Книга Иисуса Навина. Глава 1
Иисус Навин, уполномоченный Сущим
Давайте теперь приступим к изучению этой книги.
Из первой главы мы узнаем о том, что Иисус Навин поставлен на служение Сущим, который повелевает ему перейти через Иордан в землю, которую Он дал детям Израиля.
Давайте задержим наше внимание на минуту на этом поручении, исходящем непосредственно от Сущего. Моисей здесь занимает положение не живого посредника, а написанного Слова. Все, что он повелевал, будучи от Бога, являлось, несомненно, словом Бога для Израиля. Иисус Навин является той энергией, которая приводит израильтян к овладению обетованным.
Условие, связанное с фактическим овладением землей
Прежде всего перед нами принцип, на основе которого происходит овладение землей: не простым проявлением божественной силы, как та, которая будет иметь место в конце времен, но посредством силы Духа и в связи с ответственностью человека. Указаны границы земли обетованной, однако было недостаточно знания одних только границ, установленных Богом; Бог определил их очень точно, но овладение было связано с условием: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам...» Они должны были идти туда, преодолевать препятствия с помощью Бога и силою Бога и на деле овладевать ею. Без этого они не могли овладеть ею и фактически именно это и случилось. Они никогда не владели всей землей, данной Богом. Однако для веры обетование было надежным: «Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей». Сила Духа Бога, сила Христа посредством Его Духа (истинная энергия верующего) вседостаточна. Ибо это фактически сила самого Христа, который всемогущ. И в то же время сохраняется во всей своей силе обещание, что Израиль не будет ни забыт, ни покинут (Втор. 31,6.8). Именно на это можно полагаться в служении Господа - на такую силу Его присутствия, что никто не сможет устоять пред Его слугой, на силу, которая никогда не покинет его. Именно таким ободрением тот, кто ходит Духом, призван укрепиться и быть мужественным (ст. 6).
Необходимо мужество веры, чтобы быть внимательным к Слову Бога
После этого в стихе 7 следует увещание Сущего: «Только укрепись и будь очень мужествен, чтобы ты мог быть внимательным к тому, чтобы поступать согласно всему закону, который повелел тебе Моисей, раб Мой...» (так всегда в этой книге именуется Моисей). Необходимы духовная сила и энергия, мужество веры, чтобы сердце было достаточно смелым для послушания, было свободным от всяких влияний, страхов и тех побуждений, которые воздействуют на природного человека, стремясь заставить верующих свернуть в сторону с пути послушания; чтобы человек мог быть внимательным к слову Бога.
Хождение, представленное народу Бога в Его слове
Нет ничего более безрассудного для мира, чем хождение, представленное нам в Слове, - ничего, что в такой степени делало бы нас объектами ненависти его князя. Ведь если бы Бог не был с нами, то не было бы ничего более безрассудного, более глупого. Если же Он с нами, нет ничего более мудрого. Если бы Он не укреплял нас своим присутствием, мы не осмелились бы быть внимательными к Его слову, и в таком случае мы должны были бы остерегаться начинать войну. Однако, имея то мужество, какое всемогущая сила Бога внушает посредством Его обетования, мы можем держаться благого и драгоценного слова нашего Бога: Его самые строгие предписания являются лишь мудростью для распознания плоти и наставлением о том, как умерщвлять ее, чтобы не позволить ей ослепить нас или препятствовать нам.
Дорога к победе и покою
Самый трудный путь, путь, ведущий к самой острой борьбе, является лишь путем к победе и покою, приводя нас к росту в познании Бога. Это путь на котором мы находимся в общении с Богом, с Тем, кто является источником всякой радости; это залог и предвкушение вечного и безграничного блаженства.
Если только это слово от Бога, Сущего, услышано, то «...не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы тебе преуспевать, куда бы ты ни пошел» [1,7], - какая радость для того, кто посредством благодати идет вперед, чтобы исполнять дело Бога!
