Синопсис Д.Н. Дарби

Наследник и путь веры

В этих главах нам представлена тема наследника и пути веры, но под другим углом зрения. Авраам отрицает свои отношения со своей женой; он получает упрек от самого мира, который лучше, чем он знает, чем эти отношения должны являться. Однако Бог в верности оберегает свои обетования и осуждает осмелилившихся прикоснуться к супруге того, кому принадлежат обетования. Рождается наследник обетования, и наследник по плоти, сын рабыни или закона, полностью отвергнут. Теперь Авраам порицает сильных мира, перед которыми прежде он отрицал свои отношения с женой.

Действие неверия; Бог сохраняет Сарру

Однако эти две главы требуют более подробного объяснения. Как и в то время, когда Авраам сошел в Египет, мы видим здесь у него неверие, проявляющееся в отношении пути, к которому он был призван благодатью и которое проявилось, как это всегда бывает, по отношению к хождению в тех близких отношениях, в которые поместил его Бог, — отношений, прообразным выражением которых является женщина. Здесь Сарра является матерью наследника мира, женой Авраама согласно обетованию, и что касается Авраама, его женой согласно надежды церкви, как мы это уже видели (хотя Израиль был по плоти сосудом того и другого). Именно от этого положения отрекся Авраам. Сарра снова является его сестрой; это было еще хуже, чем раньше, ибо она является для веры матерью наследника мира. Авимелех был не прав и действовал для угождения своей плоти, хотя и не осознавая того, что он делал, но Авраам перед Богом находился в еще более ложном положении. Бог предупреждает Авимелеха и сохраняет своей силой Сару, которую недостаток веры у Авраама поместил в связь с миром; Авимелех отсылает ее с резким упреком в адрес церкви, как здесь прообразно показано, что она должна была бы по крайней мере познать свои отношения с Христом. И все же Авраам в основном находился в положении веры и благословения, и, как пророк Бога, которому никто не должен причинить вреда, он ходатайствует за виновного Авимелеха, ибо все здесь есть благодать. Здесь следует отметить и другой момент: таким образом был приведен в порядок вопрос неверия, впервые появившегося, когда он отправился из дома своего отца (глава 20,13), — так скоро проклюнулся росток неверия в том, кто был призван обетованием. Но Бог поддерживает божественное звание к верности церкви во все времена.

Наследник обетования рожден и наследник рабыни изгнан

Теперь наследник рожден, наследник по обетованию. Это имеет следствием не только то, что имеется различие, известное вере, но и то, что наследник рабыни изгнан и полностью отлучен от наследия. Исторически он сохранен согласно обетованию Бога — прообраз Израиля под законом; но в том, что касается хоть какой-то части наследия, он полностью отвержен.

Права Авраама в мире

Кроме того, отныне Авраам не испытывает страха в присутствии князя этого мира, но он упрекает его. Теперь, когда наследник пришел, Он обладает миром, так же как небесным общением; и мир признает, что Бог с ним во всем. Следовательно, Колодец клятвы, где сын рабыни нашел воду избавления, является одновременно свидетелем прав Авраама в мире и признания Авимелехом, что в этом мире Бог с Авраамом. Там согласно клятве и его правам, признанным миром, он сажает рощу (то есть, в прообразе, вступает в обладание землей), поклоняется Богу, призывая Его в имени вечного Бога. Он предвосхищает полное откровение Того, кто однажды дал обещание Израилю, и никогда не отказывался от своего намерения во благо этого народа, и сейчас, в прообразе, совершил на земле то, что Его уста сказали. Это, в самом деле, не столь благословенные привилегии, как небесные отношения и обладание веры; но это доказательство неизменной верности Бога, давшего обетования. Авраам, исполняя, в прообразе, эти намерения Бога, сейчас обитает именно там, где была сила мира. Это буквально будет принадлежать Израилю, но мы, достигшие последних веков, имеем это более возвышенным и лучшим образом. Это был залог того, что должно быть и будет; наше упование перенесено на небеса, куда ушел Христос. Но мы царствуем там лучшим образом.