Синопсис Д.Н. Дарби

На равнинах Моавитских: Валак и Валаам как слуги сатаны

Моав также напрасно противодействует им. Израиль теперь становится станом на равнинах Моава, и между ним и землей его покоя только Иордан. Но имеют ли они право войти туда? Если враг не может противостоять ему силой, он попытается сделать это другим способом: подвергнув проклятию этот народ, который вполне заслужил это.

Валак посылает послов к Валааму. Главный вопрос в этой столь трогательной сцене таков: может ли сатана достичь успеха в своих намерениях, проклиная народ Бога, чтобы помешать ему войти в обетованную землю[25]. Речь идет не просто об искуплении в начале странствования Израиля и о радости, которая является следствием этого искупления, а о конце путешествия, когда проявилась вся неверность народа, — его неверность даже после того, как Господь привел его к себе. Может ли сатана достичь успеха? Нет.

Валаам вынужденно свидетельствует об истине

Когда Моисей на этих самых равнинах Моава вынужден был сказать в связи с их поведением по отношению к Богу: «Вы были непокорны Господу с того самого дня, как я стал знать вас» [Втор. 9,24] (и на самом деле они были в высшей степени своевольными, самый упрямый народ, — разве мы не знаем об этом?) — , то Бог говорит устами Валаама, вынужденного свидетеля истины: «Не видно беззакония [в рус. бедствия] в Иакове, и не заметно развращенности [в рус. несчастия] в Израиле». Какое свидетельство! Какая чудесная благодать! Какое совершенство в путях Бога! Бог видит все правильно, Он не ошибается, Он говорит истину согласно совершенству своего бесконечного разумения, и именно потому, что оно бесконечно, Он не может видеть никакого беззакония в искупленном народе. Как мог Он увидеть что-либо подобное в тех, кто омыт в крови Агнца? И Бог не хочет это видеть.

Бог действует и судит согласно своим собственным мыслям

В своих путях со своим народом, Он увидит все, узнает обо всем, но когда речь идет об обвинителе, это вопрос праведности. Бог видит только это — дело в том, что согласно намерениям своей благодати Он дал выкуп и грехи Его народа были искуплены. Он не мог по справедливости видеть эти грехи. Уста обвинителя, следовательно, вынуждены признать, что их нет и что враг бессилен против Иакова. И это основание ясно раскрывается: в свое время об Иакове и Израиле будет сказано: «Вот, что творит Бог» [23,23]. Сказано не о Боге, но об Израиле; не о том, что совершил Израиль, но о том, что совершил Бог. Израиль занимал свое место, но дело было делом Бога. И это прекрасно.

Во всем этом особенно отрадно и утешительно видеть, что Бог действует и судит согласно своим собственным мыслям. От начала до конца Он имел мысли о нас. Он сделал то, что было необходимо, чтобы примирить все свои пути при их исполнении с требованиями вечной праведности, но Он имеет эти мысли о нас и действует в отношении нас согласно им. Вера постигает эти мысли Бога, принимает их и опирается на них. Отсюда исходят радость и мир, в то время как присутствие Бога (посреди народа, к которому Он благоволит и которому Он дал новую природу) обеспечивает практическую святость, без которой Он не может обойтись, иначе Он судит, чтобы отстоять славу своего имени, все, что отклоняется от нее. Но здесь это Бог, поступающий, судящий, несмотря ни на что, согласно своим собственным мыслям.

Характеристика беззакония Валаама

Валаам — жалкий персонаж. Он был принужден издали увидеть благословение Бога на Его народе, но когда он рядом и руководим своим природным сердцем и своей собственной волей, он видит лишь путь заблуждения, на который он хочет увлечь его, чтобы лишить его этого благословения (если это было возможно), и он основывается на том соображении, что праведный Бог не может благословить грешный народ. Невозможно вообразить себе большее беззаконие.