Два великих принципа духовной жизни и деятельности
Затем Господь увещает его старательно изучать эту книгу закона: «...тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь преуспевать...» Итак, здесь мы видим два великих принципа духовной жизни и духовной деятельности: во-первых [1,5], несомненное присутствие всемогущей силы Бога, так что ничто не может помешать Его слуге; во-вторых [1,7], принятие Его слова, подчинение Его слову, старательное изучение Его слова, принятие его в качестве единственного путеводителя; при этом мужество поступать так основывается на обетовании и увещании Бога.
Путь Иисуса Христа и откровение о нем
Короче говоря, Дух и Слово — это все во всем для духовной жизни. Наделенная этой силой, вера идет вперед, укрепленная ободряющим Словом нашего Бога. У Бога есть путь в этом мире, на котором сатана не сможет коснуться нас. Это тот путь, которым шел Иисус [Христос]. Сатана - князь этого мира, но через него пролегает божественный путь, и нет другого, и там сила Бога. Слово — это откровение о нем. Так Господь связал сильного человека [Мар. 3,27]. Он действовал силою Духа и использовал Слово. Дух и Слово не могут быть разделены без того, чтобы не впасть в фанатизм с одной стороны или в рационализм с другой, — без того, чтобы не оказаться вне положения зависимости от Бога и Его руководства. Одни могли оказаться в плену у рассудка, другие - у воображения.
Влияние сатаны, когда рассудок лишен руководства
Более того, ничто так не склонно к воображению, как лишенный руководства рассудок. И в результате этого враг душ овладевает и рассудком и воображением человека. И тогда это будет человек, находящийся под влиянием сатаны, а не Бога. Печальная замена, поскольку человек неверующий успокаивается, льстя себе, что нет ничего, выходящего за пределы его понимания, так как он сводит все к пределам своего собственного разума! На мой взгляд, нет ничего более прискорбного, чем это неверие, считающее, что в нравственной и умственной сферах нет ничего, выходящего за пределы мыслей человека, и отвергающее способность человека принять свет от более возвышенного разума, — единственное, что возвышает человека над ним самим и в то же время делает его нравственно совершенным, приводя к смирению посредством ощущения превосходства другого.
Благодарение Богу, что находятся некоторые, извлекшие пользу из благодати, которая сообщила человеку Его совершенную мудрость! Даже если несовершенный сосуд, который получил ее, несколько ослабил ее особенности и ее совершенство, они тем не менее извлекли из нее пользу, чтобы занять свое истинное место. Счастливое место пред лицом Того, познать которого является бесконечной и вечной радостью!
Осознание воли Бога и силы для действия
Есть еще один важный практический принцип, который должен быть замечен в следующих словах: «Не повелел ли я тебе?» (гл. 1,9). Если мы не сознаем, что исполняем волю Бога, если, прежде чем мы начнем действовать, мы еще не убедились в этом в Его присутствии, то мы не будем иметь мужества в его исполнении. Может и на самом деле то, что мы делаем, является волей Бога, однако, не осознав этого, мы действуем неуверенно, колеблясь, без радости; нас останавливает малейшее противодействие. Напротив, когда мы уверены, что исполняем Его волю и что Он сказал нам: «Не повелел ли я тебе?» - ничто, посредством благодати, не может испугать нас.
Тем не менее я добавлю еще пару слов или скорее обращу внимание читателя на то, что говорит Бог, ибо хотя заповедь Бога и вселяет в нас мужество, которого у нас без нее не было бы, однако никакое откровение само по себе не является силой для действия. Но Бог добавляет: «... не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдешь».
Немощь и сила Павла
В Новом Завете мы имеем яркую иллюстрацию этого принципа: Павел был взят до третьего неба, где он слышал то, что нельзя человеку пересказать. Было ли это его силой в борьбе? Несомненно, в духовном плане это расширило его вѝдение, что отразилось на всем его деле; однако это не являлось его силой в этом деле. Напротив, это питало бы ложную самоуверенности плоти; по крайней мере, плоть использовала бы это для самовозвеличивания.
