Книга Иисуса Навина. Введение
Великие принципы, раскрытые в Пятикнижии касательно отношений Бога и человека
По милости Бога мы рассмотрели все пять книг Моисея. С одной стороны, они представили нам те великие принципы, на которых базируются в своих великих основах отношения человека с Богом и Бога с человеком, - такие принципы как искупление, жертва и тому подобные; а с другой - освобождение народа, отделенного Им для себя, а также те различные условия, в которые были помещены израильтяне либо под благодатью в форме обетования, либо под законом, либо под управлением Бога, осуществляемым над ними через особого посредника Моисея.
Благодаря этому мы имели возможность изучить исторические события, касающиеся пребывания народа в пустыне; представленный с помощью скинии образец того, что впоследствии должно было открыться; жертвы и священство - средства общения с Богом, предоставленные грешникам, в которых действительно недостает образа нашей совершенной свободы приближаться к Богу (ибо тогда завеса еще не была разорвана), но в которых нашему взору представлена, с безгранично интересными подробностями, тень небесных вещей [Евр. 8,5].
И наконец, мы увидели, что Бог - решительно провозгласив оправдание своего народа в конце странствий в пустыне [Числ. 23,21] и явив, что на них покоится Его благословение, несмотря на усилия их врагов, - объявляет, при каких условиях народ будет сохранять за собой обладание землей и наслаждаться Его благословением в ней, в свободе и благодати дара Бога, в непосредственных отношениях с Ним [Втор. 28,1-14]; и предупреждает, каковы будут последствия непослушания, открывая в то же время свои намерения в отношении этого народа, - намерения, которые Он исполнит ради своей собственной славы[1]. Все это подводит нас к овладению народом землей обетованной под предводительством Иисуса Навина.
Обзор книги Иисуса Навина
Как книга Числа изображает духовное странствование через пустыню, в котором плоть подвергается испытанию, так эта книга полна интереса и назидания, изображая нам в прообразах сражения наследников неба с духовной злобой в небесных местах [Еф. 6,12], когда мы вошли в них, имея полное право быть там, однако должны овладевать ими посредством энергии, побеждающей врагов, которые не хотят впускать нас, — это представляет собой другую сторону христианской жизни. Христиане благословлены всеми духовными благословениями в небесных местах, как Израиль должен был обладать временными благословениями в земных местах. Нетрудно понять, что если мы вправе использовать (в чем я не сомневаюсь) наименование Ханаан как прообразное выражение покоя народа Бога, то здесь речь идет не о самом покое, а о духовных сражениях, которые обеспечивают истинным верующим наслаждение тем, что обещано Богом. Концовка Послания Ефесянам представляет то, что в точности соответствует (и действительно на него ссылается) положению Израиля в данной книге. Святые в собрании, оживленные и воскресшие с Иисусом, ведут сражение в небесных местах, так как именно для тех, кто обитает там, церковь является свидетельством, - свидетельством многоразличной мудрости Бога [Еф. 3,10].
Иордан и Ханаан как прообразы
Следует заметить, что если Иордан символизирует смерть, а Ханаан - покой и славу, то как удалились обычные христианские взгляды от истинного положения христианина, ибо следствие перехода через Иордан и то, что характеризует последовавшее за этим, - это война. Ангел Сущего приходит с обнаженным мечом, как вождь воинства Сущего. Это позволяет нам увидеть то, что христианин обязан осознать: что он, умерев и воскреснув на земле, помещен в небесных местах во Христе, и что именно в этом положении происходят истинные сражения.