Валаам использован Богом и в то же время осужден за свои порочные пути

Скажем несколько слов о том, что символизирует его характер. Давайте проследим эту историю дальше. Валак посылает за Валаамом. Тот изъявляет желание спросить Сущего — то ли из-за инстинктивного страха, то ли для того, чтобы связать в глазах других значимость имени Сущего с тем, что он делает. Фактически, Бог вмешивается в это дело и даже упреждает Валаама; именно Он приходит к Валааму, берет дело в свои руки и берет власть над беззаконным разумом Валаама вопреки его воле, ибо Валаам не имеет никакого понимания мыслей Бога. Бог сказал: «Не ходи с ними, ибо этот народ благословен». Каков же его ответ? «Не хочет Господь позволить мне идти». Он бы с радостью пошел: его сердце обратилось к награде Валака, но он испытывает страх перед Богом. Благословение народа не приходило ему на ум, он полностью чужд щедрости благодати, безразличен к мысли, что Бог благословил свой народ, безразличен к радости видеть Его народ благословенным.

Поэтому, когда искушение повторяется, он говорит, что не может нарушить повеление Господа Бога своего, он облекается в набожность, и, в действительности, он не был полностью лишен искренности, ибо Бог держал его вблизи и в самом деле позволял все это. Но в то же самое время он убеждает послов Валака остаться у него, чтобы увидеть, что еще Сущий скажет ему. Что же еще хотел он узнать в отношении приглашения проклясть этот народ, о котором Бог уже сказал ему, что он благословен? У него не было ничего общего с мыслями сердца Бога, никакого взаимопонимания с Ним самим, им руководит страх последствий. Иначе он был бы так счастлив благословением народа, что испытывал бы ужас при мысли о проклятии того, что Бог благословил. Бог, однако, желает воспользоваться им, чтобы дать славное свидетельство в интересах своего народа, одновременно осуждая порочные пути пророка, ибо они действительно были порочными. Он показывает ему его порочность и его безрассудство, которые делают его более глупым, чем ослица, на которой он ехал, но в то же самое время Он заставляет его продолжить свой путь.

Встреча с ангелом на пути заставляет его из страха произносить в точности то, что Бог вложил в его уста. Валаам идет на встречу, но не говорит на встречу с чем именно (глава 23,15) [в рус. Библии вставлено слово «Богу»]. Очевидно (глава 24,1), что он смешивал колдовство с исповеданием имени Сущего и что он, таким образом, был орудием врага под прикрытием имени Сущего, — очень примечательный случай. Таким образом, он шел, чтобы встретиться с таинственной силой, которая приходила туда, но к нему на встречу приходит Бог, Элохим. Бог сдерживает всю силу врага и препятствует ей ради своего народа, заставляя Валаама сказать то, что Он хочет. Валаам взирает на Израиль с высоты и произносит свое пророчество.

Четыре пророчества Валаама: (1) отделение народа для Бога

Это пророчество делится на четыре части. Предмет пророчества — Израиль, но что касается его принципа, оно применимо также к собранию.

Первое пророчество возвещает об отделении этого народа от мира: «Вот народ будет жить отдельно [в рус. «живет отдельно», 23,9]», он будет отделен для Бога и не будет числиться среди народов.

(2) Когда Бог благословляет, Он не раскаивается; народ оправдан

Второе пророчество объявляет, что Бог не раскаивается. Бог благословил Израиль, и разве Он не утвердит то, что Он сказал? Народ оправдан и без греха в глазах Бога. Именно Бог вывел их из Египта. Этот народ имел «силу единорога», и враг, к которому Валаам прибегал в своих волхвованиях, был ничто против них.

(3) Бог видит красоту, свежесть и силу народа

Валаам, увидев наконец, что Бог решительно настроен благословить, покоряется силе Бога; Он больше не идет, чтобы войти в контакт с колдовством, и Дух Бога нисходит на него [24,1.2]. Поскольку оправдание народа теперь провозглашено, Дух Бога может свидетельствовать о нем (о народе), вместо того, чтобы ограничить свое свидетельство мыслями и намерениями Бога. Валаам видит Израиль с высоты; видя видение Всевышнего, он созерцает народ с высоты согласно мыслям Духа Бога, как он предстает в помыслах самого Бога. Глаза пророка открыты. Заметьте, что это не предвкушение Ханаана и не Израиль в своих постоянных жилищах; Валаам обращается лицом по направлению к пустыне и видит Израиль, живущий в своих шатрах. Там Дух взирает на них и заявляет о красоте и порядке народа в глазах Бога. Освежительная вода Бога также всегда была с ними там. Они были как сады у реки, Сущий насадил их как алойные дерева, поэтому разве этот народ не будет великим среди народов, источником силы и радости? Они пьют из источников Бога и изливают вóды в изобилии вокруг себя для других. Бог вывел их из Египта, они были делом рук Бога, и сила Бога пойдет с ними против их врагов.

