрывок (Рим. 10). Интересно отметить также, что Господь всегда цитирует Второзаконие [Мат. 4,4.7.10], отвечая сатане. Он помещает себя на то истинное основание, на котором стоял Израиль, чтобы овладеть землей и сохранить ее, поскольку Он был не только верным человеком, но и иудеем, истинным «Сыном, вызванным из Египта» [Мат. 2,15], испытанным в отношении Его верности в тех же условиях, в которые Второзаконие поместило народ.