Подобные откровения делали унижение необходимым и исходили от Бога, - не новые блага (хотя все было благом), но то, что унижало апостола и делало его немощным и презренным, что касается плоти[2]. Ведь, когда он немощен, сила дана ему иным способом: не в использовании или в осознании откровений, что сделало бы его немощным, способствуя возвышению плоти, а в благодати и силе Христа, которая совершается в этой слабости. В этом заключается его единственная сила, и Павел радовался [благодушествовал] в этой немощи, в которой сила Христа совершалась в нем, дававшая повод для проявления этой силы; и которая, доказывая, что Павел был немощен, доказывала, что сам Христос действовал с Павлом. Мы всегда нуждаемся в силе, исходящей непосредственно от Христа, когда действуем в Его интересах, — силе, которая совершается в немощи, чтобы исполнить Его дело, — постоянной силе, ибо без Него мы не можем делать ничего. Давайте будем помнить эту истину.
«По эту сторону Иордана» и земли обетованной
Но добавлю лишь пару слов о конце данной главы. Есть христиане (не могу сказать, что одобренные Богом), которые занимают свое место на этой стороне Иордана, иначе говоря, по эту сторону силы смерти и воскресения, примененных к душе Духом Бога. Место их поселения не Египет, оно по эту сторону Чермного моря, оно в пределах владений израильтян - за пределами Египта и по эту сторону Евфрата, реки Вавилонской. Но это и не Ханаан. Это земля, которую они избрали для своего скота и своих владений; они поселили на ней своих детей и жен. Не Иисус Навин покорил эту землю; она не является местом свидетельства о силе Духа Бога — тем Ханааном, что за Иорданом.
Однако хотя детям и семьям воинов было разрешено поселиться там, тем не менее сами воины обязаны были, желали они того или нет, принять участие в битвах детей Бога, которые не пытались найти покоя нигде, кроме как там, где находится сила Бога, - то есть в Ханаане, в небесных местах, когда будут изгнаны все враги. И действительно, когда грех израильтян и последовавшая за ним слабость, поставили народ под удар успешных атак их врагов, врагов Бога, эта земля первой попала в руки противников. «Не знаете ли, что Рамоф Галаадский наш?» [1Цар. 22]. Этот вопрос не приводит к благословению народа, страдающего из-за утраты этой земли. Некоторое время все было хорошо, то есть до тех пор пока колена Рувима, Гада и половина колена Манассии оставались под властью Иисуса Навина и через него сила Бога вела народ. Они сказали Иисусу Навину те же слова, которые сказал Бог: «Укрепись и будь мужествен!»
Невозможность примирения «того, что духовно», и того, что плотское
Как часто в среду детей Бога вводится некоторый принцип или линия поведения, по сути своей ниже превосходства того замечательного дела, которое происходит согласно намерению Бога; но что, однако, до тех пор пока сила Бога действует согласно этому намерению, не освобождается, так сказать, от этого дела, так чтобы обрести какую-либо отчетливую форму и произвести беспокойство и страдание! Однако когда этот божественный поток мелеет в результате человеческой неверности, тогда появляются горькие плоды, духовные отклонения, слабость, недовольство, разделения и прямое порабощение силе зла, что происходит из-за невозможности примирения того, что духовно, с тем, что является плотским, и сохранения духовного свидетельства при одновременном приспособлении к мирским путям [гл. 23].
Но это свидетельство принадлежит другой стороне Иордана. Эти два с половиною колена могут следовать этим путем, если желают, но мы не можем выйти из Ханаана, чтобы присоединиться к ним. Увы! Эти прекрасные луга, столь подходящие для скота, нашли слишком уж много Лотов и колен Израиля, которые поселились в них на свою беду. Такие мели, когда они встречаются на пути странствия христиан, можно, наверно, безопасно преодолевать во время больших приливов, но при малых водах потребуется искусный лоцман, чтобы избежать мелей и всегда плыть в полном потоке благодати Бога по руслу, которое она проторила сама и для себя. Но есть надежный и непоколебимый лоцман, и мы в безопасности, если согласимся следовать за Ним. Бог дал нам все необходимое для этого. Возможно, нам придется удовлетвориться совсем маленькой лодкой - верный лоцман будет в ней.
Поначалу Моисею не понравилось предложение двух с половиной колен [Числ. 32]. Конечно, это было позволено. Однако, в общем, первые мысли веры - лучшие, они рассматривают только обетования, полный результат этих обетований и мыслей Бога. Последующие соображения уже не связаны с этим.