Следовательно, в-третьих, нам представлена здесь красота и свежесть, источники которых не иссякают, а также сила (то, что Дух делает для собрания).

(4) Пришествие Христа

В-четвертых, Дух показывает нам пришествие Христа, Звезды Иакова, которая венчает славу народа. Однако, поскольку она восходит посреди Израиля, это происходит в суде. Что касается нас, для нас это будет взятием с этой земли на брак Агнца, чтобы мы могли разделить радость Его присутствия.

Одним словом, мы видим отделение народа от мира, его оправдание, его порядок, его красоту, как бы насаженные Богом при вечных источниках реки Бога; и затем пришествие Христа. Это пророчество чрезвычайно прекрасно. Заметьте также, что эти пророчества, отвечая на каждую новую попытку навести проклятие на них, вовсе не являются повторением. Каждая из этих попыток выявляет что-то большее из того, что Бог имел в своем сердце для своего народа, для его благословения. Небезынтересно видеть, как Валак использует все человеческие и суеверные средства, чтобы навлечь проклятие на Израиль. Он не имел никакого понятия о Боге, а ведь именно с Богом он имел дело.

Мысли Бога о церкви, рассматриваемой с высоты

Для нас очень важно иногда взглянуть на Церковь с высоты, в пустыне, но в красоте мыслей Бога, как на бесценную жемчужину. Сколько ропота, сколько жалоб, сколько безразличия, сколько плотских побуждений можно было бы увидеть и услышать внизу, посреди стана, в пустыне! Но с высоты, для того, кто видит видение Бога, у кого глаза открыты, все прекрасно. «Я в недоумении о вас», — говорит апостол и сразу же вслед за этим: «Я уверен о вас в Господе» [Гал. 4,20; 5,10]. Нам нужно взойти к Нему, чтобы иметь Его мысли благодати, — мысли Того, который видит красоту своего народа, своего собрания, через что бы то ни было, потому что оно прекрасно. Без этого мы либо пришли бы в полное уныние, либо довольствовались бы злом. Это видение Бога устраняет эти две мысли одновременно.

Ужасный суд Бога в конце века

Мы видим окончательный суд над кораблями из Киттима (то есть с запада, с северного берега Средиземного моря) и суд над их вождем, после того как он поразит Ассура и Евера. Это будет ужасным судом Бога в конце этого века.

Попытка Валаама воспрепятствовать благословению; Финеес и его награда

Еще несколько слов о положении Валаама.

В конце домоправления, основанного на каком-либо познании Бога, когда вера потеряна, в то время как сохраняется ее исповедание, это последнее обретает славу, которой люди похваляются (как сейчас именем христианина). Сатана пользуется этим, к нему прибегают за силой, вступают в соприкосновение с колдовством, потому что, похваляясь открытым именем Бога, стараются удовлетворить свои собственные похоти и значимость имени Бога присоединяют к делу дьявола. Однако до некоторой степени Бога все же признают. Его боятся, и Он может вмешаться, но сама система — дьявольская, хотя и под именем Господа, с частичным страхом Божьим и боязнью, которая признает Его как объект страха. Народ Бога сохраняется посреди этого зла, но это очень серьезная мысль, и это в действительности история христианской системы.

Наконец, несчастный Валаам, сердце которого находилось в узах беззакония, увидев, что он не может проклясть силой сатаны, пытается воспрепятствовать благословению Бога, вовлекая народ в грех и идолопоклонство. В отношении народа ему это удается достаточно легко. Бог посылает наказание, и в то время как народ смиряется, гнусность зла вызывает негодование Финееса, который, действуя с энергией, соответствующей обстоятельствам, останавливает поражение сынов Израиля и получает вечное священство для своего семейства.