Бытие. Бытие 26
Новое откровение Бога Исааку, история которого теперь начинается и который сменяет Авраама как наследник
Исаак сменяет здесь Авраама как наследник на земле. Исаак, пребывающий в чужой стране, получает новое откровение, подобное тому, которое было дано Аврааму вначале, за исключением, пожалуй, лишь того, что Исаак уже находился в положении, являющемся результатом призыва Бога, но не обладал результатом обетования. Был голод в этой земле и Исаак не мог больше обитать в ней, и он отправился к тем, кто имел во владении часть этой земли, но не имел на нее права — кто в будущем станет врагами и угнетателями его народа. Но Бог является ему там и говорит ему не возвращаться в мир, а пребывать в той земле, о которой Он скажет ему. Он сохраняется в небесных местах, но все еще как в месте обетования, хотя сейчас не ища его как неизвестного, но все еще являющегося объектом веры. Это был новый призыв, причем в обстоятельствах, отличающихся от Авраамовых, когда Сущий явился ему снова и предписал ему не путешествовать по земле, а пребывать там, где Он ему укажет, и не искать природных источников помощи (в Египте). Он не должен был возвращаться, но должен был жить верой. Страна указана, и обетования обновлены как в отношении Израиля, так и в отношении народов и земли. В данный момент Исаак должен был пребывать в земле, в которой он находился, то есть там, где были филистимляне. Таким образом, вся земля, Филистимская и все прочие, были даны ему, и он обитал в Гераре.
Личное хождение Исаака, что касается веры
Таково положение Исаака, как в первой половине главы 12 оно было у Авраама. Начиная со стиха 7 до конца нам представлено его личное хождение, что касается веры, как хождение Авраама в последней части главы 12 [ст. 14-20], а также для подтверждения того, что должно было стать уделом его потомства согласно вере, которую он имел. Он нравственно падает, как Авраам, и даже еще более серьезным образом. Он отрекается от своей жены, как Авраам, и оставляет в руках врага колодцы, которые выкопал Авраам. Перед Авимелехом становится очевидным недостаток его веры в Бога, и хотя Бог говорит ему: «Живи (временно) в этой стране», он вынужден отступить перед волей Авимелеха; затем его прогоняют от одного колодца к другому, и он нашел себе место лишь там, где размещались филистимляне. Он встречает Бога у Беэр-Шевы [Вирсавии], где он ставит свой шатер и где Авраам установил свои границы с Авимелехом после рождения Исаака, но Авраам не получал указания относительно своего пребывания в этой земле и он упрекнул Авимелеха, слуги которого завладели колодцем, и Авимелех уступил его. Авраам выкопал все эти колодцы, так как он нуждался как пришелец, и они не были отняты у него. Единственный колодец, за который шла борьба, был Беэр-Шева, и который Авимелех уступил. Однако Беэр-Шева, по провидению Бога, был границей страны согласно вере Израиля. Филистимляне оставались там до прихода Давида, символизирующего Христа, иначе наследники земли не обладали бы ею полностью. Здесь явился Господь и благословил Исаака. Здесь Исаак остановился и поклонился Ему. Эта глава является историей Исаака, она соответствует истории Авраама (главы 12; 20).
Пути и мысли Исава, управляемые сиюминутным наслаждением
Пути Исава были такими же легкомысленными, как его мысли относительно права первородства были нечестивыми. Он женился на женщинах той страны.